С чего начинается Родина
Автор: Марина АНДРИАНОВА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Среда 19 июля 2017Об опыте организации внеурочной деятельности по иностранным языкам в контексте формирования российской гражданственной идентичности учащихся в «Лингвистической гимназии» города Кирова.
ключевые слова: российская идентичность в поликультурном социуме, семейная идентичность, школьная идентичность, идентичность с территориальным сообществом
Идея формирования российской идентичности является одной из самых значимых в новых ФГОС, где «способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» выступает в качестве одного из важнейших личностных результатов освоения основной образовательной программы.
В «Лингвистической гимназии» города Кирова английский язык преподаётся на углублённом уровне, немецкий и французский языки изучаются в качестве второго иностранного. Преподавание ведётся по УМК издательства «Просвещение» «Звёздный английский», «Горизонты» и «Синяя птица». Наряду с такими предметами гуманитарного цикла, как литература, история России, обществознание, предмет «Иностранный язык» предоставляет огромные возможности для формирования «гражданского патриотизма, эмоционально положительного принятия своей этнической принадлежности и межэтнической толерантности», поскольку практически любая тема, обсуждаемая на уроке иностранного языка, способствует пониманию особенностей культуры своей страны в сравнении с зарубежной.
Внеклассные же мероприятия позволяют педагогам и обучающимся выйти за рамки традиционного урока, максимально использовать иностранный язык как средство гражданского воспитания.
В «Лингвистической гимназии» сложилась традиция проведения ежегодного фестиваля проектных работ историко-краеведческой направленности на иностранных языках. Тематика фестиваля каждый год варьируется в рамках одной большой темы «С чего начинается Родина».
Первый такой фестиваль проходил под названием «Моя малая Родина». В своих проектах на иностранных языках учащиеся 7–9 классов рассказывали о микрорайоне, где находится гимназия, заводе, где работает большинство родителей учащихся, о центрах культурного отдыха кировчан.
Для учащихся 4–5 классов параллельно прошёл фестиваль под названием «Расскажи мне о себе», это был конкурс презентаций о себе и членах своей семьи, увлечениях и семейных традициях. Цель фестиваля — способствовать осознанию ребёнком неповторимости своей личности, а также личности его сверстников, формированию уважительного отношения к своей семье и семейным ценностям.
Участники фестиваля под названием «Добро пожаловать на Вятку», презентуя свои мини-исследования, рассказывали о городе Кирове и Кировской области, природе, достопримечательностях, замечательных людях нашего края.
Юноши-восьмиклассники, фанаты местного хоккейного клуба «Родина», сочинили песню на английском языке о своих кумирах. Учащиеся 9 классов презентовали проект о нашем земляке Александре Грине на французском языке.
Проекты фестиваля «Моя Родина — Россия» были посвящены российским городам, в которых побывали гимназисты, а также городу Сочи, где в 2014 году проходили Зимние Олимпийские игры.
Темой фестиваля 2015 года стал подвиг кировчан в годы Великой Отечественной войны. С любовью и гордостью гимназисты на английском, французском, немецком и арабском языках рассказывали о дедах и прадедах-участниках войны, о тех, кто трудился в тылу на благо Победы.
В гимназии более 30 лет существует школьный Музей Воздушно-десантных войск. Учащиеся совместно с педагогами разрабатывают и проводят экскурсии по музею на иностранных языках, рассказывающие об отдельных экспонатах, об истории музея. Результатом краеведческих проектов гимназистов в 2017 году должны стать путеводители по Музею ВДВ на английском, немецком, французском, итальянском и арабском языках.
С окончанием учебного года работа над краеведческими проектами не прекращается. В гимназии работает летний лингвистический лагерь, где младшие школьники могут совмещать оздоровительный отдых с коллективной исследовательской деятельностью. В рамках подготовки к празднованию 65-летнего юбилея гимназии несколько проектов были посвящены одной общей теме: «Моя родная школа». Младшие школьники брали интервью у любимых учителей, ребята постарше переводили рассказы на английский язык. Все вместе готовили альбомы и презентации о педагогах, и учебном заведении. Цель летнего проекта — способствовать формированию школьной идентичности ребенка. И если любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, то школа — это первое место в жизни школьника, где он по-настоящему выходит за пределы семейных отношений. Осознание себя членом школьного коллектива — ещё один шаг на пути формирования российской гражданской идентичности.
Здесь ещё раз хочется подчеркнуть, что сформировать гражданскую (российскую) идентичность юного человека возможно только на основе комплексного подхода к воспитанию идентичности семейной, школьной, а так же идентичности с территориальным сообществом.
Список используемой литературы:
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М. : Просвещение, 2011.
- Примерная основная образовательная программа. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2011.
- Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. — Липецк, 1998.2011
- Григорьев Д. В. Школьная идентичность ребенка: поворот к ответственной воспитательной политике. Режим доступа: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1001146&iid=23
- Проблемы толерантности в современном обществе. Режим доступа: http://www.ronl.ru/stati/sociologiya/201636/