«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ ИКТ В РАЗВИТИИ
МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Четверг 9 февраля 2012

Главная задача современной теории и практики образования состоит в том, чтобы подготовить молодое поколение к эффективному сотрудничеству в рамках разнообразных социальных сообществ. Таким образом, расширение межкультурных знаний учащихся в рамках международных проектов — это не просто часть национальной программы воспитания молодого поколения, но и межнационального культурного сотрудничества.

настроение: плодотворное

ключевые слова: социальные сообщества, межкультурный диалог, страноведение, мотивация учащихся, толерантность, анализ информации, патриотизм, презентация, интерактивная конференция, проектное задание

город: Санкт-Петербург

Работа над международными проектами учит учащихся толерантности, уважению
к культуре, ценностям и верованиям других народов. Опыт участия в международной проектной деятельности должен привести к положительному диалогу сотрудничества, который может послужить значимому обмену идеями и чувствами в мультикультурном обществе.

Вовлечение учащихся в диалог о межкультурных проблемах и уважении
к различным точкам зрения готовит их к более серьезному обсуждению важных и зачастую неоднозначных тем современного мирового сообщества, даст им возможность осознать себя гражданами мира.

Расширение информационной сферы позволяет говорить о создании оптимальных условий для формирования современного мышления
у молодого поколения, готовности к ведению межкультурного диалога, развития социокультурной компетенции, совершенствования коммуникативной культуры, воспитания толерантности, патриотизма
и интернационализма, совершенствования речевых умений при освоении английского языка, развития навыков работы с ИКТ.

С 2008-2009 учебного года наша школа является участником международного проекта «Комениус» — «Открывая Европу», в котором задействованы школы ряда европейских стран. Проект направлен на поддержание межкультурного диалога между странами-партнерами, изучение различных  подходов к образованию, диверсификацию образовательной среды, взаимообмен творческими идеями.

Большая часть работы по проекту проводится с использованием средств  ИКТ, что позволяет совместно творить, общаться, делиться идеями и материалами и делает проект современным и доступным для участия всех учащихся школ-партнеров.

Для этой цели создан и работает международный интернет-блог www.discoveringeurope.blogspot.com. Здесь размещаются материалы, собранные учащимися в ходе работы  по проектным заданиям, их фотоработы, презентации, эссе и письма. Здесь они могут общаться
в режиме онлайн, оставлять свои комментарии, знакомиться с конечным продуктом их общей работы по той или иной части проекта.

Участие в проекте предполагает совместную работу по таким предметам школьного курса, как история, география, биология, изобразительное искусство, литература, музыка, технологии (домоводство), физическая культура и английский язык. Для этого в нашей школе создан координационный комитет, который занимается планированием и реализацией программы проекта как в рамках школы, так и на международных встречах стран-партнеров.

По итогам работы за три года можно однозначно говорить о том, как участие в проекте помогает  в решении учебных и воспитательных задач:

  • повышает социокультурную компетентность и за рамками учебной программы;
  • заставляет сравнивать свой уровень образования по тем или иным предметам с уровнем образования сверстников за рубежом;
  • позволяет рассматривать учебный материал в совокупности
    с аналогичным материалом, изучаемым в других странах;
  • учит самостоятельному поиску, обработке и использованию информации;
  • помогает на практике устанавливать межпредметные связи;
  • повышает учебную мотивацию;
  • выводит на новый уровень мышления, необходимого в современных условиях;
  • воспитывает толерантность учащихся через познание других культур
    и личное общение;
  • воспитывает патриотизм через представления достижений своей страны, города и школы, преодоление стереотипов и предрассудков
    в отношении других народов и национальностей через совместную деятельность и личные контакты;
  • привлекает к активной деятельности учащихся разных возрастов и разного уровня обученности через интересные задания проекта, через привлекательные для молодежи темы: спорт, искусство, путешествия, музыка, т.д.;
  • повышает мотивацию к изучению английского языка, не только устного, но и письменного, а также к чтению и критическому чтению, через использование в реальных жизненных ситуациях;
  • заставляет эффективно использовать ИКТ как средство поиска информации и средства коммуникации;
  • предотвращает эмоциональное выгорание учителей, усиливает их мотивацию через сопоставление систем образования и их элементов, расширяет межкультурное общение с коллегами, дает импульс
    к повышению уровня английского языка, своих фоновых знаний, возможность узнавать ближе своих учеников, помогать им в познании мира и решении их проблем.

