Формирование коммуникативных навыков на основе игровых технологий на уроке немецкого языка
Автор: Лейла БАХИРЕВА | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Пятница 23 марта 2018Одним из важных условий развития коммуникативных навыков на уроке немецкого языка является устойчивая мотивация учащихся к изучению предмета. Постоянно поддерживать положительную мотивацию сложная задача для любого учителя, тем более для учителя немецкого языка.
настроение: оптимистичное
ключевые слова: индивидуальные особенности, выявление речевых проблем, введение игровых методов обучения, сравнение результатов контрольных работ, повышение учебной мотивации
город: Балашиха
Отстраненность на уроке, нежелание учиться у некоторых учащихся порой вызвано речевыми проблемами. Помочь таким учащимся, максимально вовлечь их в учебный процесс обязанность каждого учителя. Необходимо выбирать такие методы ведения урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся, повышать учебную мотивацию. Наиболее важными на наш взгляд являются игровые методы обучения.
Игровые технологии как главный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию всех видов речевой деятельности, позволяет сделать учебный процесс интересным, рассматривали отечественные учёные Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. А. Деркач, А. В. Конышева, и др.
Игровые технологии и психолого-педагогические условия их применения в обучении иностранному языку
В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления.
По мнению Д. Б. Эльконина: «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».
А. Н. Леонтьев в работе «Деятельность. Сознание. Личность» определил игровую деятельность следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) – с другой. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре».
Психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения (общения) на иностранном языке и в формировании культуры общения, в частности, культуры ведения диалога. Она формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других. Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития навыков общения. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога.
Таким образом, игра – это:
- деятельность (в нашем случае – речевая);
- мотивированность, отсутствие принуждения;
- индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
- развитие психических функций и способностей;
- «учение с увлечением» (С. Л. Соловейчик).
Говоря о функциях игровой деятельности в процессе обучения иностранным языкам, необходимо сослаться на схему А. В. Конышевой, которая отображает их в полной мере.
Функции игровой деятельности:
- обучающая
- воспитательная
- развлекательная
- коммуникативная
- релаксационная
- психологическая
- развивающая
В современной психологической и педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Психологи выделяют подвижные, строительные, интеллектуальные, условные; педагоги – дидактические игры, подразделяя их в зависимости от целей и задач на языковые и речевые.
Языковые игры помогают усвоить различные аспекты языка: фонетику, лексику, грамматику. Делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические. Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу.
Речевые игры нацелены на формирование умения в определённых видах речевой деятельности. Каждому виду речевой деятельности соответствует определённый вид учебной игры, нацеленной на обучение аудированию, обучение монологической и диалогической речи, обучение чтению и обучение письму.
Игровые методы формирования коммуникативных навыков на уроке иностранного языка
Игра естественная среда для ребенка, в процессе игры он познает окружающий мир, развивается, осваивает правила поведения в коллективе.
Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра — универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже неподготовленного ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, недостаточно подготовленный ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь, порой оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения: «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми».
Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный процесс увлекательным и интересным для каждого ребёнка.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей учебным результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму (средство, методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы, ее членов. Педагогические требования подразумевают вплетение оптимальных условий ведения игры в учебном процессе.
Игра, таким образом, способствует выполнению важных психологических и методических задач:
- снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Применение игровых технологий в педагогической практике
Имея довольно большой опыт преподавания немецкого языка, можно утверждать, что игровые формы работы позволяют решить многие психолого-педагогические проблемы группы, помочь её участникам преодолеть трудности, выработать адекватные формы поведения. В процессе игры формируются коммуникативные навыки учащихся, поскольку игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игры позволяют развивать память, внимание, восприятие, регулировать психо- эмоциональное напряжение, осваивать новые умения, развивать речевые навыки и просто отдохнуть. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие.
Игру, как способ развития коммуникативных навыков и метод обучения, можно использовать на любом этапе урока, и на различных стадиях изучения темы: при введении новой лексики, для повторения и закрепления пройденного материала, в качестве контроля приобретенных знаний и даже в подготовке мини-проектов.
В игровой форме прививается культура общения, формируются навыки коллективной деятельности, развивается речь. Незаметно усваивается лексический и грамматический материал, запоминается структура предложения, формируется фонетический слух.
