«Игровые технологии как средство развития коммуникативных навыков на уроке английского языка»
Автор: Юлия КУЗЬМИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 20 апреля 2017В современном мире английский язык — это глобальный язык передачи информации как в бизнес среде, так и в повседневном общении. Он один из самых распространенных языков в мире, уверенно занял свою позицию как международный язык. Знание английского языка в современном мире настолько велико, что оно не является привилегией или роскошью. Не зря в 2020 году ЕГЭ по английскому языку будет обязателен для учеников наряду с русским языком и математикой. Его обучение начинается со школьной скамьи. Таким образом, одной из главных задач учителя английского языка является повышение мотивации к изучению языка. Отходит назад традиционная методика обучения, внедряются новые технологии, одной из которых является игровая технология, которая способствует повышению мотивации учащихся к изучению английского языка. Это и определяет актуальность данной статьи.
In the modern society English language is the global language of transferring information as well in business sphere and in every day’s communication life. It’s one of the most widely spread languages in the world and also is the international language. The knowledge of English is so necessary nowadays that it isn’t considered as a privilege or luxury. That’s the reason why the students will have to pass the Sate Exam in English as well as in Mathematics and Russian language in 2020. Learning the English language starts at school. Therefore, one of the most important tasks for English teachers is the increasing motivation for learning English language.
Traditional methodic in teaching English is becoming out of date. New methods like playing exercises aim to increase the motivation of learning English language. This determines the significance of the article.
настроение: творческое
ключевые слова: английский язык, методика преподавания, знания и опыт, мотивация к изучению, успех в обучении
город: Тольятти
Для начала давайте рассмотрим функции игры:
- Эмоциогенная. Игра меняет эмоциональное состояние. Но педагогическая игра – это не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, процесс обучения.
- Диагностическая. По поведению играющих можно многое узнать о личностных особенностях игроков.
- Релаксационная. Игра снимает физическое и интеллектуальное напряжение. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья, для придания уверенности в себе.
- Компенсаторная. В игре человек может получить то, чего в жизни ему не хватает. Взрослый «пробует», «переживает» неиспользованные возможности. Ребенок примеривает на себя «роли».
- Коммуникативная. Игра – деятельность коммуникативная. Игра компенсирует не разработанность созидальных форм взаимодействия участников игры.
- Самореализация. Процесс игры – всегда пространство для самореализации ее участников. Это сфера для применения и проверки накопленного опыта.
- Социо — культурная. Игра – средство социализации ребенка, включающее в себя социо — контролируемые процессы целенаправленного воздействия.
- Терапевтическая. Игры нацелены и на снятие неурядиц в жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений.
Практическая значимость работы заключается в том, что ниже перечисленные игры могут быть использованы учителями английского языка на своих уроках.
В каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка? Основных целей шесть:
- Формирование определённых навыков
- Развитие определённых речевых умений
- Обучение умению общаться
- Развитие необходимых способностей и психических функций
- Познание ( в форме становления собственного языка)
- Запоминание речевого материала
Но специфика игры заключается в том, что учебные задачи выступают перед ребёнком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребёнок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему, то научится.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока.
Существуют различные классификации игр, но в своей статье я расскажу о наиболее употребляемых мною играх на уроках английского языка.
1.Warm—up. С помощью таких заданий учителю легко снять напряжение у учеников, настроить их на нужный рабочий лад, повторить необходимую тему.
«Feel the object» (можно как связать с повторением лексики, так и использовать как отдельное задание). Учитель собирает различные предметы в непрозрачный мешочек и предлагает ученику не глядя в мешок угадать, что это за предмет.
«Slow reveal». С помощью этого задания можно ввести новую лексику или грамматическое время, а так же повторить ранее изученную. Картинку с нужной тематикой (формата А4) учитель прикрывает плотным картоном, чтоб картинка не просвечивала. Постепенно учитель приоткрывает сверху картинку, чтобы ученики догадались, что за слово там изображено (или какое действие происходит сейчас на картинке для введения, например,Present Continuous).
2. Лексические игры. С помощью лексических игр можно отрабатывать операционные структуры лексических навыков говорения, готовить учащихся к пониманию слов при аудировании, отрабатывать отдельные операции в структуре лексических навыков чтения.
«Chamomile» Ученики работают в парах. Учитель на карточках пишет слова с одной стороны на русском языке, а на другой английский эквивалент. Ученики раскладывают карточки английскими словами вверх. По очереди выбирают слова, произносят слово по-английски. Потом вспоминают русский перевод. Если ученик ответил правильно, оставляет русским словом наверх, а если ошибся-то английским словом, как и было. К этой карточке ученики вернутся позже. Цель — перевернуть все карточки с английского языка на русский. Затем, задание можно усложнить и перевернуть с русского на английский язык.
«Explain the word». Ученик садится на стул спиной к доске. Учитель пишет на доске слово, остальные учащиеся объясняют это слово на английском, чтобы ученик догадался, что за слово написано на доске.
3. Грамматические игры. Данные игры преследуют цели научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления РО, развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
«Find someone who» (можно связать с грамматической конструкцией have got, глаголом can, лексической темой «семья» и т.д.)
Учитель готовит карточки для каждого ученика
Find someone who
can ride a horse |
Find someone who
can swim |
Ученикам дается некоторое время на то, чтобы они нашли как можно больше ребят, которые умеют делать то, что написано у них на карточки. В зависимости от уровня учеников, на доске учитель пишет опору Can you ride a horse?Затем ребята делятся своими исследованиями: «Sveta and Ira can ride a horse».
«Predictogram». Задание нацелено на отработку Future Simple. Учитель делит учеников на пары. На доске висит картинка с гадалкой, ученики с помощью вопросов учителя погружаются в атмосферу тайны и магии и догадываются, чем они будут заниматься на уроке. Один из учеников гадалка, другому учитель раздает предиктограмму.
