Закройте учебники, включите мобильные телефоны
Автор: Артур АЛЕКСАНИН | Рубрика: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Среда 8 февраля 2017Смартфоны сегодня являются частью нашей повседневной жизни. Практически каждый школьник владеет своим собственным гаджетом. Учителя пытаются сражаться с использованием современных устройств в школе, но терпят поражение. Рынок мобильных приложений позволяет каждому учителю подобрать материал в соответствии с лексической и грамматической темой, сделать урок современным, дополнительно замотивировать учащихся.
настроение: воодушевленное
ключевые слова: современные технологии, новые средства обучения, мобильные приложения, нестандартный подход
город: г. Москва
21 век уверенно шагает по планете. До сих пор в это трудно поверить жителям Земли, особенно родившимся в веке прошлом. Без сомнения, символом начала нового столетия стали портативные компьютеры, телефоны, планшеты и прочие гаджеты. По статистике, количество активных мобильных телефонов граждан России превысило численность населения нашей страны на 30%, а в Москве смартфон есть у 9 из 10 человек. Ни для одного учителя не секрет, что мобильный телефон есть у каждого первоклассника, а смартфон с камерой, множеством игр и приложений — развлечение школьников на переменах часто со второго-третьего класса.
У большей части старшего поколения укоренилось мнение, что гаджеты не несут в себе ничего полезного: вредят глазам, нервной системе, психике, отвлекают от учебного процесса, переключают внимание с важных вещей на бесполезные. С одной стороны, с этим утверждением спорить трудно. Бесконтрольное использование смартфонов с доступом в интернет действительно может ребенку навредить. Однако время вспять повернуть невозможно, новые технологии будут проникать только глубже в нашу жизнь, и детей они тоже не обойдут стороной. Просьбы не приносить в школу гаджеты, выключать их во время урока, — меры неэффективные. Все равно все приносят, выключают в лучшем случае только звук. Есть еще один распространенный прием — сбор телефонов в специальную коробочку учителя на время уроков. Мера действенная лишь временно, как уже было сказано, прогресс вспять не повернуть, да и подчиняются этому требованию в лучшем случае ученики начальной школы.
Мобильные технологии в школе — это словно огненная стихия для первобытного человека: она сжигала все живое, пока человек не научился ее приручать. Вот и сейчас учителям предстоит шаг за шагом приручить бесконтрольную стихию повсеместного использования детьми смартфонов. Как же это сделать? Для этого каждому «укротителю» предстоит сделать несколько шагов, а именно: 1) стать уверенным пользователем смартфона; 2) изучить приложения и другие функции смартфона, которые можно использовать как дополнительные средства обучения; 3) адаптировать их под нужды своего предмета и изучаемой темы.
Давайте рассмотрим приложения для смартфонов, которые можно использовать на уроках английского языка в начальной школе, опираясь на темы УМК Spotlight авторов Быковой Н. И. , Поспеловой М. Д. В содержание первого модуля входит изучение новой лексики по теме «предметы в доме». Приложения, такие как “Interior Design” и подобные, могут быть использованы как средство изучения слов по данной теме в рамках урочной и внеурочной деятельности или как средство создания своего проекта. Ученики выступают в качестве дизайнеров интерьера, создают комнату своей мечты, занимаются отделкой и расстановкой мебели, при этом названия комнат, предметов и прочего они читают на английском языке. Подобные креативные задания могут выполняться как индивидуально, так и в парах и в мини-группах. Результат работы учеников — 3D-обзор комнаты и устная презентация. В таком задании английский язык выступает средством, а не объектом изучения, ученики развивают творческое и критическое мышление, а также знакомятся с инструментами актуальной сегодня профессии дизайнера.
Пятый и шестой модули УМК Spotlight 4 класс знакомят учеников с новыми видами продуктов и посвящены приготовлению различных блюд. Вновь обратимся к приложениям в онлайн магазине. И вновь огромный выбор на любой вкус и содержание. “Your restaurant”, “Make burgers”, “Pizza-maker” — это приложения и игры, которые могут стать очередным нестандартным средством обучения. Изучив название ингредиентов и названий кулинарных действий с помощью приложения, ученики могут предложить свой уникальный рецепт или записать кулинарную передачу с помощью того же смартфона на английском языке, а затем презентовать ее в классе на электронной доске.
