Рефлексия как средство достижения личностных, предметных, метапредметных результатов
Автор: Галина СЕРГЕЕВА | Рубрика: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Пятница 23 декабря 2016Федеральный государственный образовательный стандарт рисует выпускника школы как конкурентоспособного человека, творческую личность, способную учиться самостоятельно и стремящуюся к самосовершенствованию, умеющую организовать свою деятельность, взаимодействовать с другими людьми. Чтобы достичь такого результата, необходимо на уроке и во внеурочной деятельности создать условия для достижения учениками личностных, предметных и метапредметных результатов. Одним из обязательных условий создания развивающей среды на уроке является рефлексивная деятельность.
Federal state educational standard characterizes a school graduate as a creative person, able to learn independently and seeking to self-improvement, able to organize different activities to interact with other people. To achieve this result, it is necessary in the classroom and in extracurricular activities to create the conditions for students to achieve personal, disciplinary, interdisciplinary results. One of the essential conditions of creating educational environment in the classroom is reflective activity.
настроение: располагающее к размышлениям
ключевые слова: рефлексия, процесс обучения, цель, результат, интерес, совершенство
город: Курская область, Рыльский район, п. Марьино
“A person cannot truly improve, if he does not help others to improve”
Charles Dickens
«Человек не может по-настоящему совершенствоваться,
если не помогает совершенствоваться другим»
Чарльз Диккенс
Как сделать занятие интересным и эффективным? Как сделать процесс обучения таким, чтобы ученик ежедневно, выходя из стен школы, мог сказать, что сегодня узнал много нового и полезного? Как сделать так, чтобы школа стала «школой радости», чтобы ученики соответствовали современным реалиям времени, были готовы решать насущные проблемы, находить ответы на необходимые вопросы?
Федеральный государственный образовательный стандарт рисует выпускника школы как конкурентоспособного человека, творческую личность, способную учиться самостоятельно и стремящуюся к самосовершенствованию, умеющую организовать свою деятельность, взаимодействовать с другими людьми. Чтобы достичь такого результата, необходимо на уроке и во внеурочной деятельности создать условия для достижения учениками личностных, предметных и метапредметных результатов. Одним из обязательных условий создания развивающей среды на уроке является рефлексивная деятельность.
На практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно прикрепляют на доску в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была, оценку уроку поставили. В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия». И никаких претензий. Но ведь цель и назначение рефлексии намного важнее и масштабнее. Хотелось бы разобраться в этом понятии, чтобы в полной мере использовать обучающий и воспитательный потенциал рефлексивной деятельности.
Что означает понятие «рефлексия»?
Слово рефлексия происходит от лат. reflexio — обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в различных областях психологии: исследование сознания, мышления, творчества, общения, личности.
Если резюмировать роль и место рефлексии в мышлении, то можно отметить, что:
- рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов;
- рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его содержания, так и его средств;
- рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности;
- рефлексия помогает «войти» в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, «снять» содержание и, в случае необходимости, внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения.
В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:
- рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др.;
- рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации;
- рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования;
- рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им.
Рефлексия на уроке — это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока:
- По содержанию: символическая, устная и письменная.
- Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).
- Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
- Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени, уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
- По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала всем классом, потом — в отдельных группах, затем выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
- Эмоциональная
Школьники оценивают настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Такая рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3–4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?» и т. д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, поднятие рук, сигнальные карточки и т. д.
- Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии, как правило, применяется на завершающем этапе деятельности: при проверке заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Благодаря рефлексии деятельности, перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
- Рефлексия содержания материала
Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Классическим примером могут служить следующие опорные фразы: сегодня я узнал, было трудно, я понял, что, я научился и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно фронтально, а можно и письменно, индивидуально.
- Анкета
Ученикам предлагаются вопросы личного характера, с помощью которых ученик может описать свою работу, оценить результат. Обозначить проблемы. Например, анкета «Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
С одной стороны хорошо, когда рефлексивная деятельность организуется разнообразно, варьируется, удивляет, не дает скучать. В таком случае, учащиеся с интересом ждут этого вида работы и с радостью участвуют в рефлексии. С другой стороны не стоит увлекаться и слишком часто разнообразить, менять приемы рефлексивной деятельности, тогда много времени и усилий учащимся придется тратить на то, чтобы разобраться в символике, правилах оценивания.
В качестве примеров хочется привести виды рефлексии, особенно полюбившиеся моим ученикам и мне.
Карта самооценки обучающегося на уроке английского языка в 4 классе по теме «Кем ты хочешь быть?»
Ученики самостоятельно оценивают свои умения в словообразовании, построении высказывания, ведении диалога. Выбирая звездочку, учащиеся говорят о том, что полностью освоили материал, квадрат соответствует отметке «4», учащиеся. Выбравшие треугольник, считают, что нужно еще поработать с материалом для лучшего усвоения.
Лист самооценки к уроку английского языка в 5 классе по теме «Парки Лондона»
Учащиеся ставят отметку (это может быть цифра или какой-то символ) напротив названия парка, показывая, как они освоили информацию, научились рассказывать о парке.
Рефлексивная карта к уроку английского языка в 6 классе по теме «Великие исследователи». На каждом этапе урока учащиеся оценивают, как они справились с заданием.
Для того чтобы осуществить эффективную рефлексию деятельности учеников по освоению самооценки, самоанализа своей работы, в начале процесса была проведена диагностика уровня развития рефлексии у личности с использованием методики А. В. Карпова (тест на рефлексию). Через три года мы повторили диагностику. У 10% учеников повысился уровень развития рефлексивности. Большее количество учащихся стали проявлять интерпсихическую рефлексию, то есть способность к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью, как способностью встать на место другого, также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии. Кроме того наряду с ситуативной рефлексией, то есть непосредственным самоконтролем поведения человека в актуальной ситуации, учащиеся проявляют интерес и понимание необходимости и полезности ретроспективной и перспективной рефлексии. То есть ученики учатся оценивать содержание прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в особенности, допущенные ошибки. А также осваивают функцию анализа предстоящей деятельности, поведения, планирование как таковое.
Таким образом, рефлексивная деятельность дает ученику возможность оценивать свои знания, умения. Ребята учатся учиться: планировать свою деятельность, анализировать работу, фиксировать допущенные ошибки, намечать дополнительные цели, для исправления ошибок, совершенствования знаний и умений, контролировать результаты своей работы. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что рефлексия — это необходимое средство достижения личностных, предметных, метапредметных результатов.
Список использованных источников:
- Бим И. Л.Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. — 2002. — № 2. — С. 1−15.
- ПономаревЯ. А. Психология творчества и педагогика. — М., 2000.
- Соколова Л. А Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / А. Л Соколова // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 1. — С. 19−26.
- Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал, 2003, №5.