Нестандартные диктанты
Автор: Надежда МАСЛЕННИКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 2 апреля 2018Стандартный диктант по иностранному языку является простейшей переводной работой. Мне такой диктант кажется достаточно скучным и я редко его использую. Вместо этого я применяю более трудозатратные для учителя, но более интересные для ученика способы.
настроение: бодрое и энергичное
ключевые слова: интересный диктант, необычный диктант, интересные задания, контроль лексики, контроль грамматики
город: Зеленоград
Заучивание лексики – важный момент в изучении иностранного языка. И любой учитель, какой бы язык он ни преподавал, периодически проводит для контроля усвоения лексики специальные работы, чаще всего называемые простым и ёмким словом – «диктант». Стандартный диктант по иностранному языку является простейшей переводной работой, в процессе которой учитель диктует слово на русском языке, а ученик записывает его на английском. Но лично мне такой диктант кажется достаточно скучным, поэтому в своей работе я использую его крайне редко. Вместо этого я применяю достаточно трудозатратные для учителя, но более интересные для ученика способы.
Основные виды работ, которые я использую в качестве альтернативы для стандартного диктанта – это:
- «Веселые картинки»
- «Загадки»
- «Пантомимы»
«Веселые картинки»
На экран выводятся изображения, а ребёнок должен записать слово на английском. Пример подобного диктанта (“Starlight 2”, модуль 2 – My Birthday):
Иногда можно усложнить задание и выводить на экран частично закрытую картинку, а после того, как все отгадали и записали слова – убрать закрывающий картинку предмет, чтобы дети могли проверить, угадали ли они. Например, так (“Starlight 3”, модуль 9 “Fairy cakes”):
В более сложном варианте можно изначально показывать только часть картинки. Например, так (“Starlight 2”, модуль 8 “I’m looking good!”):
«Загадки»
Учитель что-то описывает на английском языке, а ученики должны это отгадать. При использовании данного приема в диктанте достигается двойной эффект – контроль написания слов и тренировка аудирования. При этом важно объяснять до тех пор, пока абсолютно все дети в классе не поймут, о чем идет речь. Поэтому порой приходится импровизировать и выходить за рамки подготовленных дома загадок – вспоминать примеры из сказок, добавлять рисунки мелом на доске или использовать жесты.
В качестве иллюстрации могу привести названия школьных предметов на английском языке, которые вводятся в модуле 2 в “Starlight 4”. Для успешного написания диктанта по школьным предметам дети отгадывают такие загадки:
- At this lesson we draw pictures. We can do it with paints or with colour pencils.
- At this lesson we play volleyball and basketball. We also run and jump here.
- At this lesson we count and work with numbers.
- At this lesson we work with computers. Also we learn about the Internet.
- At this lesson we sing songs, but we never dance.
- At this lesson we study different countries and continents. We learn about rivers, seas and mountains.
В следующем модуле того же учебника (“Starlight 4”) наряду с названиями животных даются места их обитания. В рамках диктанта дети в том числе отгадывают загадки, затрагивающие их общее познание о мире:
- What are they – the Volga, the Enisey, the Ob, the Oka, the Amur, the Nile, the Amazon?
- What are they – the Baikal, the Seliger, the Ladoga?
- What are they – Elbrus, Everest, Fuji-Yama, the Urals?
«Пантомимы»
Некоторые группы слов можно объяснить при помощи пантомим. Например, действия (“Starlight 2”, модуль 4 “I can sing!”) или названия животных (“Starlight 3”, модуль 8 “At the animal park”). Причем неизменным успехом пользуется проведение такого типа диктанта самими детьми. В этом случае я заранее готовлю список слов, которые необходимо будет записать ученикам, и печатаю его на плотной бумаге. Далее я выбираю кого-то из учащихся и прошу этого человека объяснить по порядку жестами все слова, одно за другим. При этом я нахожусь рядом и слежу, чтобы «диктующий» не переходил от слова к слову слишком быстро и чтобы дети успевали записывать.
