ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ ИКТ В РАЗВИТИИ
МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Автор: Елена ЛЕВКО | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Четверг 9 февраля 2012
Главная задача современной теории и практики образования состоит в том, чтобы подготовить молодое поколение к эффективному сотрудничеству в рамках разнообразных социальных сообществ. Таким образом, расширение межкультурных знаний учащихся в рамках международных проектов — это не просто часть национальной программы воспитания молодого поколения, но и межнационального культурного сотрудничества.
настроение: плодотворное
ключевые слова: социальные сообщества, межкультурный диалог, страноведение, мотивация учащихся, толерантность, анализ информации, патриотизм, презентация, интерактивная конференция, проектное задание
город: Санкт-Петербург
Работа над международными проектами учит учащихся толерантности, уважению
к культуре, ценностям и верованиям других народов. Опыт участия в международной проектной деятельности должен привести к положительному диалогу сотрудничества, который может послужить значимому обмену идеями и чувствами в мультикультурном обществе.
Вовлечение учащихся в диалог о межкультурных проблемах и уважении
к различным точкам зрения готовит их к более серьезному обсуждению важных и зачастую неоднозначных тем современного мирового сообщества, даст им возможность осознать себя гражданами мира.
Расширение информационной сферы позволяет говорить о создании оптимальных условий для формирования современного мышления
у молодого поколения, готовности к ведению межкультурного диалога, развития социокультурной компетенции, совершенствования коммуникативной культуры, воспитания толерантности, патриотизма
и интернационализма, совершенствования речевых умений при освоении английского языка, развития навыков работы с ИКТ.
С 2008-2009 учебного года наша школа является участником международного проекта «Комениус» — «Открывая Европу», в котором задействованы школы ряда европейских стран. Проект направлен на поддержание межкультурного диалога между странами-партнерами, изучение различных подходов к образованию, диверсификацию образовательной среды, взаимообмен творческими идеями.
Большая часть работы по проекту проводится с использованием средств ИКТ, что позволяет совместно творить, общаться, делиться идеями и материалами и делает проект современным и доступным для участия всех учащихся школ-партнеров.
Для этой цели создан и работает международный интернет-блог www.discoveringeurope.blogspot.com. Здесь размещаются материалы, собранные учащимися в ходе работы по проектным заданиям, их фотоработы, презентации, эссе и письма. Здесь они могут общаться
в режиме онлайн, оставлять свои комментарии, знакомиться с конечным продуктом их общей работы по той или иной части проекта.
Участие в проекте предполагает совместную работу по таким предметам школьного курса, как история, география, биология, изобразительное искусство, литература, музыка, технологии (домоводство), физическая культура и английский язык. Для этого в нашей школе создан координационный комитет, который занимается планированием и реализацией программы проекта как в рамках школы, так и на международных встречах стран-партнеров.
По итогам работы за три года можно однозначно говорить о том, как участие в проекте помогает в решении учебных и воспитательных задач:
- повышает социокультурную компетентность и за рамками учебной программы;
- заставляет сравнивать свой уровень образования по тем или иным предметам с уровнем образования сверстников за рубежом;
- позволяет рассматривать учебный материал в совокупности
с аналогичным материалом, изучаемым в других странах; - учит самостоятельному поиску, обработке и использованию информации;
- помогает на практике устанавливать межпредметные связи;
- повышает учебную мотивацию;
- выводит на новый уровень мышления, необходимого в современных условиях;
- воспитывает толерантность учащихся через познание других культур
и личное общение; - воспитывает патриотизм через представления достижений своей страны, города и школы, преодоление стереотипов и предрассудков
в отношении других народов и национальностей через совместную деятельность и личные контакты; - привлекает к активной деятельности учащихся разных возрастов и разного уровня обученности через интересные задания проекта, через привлекательные для молодежи темы: спорт, искусство, путешествия, музыка, т.д.;
- повышает мотивацию к изучению английского языка, не только устного, но и письменного, а также к чтению и критическому чтению, через использование в реальных жизненных ситуациях;
- заставляет эффективно использовать ИКТ как средство поиска информации и средства коммуникации;
- предотвращает эмоциональное выгорание учителей, усиливает их мотивацию через сопоставление систем образования и их элементов, расширяет межкультурное общение с коллегами, дает импульс
к повышению уровня английского языка, своих фоновых знаний, возможность узнавать ближе своих учеников, помогать им в познании мира и решении их проблем.
