«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Применение комикса в образовательных целях в “Spotlight“

Пятница 12 января 2018

120118Статья посвящена использованию комикса в образовательных целях в Spotlight. Споры об эффективности комиксов в образовательном процессе ведутся с середины прошлого века. На конкретных примерах автор рассматривает педагогическую значимость комиксов и предлагает новые идеи для их дальнейшего применения  в Spotlight.

 

настроение: позитивное

ключевые слова: инновации, Spotlight, комикс, мотивация к изучению английского языка

город: Республика Карелия, г. Петрозаводск

Уместность использования комикса в процессе обучения представляет большой интерес. Можно ли совмещать развлечение с обучением? Оказывается, что можно. Примером использования такого метода является наличие рисованных историй в УМК “Spotlight”.

120118_1Что же такое комикс?

КОМИКС (от англ. comic — смешной) – серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование.[1]

Несмотря на то, что первые комиксы появились в конце XIX века, некоторые учителя до сих пор считают их чем-то несерьёзным и детским. Американский специалист К. Тиллей придерживается точки зрения, что комиксы гораздо сложней некоторых других жанров литературы. Она думает, что критика взрослых происходит из убеждения, что дети просто смотрят картинки и не уделяют внимания тексту, а это не совсем так.[2]

Интересной представляется тенденция ввода ещё одного термина, а именно «графического романа», который нацелен уже на взрослую аудиторию читателей и внушает больше доверия. К. Тиллей отмечает, что среди сторонников применения комиксов в образовательном процессе находится американский Национальный совет учителей английского языка. Совет спонсирует такой проект, как Read, Write, Think, чья работа строится на применении технологии комиксов.[3]

Кроме К. Тиллей есть и другие учёные, которые согласны с её точкой зрения. В частности С. Грахам, который отмечает, что чтение комиксов в образовательных целях повышает уровень чтения. Такой метод преподавания создаёт условия для своеобразного моста между учителем и учениками. С. Грахам приводит пример задания, которое можно давать ученикам. Это заполнение пропусков в тексте, но не в стандартной и традиционной форме, а в нарисованных «пузырях». Это могут быть задания на грамматику и на лексику.[4]

Что же касается  сторонников использования комиксов в образовательных целях в нашей стране, хочется обратиться к некоторым специалистам из разных областей и проанализировать их позицию на данный вопрос.

И. Н. Арзамасцева, доцент кафедры русской литературы ХХ века Московского педагогического государственного университета считает, что комикс выполняет важную функцию и способен точно и понятно передавать основную идею материала, с которым знакомится ученик. С ней согласен  В. А. Гуружапов, заведующий отделом научно-методической педагогики Государственной Третьяковской галереи. Он полагает, что если ребёнок получает задание выполнить комикс на какую-то тему, то в процессе создания он учится находить самое главное в получаемой информации, а в современном мире, где главенствуют потоки информации это жизненно необходимо.[5]

120118_2Каким же образом применяется комикс в УМК “Spotlight”? Начну с самого очевидного примера. Приключения Артура и Раскала, которые стоят после каждого модуля, закрепляют лексику из урока. Эти комиксы представляют собой кадры истории, чей сюжет развивается на страницах учебника. Подобная подача информации позволяет разыгрывать каждый кадр как мини-сценку, где ученики играют свои роли. Погружение и розыгрыш ситуаций по ролям помогают закреплять фразы и выражения в памяти детей. Также большим плюсом является разбивка историй на эпизоды, потому что каждый раз при встрече с героями можно практиковать вопросы о предыдущем эпизоде. Логическим продолжением работы с комиксом является моё предложение постараться представить, что будет происходить дальше по сюжету. Мне кажется, что выбор собак в качестве главных героев комикса отдельной истории был сделан удачно, так как дети очень любят животных, поэтому такой выбор оправдан в начальной школе и на начальных этапах изучения языка.
Кроме истории об Артуре и Раскале в УМК реализуется тренировка простых диалогов, которые происходят между главными героями: Няни Шайн, Лулу, Ларри и Чаклсом. В образе Няни спрятан образ учителя, который объясняет важные моменты. Нужно признать, что диалоги разыгрываются в реальных условиях и благодаря картинкам детям становится понятнее, когда и в каком случае им понадобится та или иная лексика. Добавлю, что после диалогов, как правило, идёт задание. Это может быть общий, специальный или вопрос к подлежащему. Встречается и задания на заполнение пропусков на основании диалогов.

