Как путешествие в страну литературных героев может помочь в подготовке к ОГЭ
Автор: Елена ЗГОННИК | Рубрика: ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Среда 26 июля 2017Учебное пособие одного из ведущих авторов издательства «Просвещение» Натальи Алексеевны Селивановой
«Читаем, пишем и говорим по-французски» вводит учащихся в мир литературно-художественной культуры Франции и знакомит их с лучшими образцами классической литературы этой страны. Пособие также способствует подготовке учащихся к Основному государственному экзамену.
ключевые слова: читать, писать и говорить по-французски; смысловое чтение; подготовка к ОГЭ; классическая литература Франции; гуманистическое и эстетическое воспитание; нравственные и культурные ценности.
«Читаем, пишем и говорим по-французски»… Само название книги говорит о цели этого пособия – учить читать, писать и говорить по-французски на основе образцов французской классической литературы.
Предлагаемое вашему вниманию издание книги состоит из четырёх разделов и включает четыре произведения знаменитых французских писателей:
▪ «Без семьи» Гектора Мало;
▪ «Дети капитана Гранта» Жюля Верна;
▪ «Отверженные» Виктора Гюго;
▪ «Три мушкетёра» Александра Дюма.
В «догаррипоттеровскую эпоху» школьники зачитывались этими произведениями. Сегодня, в наш прагматический век, нам важно понять, как и чем эта книга может быть не только интересна, но и полезна современному школьнику.
Данное учебное пособие адресовано учащимся 7–9 классов общеобразовательных организаций, т. е. тем подросткам, которым предстоит сдавать Основной государственный экзамен. Откроем программный документ – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – и вспомним его требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также проследим, как материалы данного пособия выполняют требования ОГЭ.
В число формируемых личностных достижений учащегося основной школы входят такие важные для общего развития человека понятия, как целостное мировоззрение, уважительное отношение к иной культуре, эстетическое сознание, освоение художественного наследия народов мира. А для этого необходимо «личное» знакомство с образцами этого самого мирового культурного наследия.
Представляемая книга вводит подростков в мир литературно-художественной культуры Франции. Каждый роман присутствует здесь не отдельными отрывками, а аутентичными фрагментами, которые связаны между собой кратким изложением оригинала произведения. Таким образом, учащиеся получают представление о полном содержании лучших образцов классической литературы Франции, составляющих золотой фонд культурного наследия этой страны. И первое, с чем знакомятся юные читатели, начиная работу над каждым разделом, это портрет, краткая биография и список наиболее значительных произведений каждого писателя.
Текст фрагмента предваряется словариком «Vocabulaire à retenir», что определяет круг обязательной для запоминания лексики. Для того, чтобы лучше понять содержание изучаемого фрагмента, не отрываясь от чтения, на полях предусмотрен перевод незнакомых слов. За текстом фрагмента в рубрике «Conversation» следуют вопросы для обсуждения.
Среди метапредметных результатов, на достижение которых нацелено обучение в основной школе, смысловое чтение занимает не последнее место. Смысловое чтение включает в себя такие понятия, как поисковое чтение, чтение с пониманием общего содержания, чтение с полным/детальным пониманием прочитанного.
Работа над каждым литературным фрагментом делится на уроки (leçons), включающие в себя разнообразные упражнения. Первое упражнение урока, как правило, – фонетическое. И это немаловажно, т. к. задание на чтение вслух входит в устную часть ОГЭ.
Следующие упражнения урока направлены на глобальное понимание прочитанного: это упражнения на выбор правильного ответа из нескольких предложенных, на описание рисунка к данному фрагменту, ответы на вопросы к общему содержанию текста и др.
На обучение поисковому чтению (чтению с поиском запрашиваемой информации) рассчитаны упражнения на поиск во французском тексте перевода фраз на русский язык, составление вопроса к готовому ответу и т. д.
Детальное понимание текста проверяется такими упражнениями, как, например, упражнение 6 на с. 6 («Développez les situations du texte») или упражнение 4 на с. 8 («Lisez le résumé du texte. Il y manque un détail important. Lequel?») и др.