Безусловно, написание слов в чистом виде – это очень полезно, т.к. помогает проверить написание большого количества слов в сжатые сроки. При этом важно помнить, что лексика нужна для того, чтобы её можно было применять в речи. Таким образом, становится очевидным, что проверка лексики без учёта грамматики является лишь половинной мерой. Именно поэтому помимо диктантов исключительно на слова, я даю детям диктанты на целые предложения.
Ошибочно думать, что данный подход можно применять только при достаточно хорошо сформированных языковых навыках, ведь предложения в учебниках линейки “Starlight” идут с самого начала: “This is my mummy”(модуль 1), “She is in the kitchen”(модуль 2), и так далее. В первых модулях я ещё не предлагаю детям предложения в качестве диктантов, поскольку им требуется время на адаптацию к английским словам и предложениям. Но уже к концу первой части учебника “Starlight 2” я начинаю давать им диктанты, включающие в себя 1-2 коротких предложения. Очень важно предварительно записывать предложения того типа, которые будут на диктанте. Например, в процессе подготовки к диктанту учащиеся тренировались писать предложения типа “I can sing”. Значит, на диктанте будут предложения такого же плана: “She can dance” и “We can draw”. Таким образом, дети привыкают не просто учить слова, но и учиться применять их в предложениях.
Как правило, в рамках изучения грамматики УМК “Starlight” предлагает разные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные. Поэтому диктант в модуле 4 “I can sing” в “Starlight 2” у меня может выглядеть, например, так:
Помимо простого перевода я иногда даю детям перевод с картинками (часть слов передается при помощи картинки). Ярким примером может служить диктант к модулю 2 “A space trip” в “Starlight 4”:
Еще один способ проверить одновременно и лексику, и грамматику – это описание картинок. Здесь важно договориться заранее о типе предложений, о лексике (в частности о том, что будет подлежащим – местоимение или существительное) и о грамматике. Например, при изучении модуля 3 “It’s so cute!” в “Starlight 3” происходит повторение глагола “have got”, а также частей лица и тела. Поэтому логично тренироваться на предложениях такого типа: “She has got fair hair”. Тогда в качестве диктанта можно дать детям следующий слайд:
И в качестве результатов должны получиться предложения: “He has got dark curly hair. He has got big ears. He has got long arms.” И так далее.
Еще одним хорошим способом проверки являются ответы на вопросы. Например, в модуле 4 “Talent show” в “Starlight 3” учащиеся повторяют знакомые глаголы действия и изучают новые. Поэтому можно предложить им диктант в следующем формате:
Для ответа необходимо использовать и лексику, и грамматику. В результате у детей должны получиться предложения такого типа: “She is playing computer games. They are dancing. He is doing karate.” И так далее.
Как же оценивать данные виды работ?
С первой частью все просто и понятно – проверяем написание слов, заданных на дом. Либо учащиеся их выучили, либо нет. А вот со второй частью сложнее, потому что там важно знать не только слова, заданные на дом, но и ранее изученную лексику, а также помнить и применять грамматические правила. Опытным путем я пришла к выводу, что за предложения мне удобнее ставить две оценки: одна за правильность написания слов, вторая за правильность применения грамматических правил (порядок слов, изменяемые окончания глаголов и существительных, наличие артиклей и т.п.)
В подавляющем большинстве случаев я даю детям оба варианта работ в рамках одного диктанта: несколько предложений на перевод, после которых идет проверка всей остальной лексики, не вошедшей в предложения. По итогам диктанта я выставляю за каждую работу три оценки:
- Первая оценка – за правильность написания слов в предложениях (всех, включая изученные ранее);
- Вторая оценка – за правильность применения грамматических правил;
- Третья оценка – за правильность написания слов, заданных на текущий урок.
Такой подход дает возможность оценить ученика наиболее точно и дать ему обратную связь о его сильных и слабых местах в изучаемой теме.
Благодаря таким нестандартным диктантам можно не только проверить качество усвоения учащимися лексики, но и превратить процесс проверки в увлекательное занятие.