Участники программы:
- Испания: I.E.S., SanTome de Freixeiro, Vigo, Spain
- Германия: Sekunarschule Burgbreite, Wernigerode, Germany
- Голландия: Het College VOS, Vlaardinger, Netherlands
- Финляндия: Jakomaki Comprehensive School, Helsinki, Finland
- Польша: Gimnazjum nr.16 im. Fryderyka Chopina. Lublin. Poland
- Эстония: Kreenholmi Gymnasium, Narva, Estonia
- Россия: Санкт-Петербург, ГБОУ школа № 212
За три года участия в проекте мы сделали немало:
- приняли участие в работе над созданием европейского календаря;
- участвовали в создании постера «Памятники наших городов»;
- приняли участие в ученической конференции «Растительность наших стран»;
- создали лого для международного блога;
- принимаем активное участие в работе блога www.discoveringeurope.blogspot.com — размещаем материалы, оставляем свои оценки, комментарии и мнения, знакомимся с жизнью ребят европейских стран;
- ребята 6«Б» и 4«Б» класса переписываются с друзьями из Германии
и Финляндии; - приняли участие в проектном задании: «Национальные кухни стран-участниц. Готовим вместе» Для этого провели конкурс презентаций «Готовим с друзьями», заслушали защиту презентаций, разместили на блоге лучшие из них;
- провели интерактивную конференцию по теме «Готовим вместе»
с ребятами из Финляндии и разместили отчет на блоге; - приняли активное участие в конкурсе рассказов “Criss-Cross, here
I am”, провели конкурс рассказов в школе, лучшие рассказы разместили на блоге; - провели интерактивную конференцию в Финляндию по проекту
о национальной кухне; - подготовили материалы по национальным музыкальным инструментам — провели защиту презентаций и лучшие разместили на блоге;
- подготовили презентации по национальным играм и провели конференцию по заданию «Европейская Олимпиада»;
- приняли участие в международной встрече по проекту «Европейская Олимпиада» и местном спортивном фестивале «Нarzgebirgslauf 2010»
в г. Вернигроде, Германия; - работая над проектным заданием «Национальные сказки», создали иллюстрации к народным сказкам, поставили кукольный спектакль «Репка» на английском языке и создали видеофильм, который выложили на блог;
- по проектному заданию «Места для отдыха молодежи» совершили поездки по окрестностям города, создали и защитили презентации
и выложили лучшие на международный блог; - приняли участие в конференции в г. Влаардинген, Голландия «Сравнивая законы» с защитой презентации по донорству органов;
- готовимся к поездке в г. Люблин, Польша, по заданию «Галерея искусств».
Практическая значимость работы по данному проекту чрезвычайно важна
и актуальна в современных условиях, поскольку:
- помогает осуществить на практике рамки взаимодействия с культурой и образованием других стран;
- способствует формированию у учащихся современного мышления, дает им возможность осознания себя как человека — носителя не только российской, но и европейской культуры, а значит — гражданина мира;
- дает возможность проведения конкретной воспитательной работы по интернационализации и воспитанию толерантности через знакомство
с учащимися и учителями стран-партнеров и установление личных, человеческих контактов; - проводится с помощью современных методов с использованием средств ИКТ, что делает проект особенно привлекательным для учащихся;
- каждое проектное задание заканчивается производством конечного продукта: плаката, календаря, брошюры, CD или DVD. Все конечные продукты заданий по проекту могут быть использованы и используются на уроках по различным предметам;
- помогает учителям оценить и обобщить свой опыт работы, а также познакомиться с опытом работы коллег в других странах, что особенно актуально в период вхождения российского образования в Болонский процесс;
- дает возможности развития личности как учеников, так и учителей через творческое сотрудничество, повышает уровень культурной компетенции и самооценку участников проекта;
- повышает интерес учащихся к самостоятельной исследовательской работе, которая может быть представлена на международном уровне,
к изучению английского языка как языка международного общения,
к овладению навыками работы с ИКТ как для коммуникации, так и для создания и защиты своих проектов в рамках программы.
К проекту привлекаются учащиеся 2-11 классов для выполнения проектных заданий на конкурсной основе. Лучшие работы по проектным заданиям размещаются на блоге и используются при создании конечного продукта по каждому проектному заданию.
В работу по проектным заданиям вовлечены учителя английского языка, учителя-предметники при выполнении проектных заданий, связанных с их предметом, и педагоги дополнительного образования. Всего по проекту успело поработать более 20 педагогов, 8 из которых ездили на международные встречи и конференции.
За три года работы в различных заданиях по проекту приняли участие более 300 учащихся. Из них 14 выезжали на международные конференции в школы-партнеры и выступали там с защитой своих проектов.
Проект пользуется популярностью у учащихся
и педагогов, он стал звеном, объединившим учителей и учеников нашей школы, той идеей, которая позволяет сплотить коллектив и двигаться вперед.
Мне кажется, это закономерно, потому что такая работа полностью соответствует Концепции модернизации образования в России. Благодаря работе по международному проекту мы за довольно короткий срок смогли на практике начать воплощать в жизнь положения этого документа. Ведь там говорится о значительном расширении масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности, о возникновении и росте глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества
в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.