120118_3На особом месте стоит история про Зайца и черепаху, которая также выполнена в форме комикса. В этой истории отрабатывается прошлое время, а именно глагол to be. 4-м классам очень понравилось предложенное мной задание, разыграть историю в виде сценок, ведь они почувствовали себя внутри истории. На развороте с историей мы также видим несколько заданий. Первое задание, которое идёт сразу после комикса – это отметить буквой какое предложение соответствует зайцу, а какое черепахе. Тут отрабатывается навык понимания текста и действий главных героев. Второе задание предлагает поразмыслить о морали истории. Такое задание плавно подводит к другим, более сложным, например рассуждениям и обсуждению цитат и поговорок на английском языке, с которыми ученикам ещё придётся столкнуться, когда они станут старше. Так как в истории присутствуют два противоположных героя, а решил устроить голосование, кто поддерживает зайца, а кто черепаху. «Кто Вам больше понравился?» – спросил я. Большинство ответило, что заяц. Тот урок я закончил рефлексией и спросил, понравилось ли ученикам разыгрывать сценки, дети ответили, что да.

В чём же состоит феномен комикса и почему его используют в образовательных целях?

Сила комиксов представляется мне в том, что с их помощью можно рассказать любую историю будь то тема (topic) «Мой рабочий день», будь то рассказ про место, где живёшь и т.д. Графическая сопоставляющая является важным дополнением к тексту для ученика, и те моменты, которые у него не получается выразить через иностранный язык, он может показать с помощью рисунка. Мотивация – это главное условие эффективных занятий английским языком. Будет ли ученик хотеть использовать английский, если у него не получается выразить себя также хорошо, как если бы он использовал русский язык? Не думаю. В такой ситуации комикс вполне может помочь.
Следующий момент, который хотелось бы затронуть, это проектная деятельность. К слову, это базовый элемент ФГОС – его приоритетное направление. Проект подразумевает проблему и её решение, но современные реалии таковы, что сейчас мало придумать и определить проблему, нужно ещё уметь и презентовать её решение. Мы все разные, разное мышление, мы индивидуальны. Точно также индивидуальны наши ученики, на мой взгляд, возможность представить и презентовать итоги проекта в виде комикса – это отличный вариант для наших детей.[6]
Комиксы могут и способны научить структуре повествования, хоть и в упрощённой форме. С их помощью мы можем погружать учеников в творческий процесс. Возможным заданием может быть нарисовать комикс по теме «Как я провёл лето». Практика показывает, что из года в год детей пугает это задание, так почему бы не видоизменить его и не сделать из текста на тетрадную страницу красочный рассказ. Дополнительным стимулом могло бы стать создание коллекции из историй о лете разных учеников. Лучшие работы можно повесить на специально отведённое место в кабинете, что безусловно улучшит образовательную среду кабинета.

