Преемственность как фактор эффективности при проектной организации деятельности учащихся по английскому языку в МОУ «Гимназия №11» Волгограда
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 14 февраля 2018Преемственность между начальным общим образованием и основным общим образованием была всегда актуальна. Она призвана обеспечить единый непрерывный образовательный процесс на переходном этапе развития ребенка и направлена на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на всех этапах. Проектная деятельность позволяет обеспечить эту преемственность, а именно: обобщить ранее полученные знания, умения и навыки, применить их на практике, раскрыть творческие возможности учащихся и пробудить интерес к предмету.
Многие учебные навыки формируются в начальной школе. На среднем и старшем этапах обучения важно продолжить работу по развитию потенциала младших школьников.
В статье представлен личный опыт учителей английского языка в организации проектной деятельности обучающихся в МОУ «Гимназия № 11» Волгограда на всех уровнях обучения..
настроение: рабочее
ключевые слова: преемственность, коммуникативность, интеграция, адаптация, воспитательно-образовательный процесс, творческий потенциал, практическая деятельность, применение на практике
город: Волгоград
Авторы: Короткова Ирина и Резвова Виктория
Необходимость реализации принципа преемственности на всех этапах непрерывного образования считается одним из важных направлений политики образования в настоящее время. Приоритетность и значимость данных аспектов подчеркивается в таких документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Изучением данного вопроса занимаются многие исследователи. Полагают, что система образования должна обеспечить человеку непрерывность образования в течение всей его жизни, а также преемственность уровней и ступеней образования.
В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому.
От скоординированности действий, от понимания общей цели и единой стратегии языкового образования специалистами образовательных учреждений и зависит эффективность непрерывного языкового образования.
В настоящее время в условиях модернизации образования изменился подход к изучению иностранного языка. В связи с этим одним из основных подходов к иностранному языку является личностно-ориентированный, деятельностный, системно-коммуникативно-когнитивный. Основное внимание уделяется познавательной деятельности учащихся. Все эти изменения привели к поиску новых педагогических технологий, повышающих мотивацию к изучению английского языка при осознании в обществе в целом значимости его применения и создающих положительный настрой к изучению английского языка. Однако, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования, что обуславливает актуальность нашего опыта работы, так как проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы.
При организации проектной деятельности учащихся МОУ «Гимназия №11» особое внимание уделяется изучению категории преемственности в различных формах её проявления. Преемственность считается важнейшим фактором эффективности проектной деятельности. Учителя иностранного языка нашей гимназии организуют обучение на различных уровнях. Нам приходится применять различные УМК издательства «Просвещение» (базовое и углубленное изучение языка), и, в соответствии с требованиями ФГОС, внедрять проектную методику на абсолютно всех уровнях обучения иностранному языку, учитывая формы урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Вопросы преемственности в организации проектной деятельности в начальной и основной школе сегодня становятся ещё более http://www.tilt.tcи в связи с переходом на новый ФГОС. Первые проекты такие как «Моя семья», «Мой питомец» или «Моя любимая сказка» очень просты и индивидуальны, здесь учащиеся начальной школы приобретают свой первый опыт от постановки задачи до самостоятельной ее реализации. Для создания наиболее сложных проектов используется работа в группах, позволяющая наиболее глубоко и разносторонне работать над проектом и положительно влияющая на качество выполнения проекта.
Приведем несколько примеров из личного опыта преподавания английского языка с использованием проектной методики во внеурочной деятельности.
Ежегодно в декабре в нашей гимназии №11 проводится акция «Письмо Деду Морозу», которая охватывает учащихся начальных классов. Толчком к проведению этого мероприятия послужила проблема, с которой мы столкнулись при развитии умения учащихся писать письмо.
Продумывая работу по организации акции, мы хотели, прежде всего, заинтересовать учащихся, повысить мотивацию изучения языка, расширить знания детей о традициях страны, изучаемого языка, создать условия для освоения первичных навыков написания адреса и письма. Для повышения эффективности данного проекта мы учитывали преемственность в:
— возрастном уровне участников (2–4 классы);
— использовании УМК “Spotlight” и УМК “English” издательства «Просвещение»;
-количество участников в группе исполнителей проекта (учащийся, семья, группа учащихся);
— создании отношений сотрудничества (учащийся-учитель, учащийся-учитель-семья).
Учащимся 2-х классов мы предложили дополнить шаблон письма Деду Морозу, рассмотрев при этом структуру (приветствие, основная часть, подпись). При этом мы рассмотрели празднование Рождества и Нового года в нашей стране и англоговорящих странах, просмотрев и обсудив интересный всем детям мультипликационный фильм. Кроме того, ребятам было предложено красиво оформить свои письма, используя различные способы, которыми они овладели на уроках технологии и изобразительного искусства.