Так в начальных классах для формирования фонетического слуха и правильного произношения использую игру «Слышу, не слышу».
Класс делится на команды. Учитель читает небольшой текст. Если звучит знакомое слово, относящееся к теме урока, ученики поднимают одну руку.
Если звучит знакомое словосочетание – обе руки.
Для закрепления лексических и грамматических навыков использую такие игры как «Цветик-семицветик», «Собери ромашку».
К доске прикрепляются бумажные лепестки, на оборотной стороне которых записаны глаголы. Учащиеся выдергивают по очереди лепестки и спрягают устно глагол, который каждому достался.
На столе бумажные лепестки, на оборотной стороне которых написаны слова по изучаемой теме на русском языке. Ученики подходят, выбирают лепесток, переводят слово на немецкий язык. Если перевод правильный, собирают «Ромашку». Побеждает ученик, собравший полный цветок.
Периодически дети забывают числительные. Для восстановления в памяти количественных и порядковых числительных часто использую игру «Встаньте в круг!». Игра способствует также развитию реакции.
Дети становятся в круг, берутся за руки, начинают считать. Каждый называет последующую цифру. Ребенок, который замешкался, выбывает из круга. Оставшиеся продолжают счет до тех пор, пока не выявится победитель или победители.
Для автоматизации употребления лексики в устной речи и для развития памяти служат игры «Снежный ком» и «Игра – цепочка». Дети по цепочке спрашивают друг друга и отвечают, что им нужно из школьных принадлежностей. Пример: Ich brauche einen Radiergummi. Und du? Ich brauche ein Lineal. Und du?
Очень нравятся детям ролевые игры «Знакомство», «На улице», «В магазине». Игры развивают диалогическую речь, формируют речевой этикет, принятый в Германии.
Большой популярностью пользуются групповые игры «Кто соберет больше фраз?» и «Быстрее, больше, лучше!» Игры способствуют формированию навыков письменной речи, орфографических навыков, а также формируют навыки коллективной деятельности и служат для разминки.
Учащиеся делятся на две группы. Каждая группа обсуждает последовательность своих действий. Затем по команде участники подбегают к доске и записывают фразы, на доске, возвращаются обратно и передают мел следующему члену команды и т. д. Капитан имеет право исправить ошибки, допущенные членами его группы. Победителем объявляется команда, быстрее справившаяся с заданием. За каждую ошибку снимается один балл.
«Опиши рисунок». Цель – развитие навыков устной речи.
Нужно грамотно составить вопросы и дать полные ответы по рисунку.
С большим интересом дети воспринимают задания с использованием компьютерных технологий. Компьютерные технологии обладают безграничными возможностями для объяснения сложных грамматических конструкций и структуры предложения.
Для ознакомления со схемой предложения составила игры для начальных и 5-х классов «Веселые фигурки» и «Ну-ка, отгадай!». Детей очень привлекают движущиеся фигуры и слова.
Для развития творческих и коммуникативных способностей, формирования навыков совместной работы на заключительном этапе в качестве обобщения практикую такой вид творческой игры как «Мини проект».
Класс делится на две-три группы в зависимости от количества учащихся. Капитаны подходят к столу, на котором выложен материал по изученной теме в виде плашек с текстами, диалоги, стихи, рифмовки, кроссворды, рисунки. Каждый отбирает материал по теме, доставшейся ему по жребию, садится на заранее подготовленное место и приступает к работе. На подготовку проекта отводится определенное время. По истечению времени, группы выходят к доске по очереди и представляют свои работы.
Хочется подчеркнуть, что все эти игры и упражнения создают благоприятные условия для имитации иноязычной среды. При этом учитель должен обеспечивать детям максимальную самостоятельность в творчестве, не давать прямых инструкций, а помогать действовать независимо.
В то же время, важно заметить, что урок не может состоять из одних игр. При всей привлекательности игры как формы обучения место и время её проведения на уроке зависит от многих факторов: подготовки учащихся, сложности изучаемого материала, конкретных целей условий урока и даже настроения каждой конкретной группы на каждом конкретном занятии.
Для достижения высокой эффективности урока, во-первых, необходимо учитывать физиологические и психологические особенности школьников, а, во-вторых, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.
