Когда дети не боятся контрольных
Автор: Надежда БЫКОВА, Марина ПОСПЕЛОВА | Рубрика: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ Понедельник 12 сентября 2016Интенсификация учебного процесса, повышенные запросы родителей и другие факторы риска вызывают у ребёнка страх перед контрольной работой, что может неблагоприятно сказываться на его здоровье. Можно ли построить процесс обучения так, чтобы дети не боялись контрольных, а даже, напротив, ждали их с нетерпением? Оказывается, что можно, если грамотно подходить к этой проблеме.
настроение: позитивное
ключевые слова: цели контроля, успешность, игра, самооценка, самопроверка, взаимоконтроль
город: г. Москва
Слово «контроль» чаще всего вызывает отрицательную реакцию. Даже мы, взрослые, испытываем стресс, когда проходим тестирование или сдаем зачеты на очередных курсах повышения квалификации. А что же говорить об учениках начальной школы! Интенсификация учебного процесса, повышенные запросы родителей и другие факторы риска вызывают у ребенка страх перед контрольной работой, что может неблагоприятно сказываться на его здоровье. Можно ли построить процесс обучения так, чтобы дети не боялись контрольных, а даже, напротив, ждали их с нетерпением? Оказывается, что можно, если грамотно подходить к этой проблеме.
Каковы современные цели контроля в начальной школе? Обобщенно можно выделить следующие: выявление достижений учащихся, формирование чувства успешности, повышение мотивации к изучению английского языка и развитие стремления демонстрировать свои способности. Давайте посмотрим, как УМК «Английский в фокусе 2–4» добивается объективной оценки знаний учащихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей и при этом оказывает положительное влияние на их эмоциональное состояние.
Разнообразие упражнений, песен, стихов и игр в УМК помогает учащимся легче и быстрее запомнить изучаемые структуры. Завершая изучение модуля, учащиеся выполняют ряд заданий, которые позволяют им обобщить и закрепить изученный материал и объективно оценить то, чему они научились. Таким образом, они имеют возможность тщательно подготовиться к написанию модульного теста.
Первый этап на этом пути — задание в разделе Portfolio. Учащиеся пишут мини-сочинение, используя полученные знания и опираясь на личный опыт и текст-модель. Сначала упражнение выполняется устно в классе, а затем письменно в классе или дома. Мини-сочинение сопровождается иллюстрацией (рисунком, картинкой, фотографией). Проверив задание, учитель возвращает его учащимся для презентации.
Рис. 1
Следующий шаг — настольная игра Let’s Play! в рабочей тетради. Учащиеся младшего школьного возраста должны иметь возможность играть на уроках. Игра для них — не только разрядка, но и увлекательный способ многократного повторения и закрепления изученного материала, развивающий также навыки общения в коллективе. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Находчивость и сообразительность могут помочь слабому по языковой подготовке ученику стать первым в игре. Игра дает возможность ребятам преодолеть стеснительность. Нельзя пренебрегать этим видом работы на уроке.
Рис. 2
Далее следует выполнение упражнений из раздела Now I Know, которым заканчивается модуль и в котором учащиеся имеют возможность проверить свои знания изученной лексики и грамматики, а также умения читать, писать и способность к коммуникации. Учитель же сможет определить, что нужно повторить и еще раз проработать перед контрольной работой. Важно, чтобы учащиеся делали упражнения самостоятельно, но учитель должен убедиться, что они хорошо понимают задание. После выполнения каждого упражнения, учащиеся сверяют свои ответы с теми, которые учитель пишет на доске, и оценивают свою работу в баллах. Так у них начинают вырабатываться навыки самооценки. Закончив работу в разделе Now I Know, учащиеся просматривают таблицу Now I Can и определяют, чему они научились в данном модуле. Можно организовать и взаимоконтроль, когда учащиеся проверяют работу, например, своего соседа. Опыт показывает, что дети делают это с большим желанием и удовольствием, и на уроке воцаряется очень доброжелательная атмосфера, когда ребята учатся радоваться успехам или сочувствовать неудачам одноклассников. Проверку очень удобно проводить с помощью приложения для интерактивной доски.
Рис. 3
Работая дома, учащиеся выполняют задания раздела I Love English! в рабочей тетради, что помогает им повторить и закрепить активные лексические единицы и грамматические структуры, проверяемые в модульном тесте. Такую же работу учащиеся могут проделать в сборнике упражнений к учебнику, в специальном разделе повторения материала модуля.
Рис. 4
Очень важно, чтобы дети с самого начала учились правильно писать активные слова. Задача эта не из простых — и в родном языке многие дети испытывают трудности при написании словарных диктантов. Чтобы помочь детям быстрее запомнить написание слов (а это умение проверяется и в тестах), мы предлагаем специальные карточки для самопроверки, которые помещены на сайте УМК http://old.prosv.ru/umk/spotlight в авторской рубрике Spotlight Primary: Let me share для всех модулей учебников.
Работа с карточкой происходит так: сначала дети под контролем учителя читают слова из двух крайних столбцов, а затем перегибают листочек пополам (подсказка остается закрытой), и стараются написать напротив русского слова его английский эквивалент. Если сомневаются — подсматривают в закрытую часть листа. То же самое они могут проделать дома.
Можно внести элемент игры: попросить детей ставить галочки на листочке каждый раз, когда они подглядывают, как пишутся слова. Чем меньше галочек — тем лучше!
Известно, что в одном классе могут обучаться дети с различными способностями, и не все усваивают материал с одинаковой скоростью и одинаково успешно, поэтому огромное значение имеет самостоятельная работа, самоконтроль и самокоррекция. Индивидуальный самоконтроль — одна из современных тенденций контроля. Для его осуществления в УМК входит такой компонент, как Языковой портфель. Языковой портфель состоит из трех частей: языкового паспорта, в который ученик вписывает все помещаемые материалы (сертификаты, грамоты, тесты, контрольные, творческие работы); языковой биографии, в которой он описывает свой языковой опыт и оценивает свой уровень владения английским языком по видам речевой деятельности («теперь я умею»); досье (творческие работы).
Рис. 5
Таким образом, выполняя разнообразные увлекательные, в том числе, и интерактивные упражнения и задания, учащиеся не боятся тестов, так как формат заданий им знаком, а языковой материал модуля тщательно проработан в классе и дома.
Рис. 6