Учащимся 3–4-х классов было предложено познакомиться с традициями празднования Рождества и Нового года в англоговорящих странах, рассмотреть символы этих праздников, поработать с текстом письма от Деда Мороза, изучить структуру написания адреса и оформления почтового конверта, попрактиковаться в написании письма. Предполагалось использование творческих способностей учащихся.
Умение создания собственного продукта, умение принимать решение и нести ответственность за реализацию его в индивидуальной или коллективной деятельности – трудная задача на этапе начального образования. Используя данную тематику проектной деятельности, мы избегаем упрощения и примитивизма, которые характерны для обучения иностранному языку на начальном уровне, отходим от ограничений, которые устанавливают используемые УМК издательства «Просвещение». Реализация данного проекта требует модернизации отношений с семьёй ученика. Цель обучения ребёнка в сотрудничестве состоит в том, чтобы сделать его полноценной личностью, способной развиваться дальше без участия учителя и родителей.
Конечный продукт обязательно должен быть продемонстрирован другим. С этой целью была организована выставка работ учащихся, чтобы заинтересовать большее количество учащихся, познакомить педагогов гимназии родителей с замечательными работами детей в ожидании прекрасного волшебного праздника Рождества и Нового года.
Как уже было отмечено, работу над проектами целесообразно применять на всех ступенях обучения в школе. На начальной ступени это мини-проекты, а в среднем и старшем звеньях они усложняются и расширяются. На гимназической конференции учащимися 5–8-х классов были представлены работы следующей тематики: “My Dream School”, “Welcome to Russia”, “Volgograd is My Native City”, “The Travelling Map of 6B”, “Interesting facts about Us”, “Our Hymn is Our Pride” и др., многие из которых получили заслуженное признание на конкурсах проектов различных уровней.
Большое место в методе проектов занимают дискуссии на английском языке. Умение вести дискуссию в форме диалога или полилога – необходимое условие успешной совместной работы учащихся над проектом. В процессе обсуждения выявляются противоречия социокультурного плана, выдвигаются аргументы и контраргументы, выстраивается логика доказательности позиции выступающего. Старшеклассники учатся рассматривать проблему со всех сторон, рассуждать и формулировать свою точку зрения на английском языке.
Поэтому на старшем этапе обучения английскому языку с целью формирования коммуникативной иноязычной компетенции нами была определена специфика организации проектной деятельности учащихся 9-11-х классов во внеурочное время, была предпринята попытка разработки методики организации и проведения заседаний дискуссионного клуба старшеклассников “Speaker’s Corner” в нашем образовательном учреждении, как разновидность творческих практико-ориентированных проектов. Внедряя во внеурочную практику метод проектов, мы следовали основным принципам использования проектного обучения:
- принцип коммуникативности;
- принцип ситуативной обусловленности;
- принцип проблемности;
- принцип соизучения языка и культуры;
- принцип автономности.
Следовательно, темы для дискуссий подбираются в соответствии с интересами учащихся, а также их актуальностью в современном мире. Обсуждению всегда предшествует предварительная работа: анкетирование учащихся, постановка проблемных вопросов, выбор хода самой дискуссии, конечного продукта, формы подведения итогов, создание презентаций и т.п. Кроме проектной технологии ключевыми методами организации и проведения таких дискуссий также выступают технология критического мышления, технология case-study, технология сотрудничества, технология проблемного обучения, метод дебатов и др. Учащиеся 9–11-х классов всегда с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях. У них появляется возможность выразить свое мнение по обсуждаемой проблеме на иностранном языке, что, в свою очередь, стимулирует их к иноязычному общению, обмену своими мнениями, а это и является целью проекта. Особенно интересен для участников дискуссий продукт обсуждения (выставка работ, плакаты, постеры, видеоролики и пр.). Так, результатами дискуссии по следующим темам стали:
Тема дискуссии | Продукт |
Speaker’s Corner: all teachers must be over thirty-five, mustn’t they? | таблица |
I am determined to face addictions, aren’t I? | выставка работ |
Tattoo: for and against | постер |
I am proud of Russia?! | видеоролик |
E-books vs Printed books: who will win? | постер |
Grow where you are planted?! | диаграмма |
Отличительной особенностью заседания диспут-клуба по теме “I am proud of Russia?!” стало привлечение к участию в нем гостей-иностранцев, участников программы AFS. Приятно отметить результат дискуссии: более 70% гимназистов гордятся своей страной.
Однако, собственные наблюдения показали, что в большинстве своем использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, консервативной атмосферой некоторых общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: языковые сложности, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей, что и было рассмотрено в данной статье.
Список литературы:
- Блинов В.М. Эффективность обучения. -М.: Педагогика,1996. -191с.
- Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
- Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003. – 185 с.
- Михаил Эпштейн, Метод проектов в школе двадцатого века
- Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа// Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. Иркутск, 2003. с. 49 – 55.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеев М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия. 2005. 272 с.