«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Новые « Горизонты» в языковом образовании

Пятница 16 февраля 2018

160218В статье рассматриваются содержание и цели проекта Гёте-Института при поддержке издательства «Просвещение» «Немецкий – первый второй иностранный». Также будут рассмотрены понятия «стартовые пакеты» и «рабочие пакеты» на основе УМК «Горизонты», являющиеся составными элементами проекта, которые позволяют логично объединить специально подготовленные мероприятия и дидактические средства, направленные на поддержание положительной динамики в изучении немецкого языка как второго иностранного в РФ.

 

настроение: позитивное

ключевые слова: инновационная проектная деятельность, УМК «Горизонты», издательство «Просвещение», мотивационные мероприятия

город: Петрозаводск

Преподавание дисциплины «Иностранный язык» или «Второй иностранный язык» в современных условиях требует актуальных средств обучения. Неоценимый вклад в поддержку преподавания немецкого языка в нашей стране вносит, несомненно, Немецкий культурный центр им. Гёте (Гёте-Институт) при поддержке издательства «Просвещение». Усиление доминирующей позиции английского языка как школьного предмета в учебных планах многих образовательных организаций в России очевидно. В связи с этим Гёте-Институт направляет серьёзные усилия на укрепление позиции немецкого языка, в том числе и как второго иностранного. Издательство «Просвещение», являясь многолетним партнёром Гёте-Института, поддерживает его политику и ежегодно обновляет серии УМК, адресованные российским учащимся, изучающим немецкий язык.

Инновационный проект Немецкого культурного центра им. Гёте «Немецкий – первый второй иностранный», направленный непосредственно на популяризацию немецкого языка как второго иностранного, стартовал ещё в 2016 году и охватил 11 регионов, в которых 320 школ ввели дисциплину «Второй иностранный язык (немецкий)» в базовую или вариативную часть учебного плана. В 2017 году к проекту присоединилось 30 новых регионов, а в 2018 году по прогнозам Гёте-Института в Москве, планируется введение изучения немецкого языка как второго иностранного в 42 российских регионах. В настоящий момент примерно в 900 школах РФ немецкий язык изучается как второй иностранный. Но руководители и координаторы проекта надеются на то, что благодаря мотивационным мероприятиям число таких школ в этом году вырастет до 1000.

Цель проекта заключается в поддержке школ, которые уже ведут преподавание немецкого как второго иностранного или планируют его введение, в проведении мотивационных мероприятий, в организации урочной и внеурочной деятельности по немецкому языку как второму иностранному. В Республике Карелия данный проект стартовал в 2017 году и охватил сначала 13 школ, сейчас к этому проекту присоединились ещё 2 школы. Специалисты Гёте-Института и издательства «Просвещение» обоснованно считают, что от обеспечения школ соответствующими ресурсами во многом зависит успешность проекта. Именно поэтому одной из фундаментальных составляющих «рабочих пакетов» является «стартовый пакет», предназначенный для каждой образовательной организации, включённой в проект. В наполнении «стартовых пакетов» активно участвует издательство «Просвещение».

Первый важный элемент «стартового пакета» Гёте-института – УМК «Горизонты» для 5 класса издательства «Просвещение», подготовленный в содружестве с немецким  издательством „Cornelsen“ коллективом авторов, в который входят М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова, специально для школьников, которые приступают к изучению немецкого как второго иностранного. Для каждой школы в 2017 году был предложен комплект из 20 рабочих тетрадей и 20 учебников с дисками. Выбор УМК «Горизонты» для стартовых пакетов неслучаен: данный УМК входит в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Интернациональный авторский коллектив, состоящий из российских и немецких специалистов, позволяет учитывать при овладении немецким языком и в подачеи материала межъязыковую и внутриязыковую интерференцию, причём отрицательный перенос учитывается исходя из особенностей не только родного языка, но и первого иностранного – английского. Следует заметить, что в каждом из предлагаемых блоков при изучении лексики или грамматики можно встретить примеры, которые указывают на принадлежность немецкого и английского языков к одной языковой группе – германской, что, несомненно, облегчает овладение немецким языком как вторым иностранным. В ходе работы с УМК «Горизонты» учащиеся учатся рассказывать о себе, своей семье, школе и классе, а также домашних животных и хобби. Все остальные виды речевой деятельности – аудирование, чтение, письмо, также развиваются в рамках этой тематики. Можно с уверенностью сказать, что весь предлагаемый материал соответствует принципу коммуникативной направленности и соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся. Яркое, красочное оформление УМК, использование в учебнике аутентичных фотографий и красочных схем способствует комфортному восприятию и более прочному запоминанию материала.

Не менее важен и тот факт, что УМК «Горизонты» разрабатывался с учётом принципа сопоставления двух культур: родной и иностранной, это, в свою очередь, позволяет подготовить обучающихся к межкультурному взаимодействию с представителями немецкоязычной культуры и научить рассказывать о своей, родной культуре. Так, изучая тему «Знакомство», обучающиеся узнают интересную культурологическую информацию о том, какие имена актуальны сейчас в Германии или как называются самые популярные достопримечательности в Берлине, Вене или Базеле. В рамках темы «Мой класс» они узнают информацию о том, как выглядит расписание в немецких школах и какие предметы там изучают. Тема «Домашние животные» содержит интересную информацию о любимых домашних питомцах в Германии и ссылку на Берлинский зоопарк. В рамках темы «Хобби» можно узнать, чем любят заниматься немецкие подростки в свободное время, какие виды спорта они предпочитают. Тема «Моя семья» предлагает познакомиться с жизнью среднестатистической семьи и популярными профессиями в Германии и сопоставить их с российскими условиями. Ознакомление с содержанием и лексическим наполнением темы «Сколько это стоит?» позволит совершить элементарные покупки в немецком магазине, поразмышлять по поводу нужной суммы на карманные расходы у нас и в Германии и выразить пожелания относительно подарков ко дню рождения. Практически любая тематика предполагает сопоставление двух культур и знакомство с интересными фактами немецкоязычной культуры, что способствует формированию устойчивого интереса к изучению немецкого языка как второго иностранного.

