Развитие творческого потенциала школьников на уроках английского языка
Автор: Марьяна ВОЛОБУЕВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Вторник 20 декабря 2016Данная статья раскрывает некоторые приемы педагогической деятельности, которые могут помочь учителю развить творческие способности и личностные качества своих учеников, а также повысить эффективность урока.
ключевые слова: творческое мышление, креативность, открытка, постер, технология проектов, развитие навыков устной речи
город: г Петрозаводск
Основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе развития является повышение качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ.
Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.
Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет — это дополнительное «окно» в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству.
Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане. Ниже я приведу простые приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности.
- Проведение уроков рисования, посвящённых Рождеству и Дню Рождения, на которых учащиеся красочно оформляют открытки, придумывают поздравления, после чего мы оформляем выставку всех работ.
- Использование творческих заданий на уроке при работе с текстами:
— придумать и написать рассказ по серии картинок;
— сделать рисунок по прочитанному;
— разыграть диалог между персонажами текста;
— составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу (тема «Еда»);
— сделать поэтический перевод стихотворения на русский язык
- Рисуя и изготавливая поделки, дети слышат речь учителя на английском языке (инструкции, вопросы, слова поощрения и т. д.), пополняя свой пассивный словарь. Эти виды деятельности не вызывают у учащихся трудности, так как учитель всегда демонстрирует образец и объясняет, что и как должны делать дети. Кроме того, такого рода творческие задания развивают самостоятельность учащихся и позволяют им проявить свои индивидуальные способности. Такие задания предназначены для усвоения языкового материала и развития моторики, глазомера и фантазии. Также необходимо отметить, что по мнению психологов, спокойные периоды работы на уроке позволяют учащимся обдумать то, чему они научились на данный момент.
В качестве примера ниже представлены шляпки на День рождения, изготовленные учениками 2 класса в рамках темы «Мой день рождения!», а также постеры—футболка на тему «Экология», 6 класс. Ученики разрабатывают дизайн футболок, отражающие современные проблемы экологии, существующие в современном мире.
Ученики могут работать как самостоятельно, так и в мини-группах.
Также в рамках данного вида работы предлагается организовать рассказ-презентацию, в ходе которой каждый ученик сможет попрактиковаться в устной речи и применить полученные знания в рамках изучаемой темы (лексические единицы).
- Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, коллажей, презентаций по различным темам. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Ниже представлены проекты, выполненные учениками 3 класса по теме «Еда». В конце изучения темы ученикам предлагается открыть свой ресторан. Ученикам предстоит придумать называние их ресторана, продумать меню и разобраться с ценами. На уроке ученики презентуют готовый продукт классу, после чего можно организовать мини-обсуждение и выбрать 3 самых удачных проекта ресторана.
Нестандартные уроки: урок — театр, где учащиеся ставят школьные пьесы (пьеса Starlight по УМК «Spotlight», 2 класс). Поскольку пьеса состоит в основном из песен, с которыми дети уже знакомы, на ее постановку не потребуется много времени. Дети получают роли и постепенно учат слова с помощью учителя. Дети, которым не досталось ролей, будут исполнять песни в составе хора. Надо отметить, что ребята сами придумывают костюмы и готовят нужные реквизиты, оформляют декорации. Урок – концерт обычно проводится в конце года, на котором демонстрируется знание выученных за год песенок и стихов.
Выполнение заданий такого рода позволяет учащимся с раннего возраста работать самостоятельно и творчески, опираясь на свой личный опыт, развивает активное, осознанное отношение к обучению, что позволяет проследить прогресс в изучении языка, развивать индивидуальные языковые способности.