С помощью четырех вопросов (картинка a) гадалка раскрывает категории и предлагает их на выбор, о будущем которых другой ученик хочет узнать. Открывает категорию и из слов, указанноых в категории, составляет предложение в Future Simple. Например,
St A-What’s your favorite color?
St B-Red
St A-R-E-D. Chose the category- Love, health, leisure, family
St B-Family
St A (5 children)- You will have 5 children.
Затем, ученики меняются ролями.
4. Орфографические игры. Цель этих игр — упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти, другие основаны на некоторых закономерностях и правописании английских слов.
«Word composers». Учитель пишет на доске слово, из букв которого ученики должны составить как можно больше слов.
«2 commands at the blackboard». Если есть открывающиеся части у доски, то команды пишут на них, чтобы не видели, что написано у соперников. Если такой доски нет, то выделяются по одной парте каждой команде и листочек с ручкой. Команды стоят в линию. Учитель (если хочет повторить изученную лексику) показывает слово на русском, крайние участники шепотом передают своей команде слово на английском, последние ученики записывают это слово на листок или доску. После того, как участник написал слово, он встает в конец линии, этим участникам учитель показывает слово. Т.е. ученики постоянно меняются. Так же можно назвать тему, например, «food», ученики также по цепочке должны записать все слова, которые они знают по теме еда. Выигрывает команда, у которой больше всего слов написаны верно.
5. Фонетические игры. С помощью этих игр можно тренировать учащихся в произнесении английских звуков, учить читать и разучивать стихи с целью их воспроизведения по ролям.
«Heads and tails». Учитель пишет на доске первое слово. Ученик называет слово, начинающееся на последнюю букву этого слова. Следующий ученик называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.
«Find the odd word». Ученики работают в командах. Учитель произносит цепочку похожих по произношению слов, а ученики должны на скорость и правильность найти и произнести слово, которое лишнее. Например, cap-cap-cup-cap.
6. Аудитивные игры. Аудитивные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования: развивать слуховую реакцию и слуховую память, научить распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи, научить выделять главное в потоке информации.
«Right-wrong». Учитель делит учеников на две команды. У доски стоят два стула, один с табличкой «wrong», другой с «right». Учитель произносит предложение и выбирает одного из учеников. Например, the weather is fine today, isn’t Vova? Вова садится на стул «wrong»-No, it’s wrong. Затем учитель говорит другое предложение и выбирает участника из другой команды. Выигрывает команда, сделавшая меньшее количество ошибок.
«Guess the picture». Учитель просит заранее ребят нарисовать их любимую игрушку. Рисунки учитель вывешивает на доску. Учитель описывает игрушку, ученики должны угадать о какой игрушке идет речь. Если класс большой, учеников можно поделить на команды. С небольшой группой можно работать индивидуально, за каждый ответ ученик или команда получает балл.
7. Речевые игры. Речевые игры помогают обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации. Помогают научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки, и выражать мысли в их логической последовательности.
«Where are you going?». Каждый ученик получает карту и свою роль. Важно раздать роли так, чтоб карточки SAM, AMY обязательно были розданы. Ученики опрашивают друга «What’s your name? What are you doing tonight? ». Имена для удобства ученики записывают на карте. Цель — найти двух людей, кто сегодня вечером идет в одно и то же место.
8. Драматизация. Игра — драматизация на иностранном языке даёт возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь. Как правило, в основе таких игр лежат сказки. Это могут быть как большие постановки, так и небольшие упражнения, конечная цель которых не создание театрального шедевра, а вовлечение детей в творческий процесс обучения языку.
«Miming». Это упражнение можно связать с лексической темой (например, животные), так и грамматической (например, Present Continuous, глаголом can).
Ученик изображает без слов необходимое действие, остальные учащиеся догадываются. Are you swimming? –Yes, I am
Are you a fish? – Yes, I am
Can you paint? –Yes, I can
«Little play». Ученики вытягивают карточки с ролями. Учитель зачитывает текст постановки, ученики играют свои роли, импровизируют. Мне нравится делать такие задания на основе прочитанных текстов, например, из книги для чтения для 6 класса Алиса в стране чудес, издательство «Просвещение».
10. Ролевые игры. Ролевая игра позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке и во внеурочное время. Игры способствуют реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Множество лексических тем можно отработать в ролевой игре. Поход в кино, ресторан, интервью, бюро находок, программа «готовим дома». Главное-фантазия учителя, правильное заинтересованное погружение учеников в нужную атмосферу, по возможности ,например, поставить парты не как всегда, повесить плакат «Red’s restaurant», раздать официантам меню…
В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Боле того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. В игре все «понарошку», есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т.е. снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я- это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случае снимается часть психологического стресса при общении. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.
Существует множество пособий с готовыми заданиями различных уровней сложностей на отработку различных видов деятельности, лексических тем, грамматических конструкций. Некоторые задания можно использовать даже без изменений, некоторые, конечно же, приходится скорректировать под ваш класс, ваш уровень. На начальных уровнях важно давать ученикам опору, иначе самая интересная и на ваш взгляд эффективная игра, потеряет смысл и учебную направленность.
Таким образом, учебная игра — это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой форме решаются учебные задачи. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Учителю нужно соблюдать о некоторых правилах, чтобы игра стала не просто игрой, а обучающим процессом на уроке:
— игра должна носить обучающий характер
— правила игры должны быть четко сформулированы и понятны
— все ученики должны быть задействованы
— у учеников должно быть достаточно знаний, чтобы играть
— игра должна быть интересна возрастным особенностям учащихся.
Интересные и эффективные задания на уроке – залог успеха ваших учеников!