Седьмой Юнит УМК посвящен животным, их жизни в зоопарке и дикой природе. Google Play и AppStore вновь предлагает множество приложений и игр по этой теме. Есть ряд приложений, например, “My Mobile Zoo”, связанных с созданием своего зоопарка. Используя их, недостаточно проявить креативность и создать что-то красивое и необычное. Тут уже требуется грамотно распорядиться своими виртуальными ресурсами, чтобы мобильный зоопарк был интересен виртуальным посетителям и окупался. Создание своего зоопарка требует установления определённых правил поведения посетителей. Ученик может разработать свод собственных правил, используя модальные глаголы must / mustn’t. Эта грамматическая тема входит в содержание данного урока. Кроме того, описание регулярных действий животных и действий в момент речи позволит в устной форме отработать грамматические формы Present Simple и Present Continuous.
Рынок обучающих иностранным языкам приложений наполнен. Он предлагает на выбор огромное количество программ для детей и взрослых с разным уровнем знаний. Рассмотрим приложения для детей. Это и мини-видеоуроки от носителей, грамматические и лексические игры, тесты и многое другое. Перед учителями в соответствии с ФГОС стоит задача учета индивидуальных особенностей ребенка и индивидуализации обучения. Некоторые ученики приходят в школу с неплохими базовыми знаниями. Зачастую первые уроки, связанные с изучением алфавита, прописями даются им легко, им приходится ждать, пока с заданием справятся другие. Учителя в этой ситуации, как правило, готовят дополнительные задания из других учебных пособий. Это выход, но какая у маленького ученика мотивация делать задания на черно-белых распечатках? Мука за то, что он и так лучше остальных ориентируется в теме. То ли дело — возможность поиграть в мобильный телефон на уроке как награда за темп и качество своей работы. Естественно, его игра будет связана с решением языковых задач. Играть первое время можно под наблюдением учителя, чтобы ученики привыкли к необычному виду деятельности.
Приложений, которые могут помочь учителю создать дополнительную мотивацию, достаточно много. Среди них нет главного — мобильного приложения для УМК. УМК Spotlight для начальной школы состоит из множества компонентов, некоторые из них разработаны как раз для мотивации учеников и являются сложно-технологичными: приложение для интерактивной доски, сюжетный мультфильм с диалогами персонажей. Следующим шагом в прогресс должна стать разработка игры-приложения для смартфонов. Игровые элементы приложения для электронной доски не позволяют каждому ученику в достаточной мере принять в них участие и опробовать их из-за больших групп. Приложением родители не пользуются, потому что, как-правило, не знают о его существовании, да и не очень удобно отдавать ребенку стационарный компьютер. Приложение для смартфона всегда будет у ученика в кармане. Оно позволит в игровой форме освоить изучаемую лексику, осознать и отработать грамматические явления и даже поговорить с виртуальными персонажами. Приложение может работать по принципу большинства приложений-игр. Новый уровень (Модуль) может открываться только после прохождения и отработки определенных тем, написания контрольной работы. Результат, статистика и прогресс в наглядном виде будут открыты родителям, учителю, а главное — самому ребенку. С помощью такого приложения дети, не имеющие возможности по разным причинам посещать занятия, смогут осваивать программу, отчитываться перед учителем. Один из элементов, с которым необходимо познакомиться ученику на 4 году обучения, — это написание письма своему другу в Британии. Сейчас ученики пишут письмо просто в тетради, у некоторых учителей ученики отправляют письма на электронную почту учителя. Приложение позволило бы отправлять письма на почту того самого друга, а по факту учителю и получать ответ, в том числе с разбором ошибок. В программу также могут быть включены следующие игровые элементы: есть доступ к автоматическому переводу, к примеру, ресурс из 10 слов на модуль; после того, как этот ресурс израсходован, есть возможность заработать дополнительный, пройдя языковую викторину, разгадав кроссворд и т. д. Кроме того, в приложение можно заложить функцию отработки коротких диалогов “Chit-Chat” вместе с персонажами. При ошибке во фразе не будет возможности услышать ответ, а значит не будет возможности пройти дальше, заработать очки, пройти модуль раньше остальных. По такому же принципу могут быть построена работа над лексикой, грамматикой, фонетикой, чтением, аудированием и письмом.
