Методическое сопровождение перехода учителей иностранных языков города Севастополя на новые Федеральные государственные образовательные стандарты
Автор: Наталья ШЕРМАЗАН | Рубрика: ОПЫТ РЕГИОНОВ Пятница 23 февраля 2018В связи с переходом Крыма в Российскую Федерацию в 2014 году произошли изменения в общественной, политической, экономической жизни полуострова, которые повлекли за собой коренные преобразования в различных сферах, в том числе в системе школьного образования и, в частности, в области преподавания иностранных языков. В школах города Севастополя всё это время проводилась длительная адаптация к российской системе образования. Образовательные учреждения только в прошлом году завершили аккредитацию и получают лицензии на оказание образовательных услуг.
настроение: позитивное
ключевые слова: региональный методический сборник, обучение иностранным языкам, ФГОС
город: Севастополь
«Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу»
Бенджамин Франклин
В стране реализуется современная государственная языковая политика, обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного обучения, что отражено в концепции ФГОС, подтверждается намерениями введения изучения второго иностранного языка, обязательного Единого государственного экзамена по предмету в 2022 году.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед школой задачу развития личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетенциями, способной к ответственному поведению и самореализации, то есть появились ориентиры на достижение личностных результатов. Основной целью обучения иностранным языкам в школе на каждом из этапов является формирование у школьников способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка на элементарном (начальная школа), допороговом (основная школа) и пороговом (средняя школа) уровне.
Основными содержательными линиями учебного предмета «Иностранный язык» определяются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, языковые средства и навыки оперирования ими, социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих иноязычной коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. На формирование этих компетенций были направлены усилия педагогов Севастополя в переходный период.
На пути преобразований у педагогов возникало немало трудностей, поэтому в течение трех лет издательство «Просвещение» осуществляло методическое сопровождение перестройки образовательных процессов в школах города в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Первое, с чем пришлось столкнуться, — это приобретение учебников. Методическое объединение учителей иностранных языков остановило свой выбор на учебно-методических комплектах издательства «Просвещение», так как ранее нам разрешалось использовать в учебном процессе аутентичные УМК издательств Oxford, Longman, Express Publishing, CLE international и других, и учителя иностранных языков были уже знакомы со структурой многих аутентичных учебников. Поскольку УМК издательства «Просвещение» создавались в соавторстве с зарубежными специалистами из Express Publishing, нами и был сделан выбор в пользу линейки УМК “Spotlight” “Starlight”, “L`oiseau bleu”, “Deutsch” и другие. В них нашли отражение современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку, заложены принципы системно – деятельностного подхода, предусматривается использование новых методов и технологий в преподавании. УМК отвечают требованиям ФГОС и соответствуют общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).
Одновременный переход на российские учебники во всех классах вызвал определенные затруднения. Нужно было вникнуть в концепцию новых для учителя УМК, определить и устранить пробелы по лексическим и грамматическим темам программы, найти средства на приобретение всех компонентов комплекта.
Большие трудности вызывали у учителя подготовка и ведение учебной документации: составление основных образовательных программ, учебных планов, рабочих программ учителя, написание технологических карт, освоение новой терминологии, переход на пятибалльную систему оценивания и оформление журнала.
Методистам Севастопольского центра развития образования потребовалось организовать курсы повышения квалификации для учителей иностранных языков, встречи с авторами учебно-методических комплектов, методистами издательства, проведение многочисленных семинаров-практикумов, конференций, консультаций для оказания помощи педагогам в адаптации к существующей в России системе преподавания иностранных языков.
В проведении курсов нам помогло Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». За 3 года все учителя иностранных языков прошли курсовую подготовку по различным направлениям учебно-воспитательной процесса, познакомились с нормативными документами, Федеральными государственными образовательными стандартами, применением интерактивных педагогических технологий, организацией инклюзивного образования детей с ОВЗ и другими.
Многочисленные всероссийские и городские семинары-практикумы с участием авторов учебников, методистов издательства «Просвещение», опытных учителей-практиков, таких как Ваулина Ю.Е., Кузнецова Т.А., Кузовлев В.П., Смирнов Ю.А., Ширинян М.В. и другие способствовали формированию новых профессиональных компетенций педагогов, преодолению проблем формирования универсальных учебных действий, освоению системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, здоровьесберегающих технологий, путей развития метапредметных образовательных результатов обучающихся.
Большой популярностью среди учителей иностранных языков пользуются регулярно проводимые издательством «Просвещение» вебинары по http://www.tilt.tc проблемам организации учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам на основе действующих УМК с выдачей сертификатов их участникам.
В рамках Всероссийского семинара издательства «Просвещение», который проводился в Ялте с 11 по 14 декабря, в городе Севастополе были проведены авторские семинары Кузовлева В. П. на тему «Новые тенденции и возможности УМК «English» 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ», Мильруда Р. П. «Преимущества УМК «Звёздный английский» при подготовке обучающихся к ГИА. Сравнительный анализ альтернативных УМК», Мишина А. В. «Новое в проведении ГИА по английскому языку в 2018 году. Особенности подготовки обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ», Подоляко О. Е. «Отличительные особенности и новые возможности в достижении образовательных результатов ФГОС для основной и старшей школы», методиста издательства Сатиной Е. для учителей немецкого языка по теме «Готовимся к ЕГЭ с УМК для 10–11 классов. Развиваем умения устной и письменной речи», которые способствовали детальному ознакомлению учителей иностранных языков с возможностями используемых в обучении УМК, заложенной в них системой подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации, ЕГЭ, глубокому осмыслению путей формирования планируемых УУД обучающихся.
Учителя Севастополя осознают необходимость коренной перестройки сознания, подходов к обучению и благодарны сотрудникам издательства за регулярную помощь в преодолении трудностей переходного периода.
В электронном сборнике статей педагоги города представили свои наработки, методические находки и сложившуюся систему работы по различным направлениям учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам, по реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта.
С материалами электронного сборника вы можете ознакомиться по ссылке: https://iyazyki.prosv.ru/sbornik-2/