«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Нестандартные диктанты

Понедельник 2 апреля 2018

020418Стандартный диктант по иностранному языку является простейшей переводной работой. Мне такой диктант кажется достаточно скучным и я редко его использую. Вместо этого я применяю более трудозатратные для учителя, но более интересные для ученика способы.

настроение:  бодрое и энергичное

ключевые слова:  интересный диктант, необычный диктант, интересные задания, контроль лексики, контроль грамматики

город:   Зеленоград

Заучивание лексики – важный момент в изучении иностранного языка. И любой учитель, какой бы язык он ни преподавал, периодически проводит для контроля усвоения лексики специальные работы, чаще всего называемые простым и ёмким словом – «диктант». Стандартный диктант по иностранному языку является простейшей переводной работой, в процессе которой учитель диктует слово на русском языке, а ученик записывает его на английском. Но лично мне такой диктант кажется достаточно скучным, поэтому в своей работе я использую его крайне редко. Вместо этого я применяю достаточно трудозатратные для учителя, но более интересные для ученика способы.

Основные виды работ, которые я использую в качестве альтернативы для стандартного диктанта – это:

  • «Веселые картинки»
  • «Загадки»
  • «Пантомимы»

 «Веселые картинки»

На экран выводятся изображения, а ребёнок должен записать слово на английском. Пример подобного диктанта (“Starlight 2”, модуль 2 – My Birthday):

020418_1Иногда можно усложнить задание и выводить на экран частично закрытую картинку, а после того, как все отгадали и записали слова – убрать закрывающий картинку предмет, чтобы дети могли проверить, угадали ли они. Например, так (“Starlight 3”, модуль 9 “Fairy cakes”):

020418_2В более сложном варианте можно изначально показывать только часть картинки. Например, так (“Starlight 2”, модуль 8 “I’m looking good!”):

 020418_3

«Загадки»

Учитель что-то описывает на английском языке, а ученики должны это отгадать. При использовании данного приема в диктанте достигается двойной эффект – контроль написания слов и тренировка аудирования. При этом важно объяснять до тех пор, пока абсолютно все дети в классе не поймут, о чем идет речь. Поэтому порой приходится импровизировать и выходить за рамки подготовленных дома загадок – вспоминать примеры из сказок, добавлять рисунки мелом на доске или использовать жесты.

В качестве иллюстрации могу привести названия школьных предметов на английском языке, которые вводятся в модуле 2 в “Starlight 4”. Для успешного написания диктанта по школьным предметам дети отгадывают такие загадки:

  1. At this lesson we draw pictures. We can do it with paints or with colour pencils.
  2. At this lesson we play volleyball and basketball. We also run and jump here.
  3. At this lesson we count and work with numbers.
  4. At this lesson we work with computers. Also we learn about the Internet.
  5. At this lesson we sing songs, but we never dance.
  6. At this lesson we study different countries and continents. We learn about rivers, seas and mountains.

В следующем модуле того же учебника (“Starlight 4”) наряду с названиями животных даются места их обитания. В рамках диктанта дети в том числе отгадывают загадки, затрагивающие их общее познание о мире:

  1. What are they – the Volga, the Enisey, the Ob, the Oka, the Amur, the Nile, the Amazon?
  2. What are they – the Baikal, the Seliger, the Ladoga?
  3. What are they – Elbrus, Everest, Fuji-Yama, the Urals?

«Пантомимы»

Некоторые группы слов можно объяснить при помощи пантомим. Например, действия (“Starlight 2”, модуль 4 “I can sing!”) или названия животных (“Starlight 3”, модуль 8 “At the animal park”). Причем неизменным успехом пользуется проведение такого типа диктанта самими детьми. В этом случае я заранее готовлю список слов, которые необходимо будет записать ученикам, и печатаю его на плотной бумаге. Далее я выбираю кого-то из учащихся и прошу этого человека объяснить по порядку жестами все слова, одно за другим. При этом я нахожусь рядом и слежу, чтобы «диктующий» не переходил от слова к слову слишком быстро и чтобы дети успевали записывать.

