Обучение смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе на базе УМК “Starlight”
Автор: Ксения ФИЛИППОВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Пятница 11 ноября 2016Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. У современного младшего школьника возникают трудности, связанные со смысловой стороной чтения на английском языке. Ученики успешней воспринимают и понимают прочитанное, если учитель на уроке использует различные стратегии смыслового чтения.
Reading skill is a complex phenomenon. It consists of two sides: semantic and technical. The modern junior student has difficulties with the semantic side of reading in English. Students perceive and understand what they read more successfully, if the teacher in the classroom uses different semantic reading strategies.
ключевые слова: чтение, смысловое чтение, стратегии чтения, работа с текстом, начальная школа, Starlight
город: Москва
Начальная школа — особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования на последующих ступенях обучения. Поэтому каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения — явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. В современном обществе умение читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Техническую сторону следует рассматривать как подчиненную первой (смысловой), обслуживающей ее.
Трудности чтения у младших школьников возникают не только на родном, но и на иностранном языке.
При переходе в среднюю школу у учащихся недостаточно сформированы технические навыки чтения и письма, они не умеют извлекать смысл из прочитанного на иностранном языке, что является причиной хронической неуспешности и эмоционального нездоровья школьников (З. Н. Никитенко).
Стратегии смыслового чтения
Что же такое «смысловое чтение»? В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Понятие «стратегии смыслового чтения» можно определить как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Н. А. Федорова в статье “Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла” указывает на то, что для того, чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором стратегий. Выбор в первую очередь определяется читательским видением цели своего чтения, знаниями и опытом в области содержания текста и умениями, опытом использования различных стратегий. Иногда читатель использует несколько стратегий, прежде чем поймет, каким образом ему удобнее и результативнее работать с текстом определенного типа.
В соответствии с этапами работы с текстом (до чтения теста, во время чтения текста, после чтения текста) стратегии смыслового чтения можно разбить на три группы:
- стратегии предтекстовой деятельности
- стратегии текстовой деятельности
- стратегии послетекстовой деятельности
Множество стратегий смыслового чтения может быть успешно реализовано на базе УМК “Starlight”. Далее в статье мы подробно рассмотрим данные три группы стратегий, приводя примеры их применения на основе текстов и заданий из учебников Starlight для начальной школы.
Стратегии предтекстовой деятельности
Задачами ориентировочных предтекстовых стратегий являются постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, актуализация предшествующих знаний, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, мотивирование читателя, включение механизма антиципации — прогнозирования содержания, тематической и эмоциональной направленности текста, формирования умения и привычки думать над книгой до чтения. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.
С позиции пробуждения интереса к чтению можно отметить следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:
- «Глоссарий»
Цель стратегии — актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
- «Рассечение вопроса»
Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. «Прочитайте заглавие текста и разделите его на группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?»
- «Соревнуемся с писателем».
Цель — мотивировать школьника на прочтение книги. «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации». Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
Как видно из иллюстраций ниже, организация текстов и заданий к ним в учебниках Starlight позволяет учителю использовать данные стратегии предтекстовой деятельности.
Данное задание ученикам предлагается выполнить перед прочтением текста о дельфинах (рис. 1). Оно позволяет в интересной форме реализовать стратегию «Глоссарий».
Яркие, детальные иллюстрации перед каждой частью сказки, представленной в учебнике, позволяют учителю успешно использовать стратегию «Соревнуемся с писателем» (рис. 2). Дети предполагают, что дальше произойдет в сказке, опираясь только на иллюстрацию. Мотивация к прочтению вследствие такого упражнения значительно возрастает.
Стратегии текстовой деятельности
Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.
- «Чтение в кружок»
Начинается чтение текста по абзацам. Задача ученика — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. После каждого прочитанного абзаца слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ неверен или неточен, другие ученики его поправляют.
- «Чтение с остановками»
Цель — управление процессом осмысления текста во время чтения.
Текст читается с остановками, во время которых учитель задает вопросы детям. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
Приведем пример работы с текстом из учебника Starlight 4 с использованием стратегии «Чтение с остановками».
Ученик читает текст. Учитель останавливает его после определенных моментов и задает всем ребятам несколько вопросов на понимание прочитанного, и один на прогнозирование событий.
Starlight 4, часть 1, стр. 14. The Stone flower, 1 часть:
This is a village in the Ural Mountains, a long time ago. Prokopych is a famous craftsman. He makes jewellery and he is the best craftsman in the Urals.
- Where is the village?
- Who is Prokopych?
- What does he make?
- How do you think, what does he use to make his jewellery?
He uses malachite, a beautiful green stone, to make his jewellery. The people of the village want Prokopych to teach some of the village boys how to make jewellery, but none of them have the talent.
“I’m sorry,” Prokopych says. “I cannot teach these boys. They haven’t got the talent. I need a boy. Who understands what beauty is!”
- What can you say about malachite? What colour is it?
- What do people of the village want?
- How do you think, is there a boy in the village who has a talent?
There is a young orphan boy, Danila, in the village. Danila is weak and can’t work like the other boys. Prokopych has no children of his own, so he takes Danila into his home.
- What is the young boy’s name?
- Why can’t Danila work the other boys?
- Why does Prokopych take Danila into his home?
- How do you think, what will happen in the next part of the story?
Стратегии послетекстовой деятельности
Целью стратегий послетекстовой деятельности является использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного.
Послетекстовая деятельность в основном реализована в работе с вопросами различных видов. На рисунке 3 показан пример такой работы — в задании 4 следует ответить на вопросы, опираясь и на личный опыт, и на содержание текста.
Примером использования данной стратегии также служит задание на иллюстрации ниже (рис. 4). Для выполнения такого упражнения ребенок вынужден использовать информацию, полученную из текста.
Формирование стратегий смыслового чтения может обеспечить развитие умений чтения как универсальных учебных действий, повышение мотивации чтения как на родном, так и на иностранном языке, а также положительный перенос умений чтения с родного языка на иностранный.
В данной статье мы рассмотрели различные стратегии смыслового чтения, которые учитель может успешно использовать на уроках английского языка в начальной школе, а также возможности учебников “Starlight” для реализации этих стратегий.
Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения. Задача современных учителей — собрать все стратегии и научиться продуктивно применять их на практике.
Список использованной литературы:
- “Федеральный Государственный Стандарт Начального Общего Образования” от 06.10.2009.
- Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильдруд Р. П., Эванс В. Звездный английский. 3 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013
- Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильдруд Р. П., Эванс В. Звездный английский. 4 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013
- Борисова С. В. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у младших школьников http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-strategiy-smyslovogo-chteniya-tekstovoy-informatsii-u-mladshih-shkolnikov
- Козленко Л. Н. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения http://festival.1september.ru/articles/632538
- Никитенко З. Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования // Иностранные языки в школе. 2010. № 6.
- Федорова Н. А. Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/strategii-smyslovogo-chteniya-na-urokakh-gumanitarnogo-tsikla