Влияние игровых технологий на развитие коммуникативных навыков и успеваемости учащихся 5-х классов на уроке немецкого языка
Существуют различные виды игр и игровых упражнений, которые можно использовать для формирования коммуникативных навыков учащихся. В любой игре происходит взаимодействие участников. Большое значение в таком взаимодействии имеет уровень развития коммуникативных умений, но и сама игра может развивать и формировать данные умения за счет творческого характера, определенного сюжета, ролевой позиции.
В рамках урока иностранного языка, целью которого является формирование иноязычной коммуникации, процесс общения затрудняется естественными причинами: недостаточное владение лексическими и грамматическими средствами, психологическими барьерами, низкой потребностью в общении. Нежелание общаться зачастую связано с низкой учебной мотивацией и проблемами речевого развития (логоневроз, дисграфия и др.). Проблемы с речью, с которыми ребенок успешно справился в дошкольном возрасте, проявляются с новой силой при изучении иностранного языка. Таким детям устное общение на уроке дается с большим трудом, несмотря на положительные исходные данные. Выявить характер проблемы каждого ученика и, исходя из этого, подобрать оптимальные формы и методы работы на уроке — залог успешного обучения учащихся.
Выяснить суть проблемы каждого ученика можно, используя опрос, анкетирование, наблюдение за детьми, беседу с психологом и родителями, анализ результатов устных и письменных ответов учащихся.
Перечисленные методы были использованы мною для выяснения причин, мешающих учащимся 5б и 5в классов включиться в полную силу в учебный процесс. Группы со 2-го класса изучали немецкий язык, но попав ко мне в 5-м классе, обнаружилось, что у некоторых учащихся 5в класса не сформированы навыки чтения, а значит и письма, не говоря уже о навыках речи. Дети были пассивны, с трудом включались в учебный процесс, к доске выходили неохотно. Урок строился фактически в расчете на нескольких учеников. Задумавшись, о причинах подобного поведения, стала внимательно наблюдать за детьми. Побеседовала с бывшим учителем немецкого языка, со школьным психологом. Проанализировала результаты устных и письменных ответов и пришла к выводу.
В 5в классе из 18 учеников: 10 — с низкой учебной мотивацией (из них 1 – второгодник, 7- со средними уровнем подготовки и 1ученик – с высокой учебной мотивацией.
В 5б классе из 13 учеников: 4 — с низкой мотивацией; 9- со средним уровнем мотивации.
Как видно из анализа исходных данных дети в 5в классе в основном с низкой самооценкой, полным или частичным отсутствием желания учиться, пассивные.
Чтобы уточнить формы и методы работы на уроке провела опрос среди учеников, который содержал один единственный вопрос: Что тебе мешает работать на уроке? Варианты ответов: неинтересно (скучно), стесняюсь (боюсь насмешек), устаю, плохо читаю. Результаты опроса:
5б класс, 13учеников
- неинтересно – 3уч. (23%)
- стесняюсь — 4 уч. (31%)
- устаю – 4 уч. (31%)
- плохо читаю — 2 уч. (15%).
5в класс, 18 учеников
- неинтересно — 11 уч. (61%)
- стесняюсь — 3 уч. (17%)
- устаю — 4уч. (22%)
- плохо читаю – 0 уч. (0%)
Учитывая результаты исследования, отражающие индивидуальные особенности детей стала постепенно внедрять игровые методы обучения на разных этапах урока. Сначала это были развивающие игры. Игровые технологии включались в учебный процесс на определенном этапе для решения учебных задач: введение и закрепление новой лексики, повторение и контроль пройденного материала, развитие навыков устной речи. Постепенно дети привыкли к играм, стали ждать их, с удовольствием включаться в игровой процесс. Если отдельные ученики вначале выступали только в роли наблюдателей, то через неделю сдерживать их приходилось с трудом. Причем самыми популярными среди учащихся были групповые, соревновательные игры. Проблема заключалась в том, что в процессе обсуждения итогов игры дети могли дать волю эмоциям и обвинить друг друга в проигрыше в некорректных выражениях. Со временем удалось решить и эту проблему.
Вводить в этих классах сразу речевые игры было нецелесообразным, поэтому мы начали с фонетических, лексических и грамматических игр, постепенно переходя к речевым и ролевым играм.