Мне нравится, что в УМК “Spotlight” используется образовательный комикс, однако при работе по нему у меня появилось несколько предложений, как сделать его более эффективным. Во-первых, в Артуре и Раскале не используется тип заданий, когда от учеников требуется дорисовать комикс. Во-вторых, мы могли бы отрабатывать  грамматику на конкретных жизненных ситуациях в виде комикса. Как правило, дети в начальной школе ещё не понимают сложных объяснений, зачем им нужен Present Continuous, а графическая сопоставляющая наряду с текстом им поможет лучше понять применение этой темы. Кроме того, применяя комиксы, мы бы могли наглядно продемонстрировать сложные для понимания учеников различия в использовании времён, в частности разницу между Present Simple и  Present Continuous. В-третьих, можно попробовать нарисовать других героев для комиксов, чтобы посмотреть, изменится ли их восприятие детьми, конечно при этом необходимо организовать обратную связь с учителями, чтобы они написали о впечатлениях детей от новых героев комиксов. В-четвёртых, можно устроить конкурс на новых героев комиксов, чтобы дети сами нарисовали тех, про кого им было бы интересно читать. Затем на основании голосования определить, про кого нарисовать комикс в новом издании. В-пятых, в УМК “Spotlight” существует раздел Spotlight on Russia, который презентует культуру и социальную жизнь России на иностранном языке. Сложно спорить с тем, какой популярностью пользуются американские супергерои у школьников, почему бы не попробовать рассказать и нарисовать своих русских героев и истории про них, например богатырей. В начале 2017 года власти Москвы выпустили комикс с правилами поведения для гостей столицы, главными героями которого стали Василиса Премудрая, Снегурочка, Купава, Юрий Долгорукий, Кощей Бессмертный.[7] Подобные проекты наталкивают на идею, что мы бы могли использовать сказочных персонажей в образовательных целях. В-шестых, для старших классов, исходя из их интересов, уместно использовать преподавание с использованием песен. Американский учёный А.Симпсон отмечает значение и пользу песен, как источник новой лексики, идиом и выражений в контексте.[8] Он предлагает использовать песни на уроках в образовательных целях. А что если пойти дальше и при помощи комикса изобразить содержание песни. Многие песни содержат в себе сложную для русскоговорящих учеников тему Фразовые глаголы, поэтому мы бы могли с помощью заданий спрятанных в комиксе закрепить и помочь запомнить эти глаголы. Таким образом, изображение, аудио и визуальный ряд станут мощным инструментом для запоминания глаголов.

Споры об эффективности комиксов в образовательном процессе ведутся с середины прошлого века. В России этот вопрос также актуален. Сейчас по комиксам выходит огромное количество фильмов и мультфильмов, на которые ходят наши дети. Это действительно популярно и в тренде. В США, странах Европы и азиатских странах комиксы – это часть образовательного процесса. Мы должны учитывать, что вместе с изменениями общества, появлением и влиянием сети интернет изменяются и те, кого мы учим. Также мы должны понимать, что грамматика иностранного языка в начальной школе не должна подаваться в таком сухом виде, как иногда это делается, всё-таки мы имеем дело с детьми. Не хочу сказать, что нам следует полностью перейти на комиксы в преподавании английского языка, я лишь хочу подчеркнуть, что азы можно преподносить понятнее и в картинках. Мы учим говорить на языке миллионов людей, и возможно, что именно комикс – это тот язык самовыражения, который сделает нас намного ближе к нашим ученикам.

Использованная литература:

Источники:

  1. Федеральный государственный стандарт начального обще образования (1-4 кл.) от 2009 г.

Книги:

  1. Graham S. Comics in the Classroom: something to be taken seriously. Language education in Asia. 2011

Статьи:

  1. Tilley C.L. For improving early literacy, reading comics is no child’s play https://news.illinois.edu/blog/view/6367/205780
  2. Собкин В. Комикс в образовании: есть ли польза от дела? http://gogr.narod.ru/coll/comics_edu.html
  3. Мэрия Москвы нарисовала комикс с правилами поведения мигрантов http://www.bbc.com/russian/features-38613216
  4. Simpson A. How to use songs in the English language classroom https://www.britishcouncil.org/voices-magazine/how-use-songs-english-language-classroom

Официальные сайты:

  1. сайт Read Write Think

Словарь:

[1] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/160494

[2] C.L. Tilley For improving early literacy, reading comics is no child’s play https://news.illinois.edu/blog/view/6367/205780

[3] http://www.readwritethink.org

[4] Graham S. Comics in the Classroom: something to be taken seriously. Language education in Asia. 2011

[5] http://gogr.narod.ru/coll/comics_edu.html

[6] Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (1-4 кл.)

[7] http://www.bbc.com/russian/features-38613216

[8] https://www.britishcouncil.org/voices-magazine/how-use-songs-english-language-classroom

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.