Предметные результаты, которых должен добиться учащийся основной школы, определяются спецификой изучаемого предмета (в нашем случае это иностранный, а именно – французский – язык). В стандарте по этому поводу записано: «…умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для отображения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью» и т. д.
На обучение в 5–9 классах падает основная нагрузка по усвоению нового учебного материала. В это время учащиеся особенно интенсивно пополняют свой словарный запас (как активный, так и пассивный), изучают особенности грамматики французского языка, совершенствуют свою коммуникативную компетенцию и общую речевую культуру, закладывают основы для дальнейшего – более глубокого – изучения выбранного иностранного языка.
Для отработки и закрепления новой лексики в пособии предусмотрены упражнения на заполнение пропусков в предложениях из текста, на перевод отдельных слов, фраз и связных отрывков, на поиск синонимов и антонимов, на составление фраз из предложенных вариантов словосочетаний и др.
Грамматика представлена упражнениями на работу с глаголами. Например, в первом разделе это упражнения 3 (a и b) и 4 в третьем уроке. В упражнениях 6 и 7 (там же) повторяются предлоги.
На обучение говорению направлены упражнения, содержащие вопросы по тексту, а также упражнения типа «Réfléchissez», «Développez les sujets du texte», «Donnez votre avis» и др., рубрика «Conversation».
Каждый урок заканчивается обязательным домашним заданием (рубрика «Devoir»), в котором либо закрепляется в той или иной форме пройденный материал, либо учащимся предлагается самим прочитать следующий фрагмент текста.
В целом, система таких разнообразных упражнений способствует формированию самостоятельного мышления, развивает логику, интеллект, учит не только высказывать, но и аргументировать своё мнение. Словом, выполняя требования ФГОС основного общего образования, данное пособие поможет учащимся 7–9 классов в подготовке к Основному государственному экзамену.
Пособие также расширит кругозор учащихся, ведь многие фрагменты изучаемых текстов предваряются рубрикой «Страноведческий комментарий». Историческая, географическая, лингвострановедческая информация даётся в доступной для данной возрастной группы форме на русском языке, и знакомит учащихся с реалиями Франции прошлых лет. Особенно обширная информация присутствует в последнем разделе книги, посвящённом роману Александра Дюма «Три мушкетёра». Здесь ребята найдут более подробную статью об авторе, исторические анекдоты, связанные с именем этого писателя, короткие, но ёмкие рассказы о реальных персонажах, описанных в романе, и событиях, происходящих во времена правления Людовика XIII. В географическом комментарии «Un peu de géographie de France» даны описания городов и провинций Франции, привычек и характеров её жителей, архитектурных и исторических памятников страны. Здесь также есть карты и схемы тех мест, где школьники побывают вместе с героями романа.
Автор пособия «Читаем, пишем и говорим по-французски» предлагает читателям совершить своеобразное литературное путешествие вслед за героями Дюма-отца, а «…для того чтобы путешествие не прошло бесследно и надолго осталось в памяти», учащихся просят вести своеобразный «дневник путешественника»: «В этом дневнике вы опишете не только приключения героев, но и то новое, что вы узнаете о Франции XVII века, её географии и истории, о французах, об их традициях и обычаях. Писать дневник не просто. Надо уметь видеть новое и интересное, надо уметь понимать людей и их язык, надо уметь излагать свои мысли и впечатления».
Особо надо отметить, что Наталья Алексеевна Селиванова – один из ведущих авторов издательства «Просвещение» – в свойственной ей манере стремится не просто дать учащимся некий объём языковых знаний и коммуникативных умений. Она всегда заботится о гуманистическом и эстетическом воспитании школьников, стремится привить им понятие об общечеловеческих нравственных и культурных ценностях.
Пособие «Читаем, пишем и говорим по-французски» может быть рекомендовано к использованию в качестве дополнительного материала как для классного, так и для домашнего чтения, независимо от того, по какой линии учебников изучается французский язык на этапе основной школы.