Результаты: до момента введения игровых технологий тематическую контрольную работу на выявление лексических, грамматических и речевых навыков по «Вводному курсу», УМК «Шаги 1», Бим И.Л., «Просвещение», выполнили:
5б класс, 13учеников
на «5» — 0 ученика,
на «4» — 6 учеников,
на «3» — 6 учеников,
на «2» — 1 ученик.
5в класс, 18 учеников
на «5» — 0 ученика,
на «4» — 4 ученика,
на «3» — 10 учеников,
на «2» — 4 ученика
По результатам контрольной работы в 5б классе — успеваемость 92%, качество 46%, в 5в классе — успеваемость 78%, качество 22%.
Контрольная работа №1 по «Вводному курсу»
- К каждому слову из левой колонки подбери антоним (слово с противоположным значением) из правой.
- — groß а — häßlich
- — schön b — faul
- — klug с — klein
- — fleißig d — dünn
- — dick e — dumm .
- Из четырех предложенных слов выбери то, которое подходит по смыслу.
1) Ich finde Deutsch___________
(а — wißbegierig, b — schwer, с — klug, d — sehr)
2) „ __________ ist Bruno?» — „Er ist sehr fleißig.»
(a — Was, b — Wie, с — Wer, d — Wessen)
3) Irmas Vater ist Agronom und __________ Mutter ist Lehrerin.
(a — meine, b — seine, с — ihre, d — unsere)
- Поставь глаголы, данные в скобках, в нужную форму.
1) Herr Braun __________ (sprechen) nicht russisch.
2) __________ (Sehen) du das nicht?
3) Wer ____________ (arbeiten) nicht?
4) Was ____________(machen) ihr jetzt?
- К каждой реплике из левой колонки подбери одну ответную из правой.
1) Kannst du singen? а) Bis bald! 1) с
2) Aber Bernd, du sprichst b) Danke. Es geht. 2)
und rechnest nicht!
3) Spielen wir zusammen. c) Und wie! 3)
4) Auf Wiedersehen! d) Entschuldigen 4)
Sie bitte.
5) Wie geht’s? e) Okay! 5)
- Прочитай рассказ, чтобы понять его основное содержание. Выбери из данных ниже вариантов правильные ответы,
Jutta ist 11 Jahre alt. Sie geht, in die 6. Klasse und ist eine gute Schülerin. Sie sammelt Briefmarken, Abziehbilder und Abzeichen
- Jutta ist: Sie lernt: 3. Ihr Hobby ist
- ein Junge a) schlecht a) Lesen
- ein Schüler b) gut b) Briefeschreiben
- ein Mädchen c) nicht sehr gut c) Sammeln
После введения игровых технологий была проведена контрольная работа №2 по теме «Старый немецкий город», УМК «Шаги 1» авторов И. Л. Бим и др. издательства «Просвещение». Лексика, грамматика и орфография по новой теме отрабатывалась с использованием игровых технологий, для развития коммуникативных навыков использовала сюжетно-ролевые игры. Речевую зарядку проводила в форме игры «Снежный ком», орфографические навыки отрабатывались с использованием игры «Вставь недостающую букву!», коммуникативные навыки формировались на основе сюжетно-ролевых игр «На улице», «Знакомство», «В незнакомом городе». Работа велась следующим образом: сначала ученики читают диалог про себя, затем вслух по ролям. После первого прочтения фиксируются труднопроизносимые и незнакомые слова, затем они отрабатываются в форме речевой зарядки. Еще раз читается диалог по ролям (можно предложить детям прочесть диалог с частичной заменой реплик). В заключении инсценировка диалога.
Результаты контрольной работы №2
5б класс, 13 учеников
на «5» — 2 ученика,
на «4» — 7 учеников,
на «3» — 4 ученика,
на «2» — 0 ученика.
5в класс, 18 учеников
на «5» — 1 ученик,
на «4» — 7 учеников,
на «3» — 10 учеников,
на «2» — 0 ученика
По результатам контрольной работы в 5б классе — успеваемость 100%, качество 69%, в 5в классе — успеваемость 100%, качество 45%.
Контрольная работа №2 по теме «Старый немецкий город»
- Выпиши из каждой строки одно лишнее слово, которое выпадает из данного логического ряда.