Для учителей, которые впервые приступили к обучению немецкому как второму иностранному или имели довольно большой перерыв в преподавании, при поддержке издательства «Просвещение» и Гёте-Института в Санкт-Петербурге в Республике Карелия был организован обучающий семинар «Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного». Его провела к. п. н., доцент Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ (Москва), ведущий автор издательства «Просвещение» Мария Александровна Лытаева.

В ходе семинара учителя ознакомились со структурой и содержанием учебника «Горизонты», реализацией основных положений ФГОС и планированием уроков на основе данного УМК. М. А. Лытаева сотрудничает со многими регионами, включёнными в проект, и по их приглашению проводит содержательные обучающие семинары по работе с УМК «Горизонты» и «Вундеркинды Плюс».

В конце первого года овладения немецким языком как вторым иностранным учащиеся 5 классов – участники проекта имеют уникальную возможность узнать, каких результатов они достигли на начальном этапе. Именно с этой целью организаторы проекта «Немецкий – первый второй иностранный» подготовили для них комплекс олимпиадных заданий. В рекомендациях к проведению олимпиады подчёркивается, что основные задачи данного мероприятия заключаются не только в повышении мотивации учащихся после первого года изучения немецкого языка как второго иностранного, но и в пробуждении интереса к немецкой культуре, традициям Германии и немецкоязычных стран, и это направление является приоритетным. Определение уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся является второстепенной задачей, поэтому принять участие в олимпиаде может любой ученик по окончании первого года изучения немецкого языка, независимо от его способностей и оценок. Олимпиадные задания имеют структуру, схожую с заданиями в конкурсах «Английский бульдог» или «Русский медвежонок», и включают традиционные разделы: аудирование, чтение, лексика, грамматика, письмо и страноведение. Задания составлены на основе УМК «Горизонты» для 5 класса, в них учитывается специфика овладения немецким языком после английского. В олимпиаде сочетаются задания разного уровня сложности, кроме того, разработчики Гёте-Института попытались придать им новизну и творческую направленность. Именно поэтому и учителя, и учащиеся должны рассматривать участие в олимпиаде не как очередную форму контроля или оценивания, а как ещё один мотивационный фактор.

В заключение хотелось бы отметить следующие положительные стороны этой инновационной образовательной инициативы:

  • продуманная, чётко выстроенная работа;
  • организация и проведение мероприятий с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • удачный подбор дидактических материалов, выбор УМК «Горизонты» в качестве базовой составляющей «стартовых пакетов»;
  • увлекательные задания, способствующие поддержанию мотивации;
  • тщательно продуманный комплекс мер по формированию и поддержанию устойчивого интереса как к немецкому языку, так и к культуре немецкоязычных стран.

И всё же, несмотря на наличие огромного количества преимуществ, которые получают школы-участники проекта, следует отметить, что, к сожалению, не все школы вводят предмет «немецкий язык как второй иностранный» в учебные планы (в базовую или вариативную часть), несмотря на то что во ФГОС есть отдельная предметная область «Иностранный язык. Второй иностранный язык». Кроме того, ряд школ предлагает изучение немецкого языка как второго иностранного только во внеурочной деятельности, в качестве факультатива или инновационного проекта. Как правило, в этом случае изучение языка организуется на последнем уроке, только один раз в неделю и не предполагает обязательного посещения всеми учащимися. В такой ситуации сложно говорить о высоком качестве при формировании как иноязычной коммуникативной, так и межкультурной компетенции, поскольку у учителя нет возможности тщательно отработать предлагаемый в УМК «Горизонты» материал, так как нарушается логика овладения немецким языком как вторым иностранным.

Однако положительное решение Гёте-Института о продолжении проекта «Немецкий – первый второй иностранный» в 2018 году и расширение зоны действия проекта в Российской Федерации позволяет надеяться на то, что эти эффективные меры позволят увеличить количество школ, которым этот проект интересен и которые готовы поддержать Гёте-Институт и издательство «Просвещение». Благодаря расширению сотрудничества школы-участники проекта получают уникальную возможность не только приобрести современные учебно-методические материалы и качественное дидактическое сопровождение, но и обогатиться передовыми методиками преподавания немецкого языка.

Литература:

  1. Официальный сайт издательства «Просвещение», раздел «Немецкий язык»

http://www.prosv.ru/subject/deutsch.html (дата обращения 12.02.2018)

  1. Официальный каталог и интернет-магазин издательства «Просвещение» https://shop.prosv.ru/ (дата обращения 12.02.2018)
  2. Немецкий – первый второй иностранный. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/dez.html

(дата обращения: 12.02.18).

  1. Немецкий – первый второй иностранный. Участники проекта 2017/18. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/dez/tei.html

(дата обращения 12.02.2018)

 

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.