Безусловно, написание слов в чистом виде – это очень полезно, т.к. помогает проверить написание большого количества слов в сжатые сроки. При этом важно помнить, что лексика нужна для того, чтобы её можно было применять в речи. Таким образом, становится очевидным, что проверка лексики без учёта грамматики является лишь половинной мерой. Именно поэтому помимо диктантов исключительно на слова, я даю детям диктанты на целые предложения.

Ошибочно думать, что данный подход можно применять только при достаточно хорошо сформированных языковых навыках, ведь предложения в учебниках линейки “Starlight” идут с самого начала: “This is my mummy”(модуль 1), “She is in the kitchen”(модуль 2), и так далее. В первых модулях я ещё не предлагаю детям предложения в качестве диктантов, поскольку им требуется время на адаптацию к английским словам и предложениям. Но уже к концу первой части учебника “Starlight 2” я начинаю давать им диктанты, включающие в себя 1-2 коротких предложения. Очень важно предварительно записывать предложения того типа, которые будут на диктанте. Например, в процессе подготовки к диктанту учащиеся тренировались писать предложения типа “I can sing”. Значит, на диктанте будут предложения такого же плана: “She can dance” и “We can draw”. Таким образом, дети привыкают не просто учить слова, но и учиться применять их в предложениях.

Как правило, в рамках изучения грамматики УМК “Starlight” предлагает разные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные. Поэтому диктант в модуле 4 “I can sing” в “Starlight 2” у меня может выглядеть, например, так:

020418_4Помимо простого перевода я иногда даю детям перевод с картинками (часть слов передается при помощи картинки). Ярким примером может служить диктант к модулю 2 “A space trip” в “Starlight 4”:

020418_5Еще один способ проверить одновременно и лексику, и грамматику – это описание картинок. Здесь важно договориться заранее о типе предложений, о лексике (в частности о том, что будет подлежащим – местоимение или существительное) и о грамматике. Например, при изучении модуля 3 “It’s so cute!” в “Starlight 3” происходит повторение глагола “have got”, а также частей лица и тела. Поэтому логично тренироваться на предложениях такого типа: “She has got fair hair”. Тогда в качестве диктанта можно дать детям следующий слайд:

И в качестве результатов должны получиться предложения: “He has got dark curly hair. He has got big ears. He has got long arms.” И так далее.

Еще одним хорошим способом проверки являются ответы на вопросы. Например, в модуле 4 “Talent show” в “Starlight 3” учащиеся повторяют знакомые глаголы действия и изучают новые. Поэтому можно предложить им диктант в следующем формате:

020418_7Для ответа необходимо использовать и лексику, и грамматику. В результате у детей должны получиться предложения такого типа: “She is playing computer games. They are dancing. He is doing karate.” И так далее.

Как же оценивать данные виды работ?

С первой частью все просто и понятно – проверяем написание слов, заданных на дом. Либо учащиеся их выучили, либо нет. А вот со второй частью сложнее, потому что там важно знать не только слова, заданные на дом, но и ранее изученную лексику, а также помнить и применять грамматические правила. Опытным путем я пришла к выводу, что за предложения мне удобнее ставить две оценки: одна за правильность написания слов, вторая за правильность применения грамматических правил (порядок слов, изменяемые окончания глаголов и существительных, наличие артиклей и т.п.)

В подавляющем большинстве случаев я даю детям оба варианта работ в рамках одного диктанта: несколько предложений на перевод, после которых идет проверка всей остальной лексики, не вошедшей в предложения. По итогам диктанта я выставляю за каждую работу три оценки:

  1. Первая оценка – за правильность написания слов в предложениях (всех, включая изученные ранее);
  2. Вторая оценка – за правильность применения грамматических правил;
  3. Третья оценка – за правильность написания слов, заданных на текущий урок.

Такой подход дает возможность оценить ученика наиболее точно и дать ему обратную связь о его сильных и слабых местах в изучаемой теме.

Благодаря таким нестандартным диктантам можно не только проверить качество усвоения учащимися лексики, но и превратить процесс проверки в увлекательное занятие.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.