Участники программы:

  • Испания: I.E.S., SanTome de Freixeiro, Vigo, Spain
  • Германия: Sekunarschule Burgbreite, Wernigerode, Germany
  • Голландия: Het College VOS, Vlaardinger, Netherlands
  • Финляндия: Jakomaki Comprehensive School, Helsinki, Finland
  • Польша: Gimnazjum nr.16 im. Fryderyka Chopina. Lublin. Poland
  • Эстония: Kreenholmi Gymnasium, Narva, Estonia
  • Россия: Санкт-Петербург, ГБОУ школа № 212

За три года участия в проекте мы сделали немало:

  • приняли участие в работе над созданием европейского календаря;
  • участвовали в создании постера «Памятники наших городов»;
  • приняли участие в ученической конференции «Растительность наших стран»;
  • создали лого для международного блога;
  • принимаем активное участие в работе блога www.discoveringeurope.blogspot.com — размещаем материалы, оставляем свои оценки, комментарии и мнения, знакомимся с жизнью ребят европейских стран;
  • ребята 6«Б» и 4«Б» класса переписываются с друзьями из Германии
    и Финляндии;
  • приняли участие в проектном задании: «Национальные кухни стран-участниц. Готовим вместе» Для этого провели конкурс презентаций «Готовим с друзьями», заслушали защиту презентаций, разместили на блоге лучшие из них;
  • провели интерактивную конференцию по теме «Готовим вместе»
    с ребятами из Финляндии и разместили отчет на блоге;
  • приняли активное участие в конкурсе рассказов “Criss-Cross, here
    I am”, провели конкурс рассказов в школе, лучшие рассказы разместили на блоге;
  • провели интерактивную конференцию в Финляндию по проекту
    о национальной кухне;
  • подготовили материалы по национальным музыкальным инструментам — провели защиту презентаций и лучшие разместили на блоге;
  • подготовили презентации по национальным играм и провели конференцию по заданию «Европейская Олимпиада»;
  • приняли участие в международной встрече по проекту «Европейская Олимпиада» и местном спортивном фестивале «Нarzgebirgslauf 2010»
    в г. Вернигроде, Германия;
  • работая над проектным заданием «Национальные сказки», создали иллюстрации к народным сказкам, поставили кукольный спектакль «Репка» на английском языке и создали видеофильм, который выложили на блог;
  • по проектному заданию «Места для отдыха молодежи» совершили поездки по окрестностям города, создали и защитили презентации
    и выложили лучшие на международный блог;
  • приняли участие в конференции в г. Влаардинген, Голландия «Сравнивая законы» с защитой презентации по донорству органов;
  • готовимся к поездке в г. Люблин, Польша, по заданию «Галерея искусств».

Практическая значимость работы по данному проекту чрезвычайно важна
и актуальна в современных условиях, поскольку:

  • помогает осуществить на практике рамки взаимодействия с культурой и образованием других стран;
  • способствует формированию у учащихся современного мышления, дает им возможность осознания себя как человека — носителя не только российской, но и европейской культуры, а значит — гражданина мира;
  • дает возможность проведения конкретной воспитательной работы по интернационализации и воспитанию толерантности через знакомство
    с учащимися и учителями стран-партнеров и установление личных, человеческих контактов;
  • проводится с помощью современных методов с использованием средств ИКТ, что делает проект особенно привлекательным для учащихся;
  • каждое проектное задание заканчивается производством конечного продукта: плаката, календаря, брошюры, CD или DVD. Все конечные продукты заданий по проекту могут быть использованы и используются на уроках по различным предметам;
  • помогает учителям оценить и обобщить свой опыт работы, а также познакомиться с опытом работы коллег в других странах, что особенно актуально в период вхождения российского образования в Болонский процесс;
  • дает возможности развития личности как учеников, так и учителей через творческое сотрудничество, повышает уровень культурной компетенции и самооценку участников проекта;
  • повышает интерес учащихся  к самостоятельной исследовательской работе, которая может быть представлена на международном уровне,
    к изучению английского языка как языка международного общения,
    к овладению навыками работы с ИКТ как для коммуникации, так и для создания и защиты своих проектов в рамках программы.

К проекту привлекаются учащиеся 2-11 классов для выполнения проектных заданий на конкурсной основе. Лучшие работы по проектным заданиям размещаются на блоге и используются при создании конечного продукта по каждому проектному заданию.

В работу по проектным заданиям вовлечены учителя английского языка, учителя-предметники при выполнении проектных заданий, связанных с их предметом, и педагоги дополнительного образования. Всего по проекту успело поработать более 20 педагогов, 8 из которых ездили на международные встречи и конференции.

За три года работы в различных заданиях по проекту приняли участие более 300 учащихся. Из них 14 выезжали на международные конференции в школы-партнеры и выступали там с защитой своих проектов.

Проект пользуется популярностью у учащихся
и педагогов, он стал звеном, объединившим учителей и учеников нашей школы, той идеей, которая позволяет сплотить коллектив и двигаться вперед.

Мне кажется, это закономерно, потому что такая работа полностью соответствует Концепции модернизации образования в России. Благодаря работе по международному проекту мы за довольно короткий срок смогли на практике начать воплощать в жизнь положения этого документа. Ведь там говорится о значительном расширении масштабов межкультурного взаимодействия, в связи  с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности, о возникновении и росте глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества
в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.