- Rathaus Dorf Kirche Schloss Burg_________________
- Flamingo Känguruh Zebra Park Papagei____________
- Baum Bank Post Apotheke Bibliothek _______________
- Zirkus Theater Fluss Kino Museum________________
- Заполни пропуски в следующих предложениях, употреби соответствующее отрицание.
- Das ist __________ Das ist ein Restaurant.
- „Ist die Oper hier groß?» — „Nein, sie ist __________ besonders
groß, aber sehr schön.»
- Helmut malt___________ Er spielt.
- „Ist das eine Kirche?» — „Nein, das ist _______ Das ist ein Schloß.»
3 Прослушай несколько вопросов и подбери к каждому подходящий ответ из предложенных ниже вариантов.
- Ist das hier eine Apotheke?
- Woher kommen Sie?
- Wie geht es Ihnen?
- Schönes Wetter, nicht wahr?
1) а — Bis bald. 3) а — Freundlich,
b — Freut mich! b — Danke, gut.
с — Danke. Es geht. с — Danke schön,
d — Ich weiß nicht. d — Ja, stimmt!
2) а — Nach München. 4) a — Es ist sehr fleißig.
b — Auf der Straße. b –Ich finde sie romantisch,
с —Aus Hamburg. c) —Ich bin hier fremd,
d — Sehr interessant. d ) — Ja sehr!
- Вообрази, что ты в Берлине. Тебя заинтересовало красивое здание через дорогу, похожее на цирк. Остановив проходившую мимо даму, ты спрашиваешь об этом зданий. Заполни пропуски в диалоге своими репликами.
Du:___________________________________________
Dame: Bitte?
Du:_________________________________________________
Dame: Nein, das ist kein Zirkus. Das ist ein Theater.
Du:___________________________________________
Dame: Bitte.
В таблицах № 1 и № 2 отражены результаты контрольных работ.
Таблица №1.
Результаты контрольных работ в 5б классе | |||||||
кол-во | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество | Обученность | |
Контрольная №1 | 13 | 0 | 6 | 6 | 1 | 46% | 92% |
Контрольная №2 | 13 | 2 | 7 | 4 | 0 | 69% | 100% |
Таблица №2.
Результаты контрольных работ в 5в классе | |||||||
Кол-во | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество | Обученность | |
Контрольная №1 | 18 | 0 | 4 | 10 | 4 | 22% | 78% |
Контрольная №2 | 18 | 1 | 7 | 10 | 0 | 44% | 100% |
Сравнительный анализ результатов контрольных работ в 5 б классе
Сравнительный анализ результатов контрольных работ в 5в классе
Как видно из анализа контрольных срезов использование игровых технологий в 5-х классах положительно влияет на формирование коммуникативных навыков учащихся и на результаты усвоения учебного материала. Таким образом, можно сделать вывод, что при постепенном введении игровых технологий процесс формирования коммуникативных навыков учащихся будет эффективнее, а качество знаний выше. Можно сравнить первый контроль и второй контроль и убедиться в этом.
В рамках изученной тематики были сформированы следующие коммуникативные навыки:
- умение восприятия и понимания иноязычной речи;
- верная реакция на речь учителя и одноклассников;
- умение соблюдать очередность в беседе с учителем и одноклассниками;
- способность отчетливо произносить самые разные звуки немецкого языка;
- способность более точно выражать свои мысли с помощью лексически и грамматически правильного оформления предложений.
Удалось также решить многие психолого-педагогические проблемы групп, помочь её участникам преодолеть трудности, связанные с иноязычным общением, включить их в учебный процесс без принуждения, выработать адекватные формы поведения, повысить самооценку учащихся, что, в свою очередь, явилось важным условием для повышения мотивации к изучению немецкого языка и, в целом, повысило успеваемость.
Литература
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский / / Вопросы психологии. //–№6. – С. 61-64.
- Деркач А. А., Щербак, С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. //–М: Педагогика, 1991.
- Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. //– СПб.: КАРО, 2006.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность//– М., 1982, с. 35
- Леонтьев А. А. Управление усвоением иностранного языка. — Иностранные языки в школе, 1975, № 2, стр.83-87. //– А. Н. Леонтьев. – М., 1989.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. //– М.: Просвещение, 1987.