Если заглянуть еще чуть дальше, можно встретиться с самой современной технологией. Всего каких-то 10—15 лет назад словосочетание «виртуальная реальность» казалось чем-то невероятным и невообразимым, хотя уже тогда было очевидно, что день, когда невообразимое станет вполне реальным, наступит. И он уже наступил. Сегодня многие инновационные компании в сфере высоких технологий, как глобальные, так и стартапы, разрабатывают приложения c дополненной реальностью. Дополненная реальность (augmented reality, AR) — среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств — планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов вроде Google Glass, а также программного обеспечения к ним.[1] Система образования тоже стремится идти в ногу со временем, а значит, с этим направлением тоже вскоре столкнется. Используя смартфон или очки виртуальной реальности, ученик сможет встретиться с героями учебников и оказаться в «реальной» ситуации общения. Все, кто работают с иностранным языком, прекрасно понимают, что овладеть языком, преодолеть языковой барьер, понять речевые тонкости можно, только оказавшись в языковой среде с носителем языка. Такая возможность есть далеко не у всех, тем более ее нет в рамках традиционного урока. Современная технология дополненной реальности поможет решить эту проблему.
Вернемся снова в настоящее. Еще один способ использовать смартфон на уроке английского — это находить перевод незнакомых слов. Не секрет, что находить слова в электронном словаре гораздо быстрее и удобнее. Существует несколько бесплатных приложений-словарей, не требующих подключения к интернету. По сути они ничем не отличаются от бумажного словаря, они также выдают словарную статью с коннотациями и коллокациями. Также электронный словарь может продемонстрировать звучание слова. Зачастую ученики и учителя не знают о существовании подобного ресурса, и школьникам приходится пользоваться всеми известным переводчиком от Google. Дети сразу понимают, что переводить можно целыми текстами, а не по одному слову. И если с английского на русский у детей получается лучше в силу того, что русский язык родной, и простая редакция текста помогает, то вот перевод с русского на английский создает множество языковых казусов, учитель сразу понимает, что проверяет работу электронного переводчика. На наш взгляд, ограничивать ученика от возможности пользоваться современными средствами бессмысленно, а вот научить разумно их использовать вполне реально. Как это сделать? Во-первых, необходимо показать, как электронный переводчик допускает ошибки. Например возьмем предложение из УМК Spotlight 4 класс: “The Grey Whale travels more miles than any other mammal on earth” и переведем его интернет-переводчиком. Получаем: «Серый кит путешествует больше миль, чем любое другое млекопитающее на Земле». Перевод соответствует английскому предложению и по-русски звучит адекватно. Теперь попробуем перевести получившееся предложение с русского на английский с помощью интернет-переводчика снова и получаем: «Grey Whale traveled more miles than any other mammal on earth». Сразу видно 2 расхождения с оригиналом и 2 ошибки. Демонстрация примера может заставить учеников впредь задуматься о возможности использования такого перевода. Что мы можем предложить как альтернативу? В отличие от переводчика Google, Яндекс-переводчик показывает не только первое значение слова, но и полноценную словарную статью. Учителя могут научить пользоваться именно ею. Если перевод отдельного слова не прояснил картину, можно порекомендовать переводить словосочетаниями и, уже в крайнем случае, предложениями. Главное для нас — это наглядно показать, что автоматический перевод приводит к ошибкам. При этом мы думаем, что использование электронного переводчика с перекрестными ссылками может даже увлечь ребенка, стимулировать его на лингвистическое исследование.
Время идет вперед неумолимо. Нам кажется, что сегодняшние ученики сильно отличаются от нас в их возрасте, и их увлечения, телефоны, бесконечные компьютерные игры — это очень плохо. Нам нужно принять, что это не плохо, это просто по-другому. В планы учителя не входит борьба с ветряными мельницами, поэтому не стоит бороться с неотъемлемой частью жизни современного человека. А вот научить ребенка разумно использовать гаджеты как средство обучения — вполне выполнимая задача. Учителю стоит самому ознакомиться с предложениями рынка мобильных приложений, понять, как их можно адаптировать под свои уроки и конкретные темы, и урок будет действительно казаться современным, самобытным, а мотивация учащихся будет на самом высоком уровне.
[1] Что такое дополненная реальность? — AR Next [Электронный ресурс] http://arnext.ru/dopolnennaya-realnost