A Teacher Takes a Hand, Opens a Mind and Touches a Heart!
Автор: Марина БАЕВА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Пятница 14 апреля 2017Новый подход к обучению требует внедрения особых образовательных технологий, наличие педагогического таланта. Главным условием успеха в воспитательно-образовательном процессе является создание положительной мотивации обучающихся, возможность помочь детям реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Только при наличии мотивации мы можем рассчитывать на успешное выполнение задач, поставленных нам стандартами нового поколения.
Motivation is very important in language learning. It is one of the key factors that helps make language learning successful. It is the thoughts and feelings which make us want to and continue to want to do something and which turns our wishes into actions. Motivation influences pupils’ decision and achievements and it depends on teachers’ admiration and inspiration.
A new approach to learning requires the implementation of special education technology, the availability of teaching talent.
настроение: деловое
ключевые слова: положительная мотивация, самореализация, самоопределение, уверенность в своих силах, успешность, урочная и внеурочная деятельность
город: г. Чехов-2
Новый подход к обучению требует внедрения особых образовательных технологий, наличие педагогического таланта. Главным условием успеха в воспитательно-образовательном процессе является создание положительной мотивации обучающихся, возможность помочь детям реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Только при наличии мотивации мы можем рассчитывать на успешное выполнение задач поставленных нам стандартами нового поколения.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение задач учебной деятельности.
Ученик начальной школы учится и стремиться получить хорошие оценки для того, чтобы порадовать родителей, учителей, утвердиться в кругу сверстников. Ученик средней и старшей школы ставит перед собой цель – получение знаний и умений, направленных на решение жизненной задачи, полезность решения которой очевидна. Но как сделать так, чтобы процесс получения знаний стал естественной необходимостью для наших воспитанников?
Формирование мотивации — это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Учебная мотивация состоит из:
- положительных установок обучающегося;
- ясной видимости цели к которой обучающийся должен стремиться;
- четких мотивов достижения этих целей;
- положительной реакции на неудачу;
- настойчивости в достижении своей цели.
Что дает высокая мотивация учения ребенку:
- чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
- повышение собственной значимости;
- признание учителей и сверстников;
- развитие творческих способностей;
- гордость собой и своими успехами;
- статус успешного человека и возможность успешного применения знаний, полученных на уроках в реальной жизни.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся:
- Организация образовательного процесса, при котором ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
- Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее и понятнее для учащихся.
- Обучение должно быть трудным, но посильным.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
- Позитивная психологическая атмосфера урока.
- Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
Существуют разнообразные условия формирования учебной мотивации современного школьника:
- Предоставление свободы выбора.
Ученик и его родители должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора создает ситуацию, в которой ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты. УМК по английскому языку издательства «Просвещение» отвечают поставленными новыми ФГОС задачам, разнообразны по содержанию и едины по целям.
2.Максимально возможное снятие внешнего контроля.
Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности. УМК по английскому языку дополняются «Языковым портфелем» и «Портфолио», который служит для демонстрации личностных достижений учащегося, является помощником в формировании личностных универсальных учебных действий.
3.Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика.
Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. У школьника должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги — это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. УМК «Spotlight» и «Starlight» содержит интересный современным ученикам языковой материал, который основан на традиционных подходах и современных тенденциях российских и зарубежных методик обучения иностранному языку.
4.Микроклимат урока – благоприятный и продуктивный.
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Все учащиеся класса должны быть вовлечены в учебную деятельность. Создается ситуация успеха. УМК «Spotlight» и «Starlight» содержат задачи различного уровня сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу учащихся. Для младших школьников имеется возможность смоделировать жизненную ситуацию в форме игры. Разнообразен подбор творческих заданий. Это – кроссворды, проектно-исследовательская деятельность, возможность сравнить культуру стран изучаемого языка с культурой народов России. К УМК издательства предлагается огромный спектр цифровых ресурсов. Это различные электронные приложения и тренажеры, возможность размещать свои работы в интернет-пространстве, ресурсы для СМАРТ-досок.
Современный ученик постоянно осуществляет самостоятельный поиск, обобщает и систематизирует изучаемый материал, благодаря возможности доступа к большому объему знаний. Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника познавательный интерес к предмету.
Положительная мотивация во внеурочной деятельности имеет свои отличительные особенности. Во внеурочной деятельности нельзя использовать те же подходы, что используются на уроках основных предметов. Преимущество внеурочной деятельности это то, что она не является обязательной. У обучающихся есть одно из главных условий положительной мотивации – свобода выбора. Приходя на занятия по внеурочной деятельности, ученик изъявляет собственное желание, а это означает, что начало положительной мотивации уже положено. Две других опоры учебной мотивации – это самостоятельность процесса поиска знаний и ощущение успешности.
Во время уроков невозможно удовлетворить все запросы учащихся. Внеурочная работа должна быть логическим продолжением учебной, служить тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний, предоставить возможность применения полученных знаний в жизненных ситуациях.
При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее. Формы внеурочной работы это – участие в предметных олимпиадах, неделях, интернет-конкурсах, выпуск тематических газет, проведение викторин и тематических классных часов по предмету и многие другие. На сайте издательства «Просвещение» учителя могут найти разнообразные конкурсные задания, необходимый языковой материал, программы к УМК и различным пособиям, возможность обратной связи с авторами.
Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.
По словам выдающегося педагога Джорджа Пойа, «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.
Значимым условием формирования учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Успех – важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит успеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет… Успех в учении – источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления трудностей, желания учиться», — писал В.А. Сухомлинский. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока и во внеурочное время разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Литература:
- Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №3-296).
- Григорьев В.Д. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность.-М,: Просвещение, 2011.
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. – М.: Педагогика, 2012.
- Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 2. — C. 42 –
- Командин, Е. Н. Мотивации учащихся к обучению на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Е. Н. Командин, Л. А. Меркулова // Первый психологический портал г. Пятигорска, 2011 = http://psy.5igorsk.ru/ — Режим доступа: http://psy.5igorsk.ru/obrazovanie/motivacii-uchashixsya-k-obucheniyu-na-urokax-angliieskogo-yazika.html