Значение ролевой игры для расширения поликультурного пространства школы при обучении иностранному языку
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Пятница 25 мая 2018Одной из задач современной школы является поликультурное воспитание школьников, формирование полиязычной и поликультурной личности. Учитель обязан передавать подрастающему поколению богатства поликультурного и кросскультурного наследия, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов мира, приобщать к ценностям мировой культуры, формировать умение пользоваться лучшими достижениями культур различных народов. Языковые цели современной системы образования сводятся к полиязычию и поликультуре, гармонии между различными языковыми и культурными группами, овладению другими языками и фоновыми знаниями в межкультурной коммуникации, повышению профессиональных шансов учащихся на международном уровне. Современная школа — это культурологическое пространство совместной жизнедеятельности учителей и учащихся, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, образовательного и личностного.
настроение: позитивное
ключевые слова: полилингвистическое пространство, ролевая игра, поликультурное пространство школы, мотивация и интерес к ИЯ
город: Нижегородская область г.Павлово
Вряд ли найдется учитель, который не задумался бы над тем, как включить учащихся в поликультурное пространство школы, так как одной из задач современного образования является поликультурное воспитание школьников, формирование полиязычной и поликультурной личности.
Педагог обязан передавать подрастающему поколению богатства поликультурного и кросскультурного наследия, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов мира, приобщать к ценностям мировой культуры, формировать умение пользоваться лучшими достижениями культур различных народов.
Языковые цели современной системы образования сводятся к полиязычию и поликультуре, гармонии между различными языковыми и культурными группами, овладению другими языками и фоновыми знаниями в межкультурной коммуникации, повышению профессиональных шансов учащихся на международном уровне.
Немалая роль во всем этом отводится учителю иностранного языка. Как известно, школьный курс иностранного языка призван обеспечить практическое овладение предметом. Эта задача требует от учителей с первых шагов обучения формировать умение общаться на изучаемом языке, пусть даже на самом элементарном уровне; заложить основу для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников. Одним из эффективных приемов в обучении общению с целью формирования полиязычной и поликультурной личности являются ролевые игры.
Не случайно они становятся неотъемлемой частью не только урока иностранного языка, но и одной из форм организации внеурочной деятельности по предмету.
Использование ролевых игр открывает широкие возможности для активизации учебного процесса и оптимизации поликультурного воспитания.
Обучение иностранному языку можно рассматривать как социальное явление, где аудитория — это некая социальная среда, в которой учитель и обучающиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом. Актуальна идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации в условиях коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: учитель — ученик, учитель — группа, ученик — группа, ученик — ученик и т. д. Именно групповая деятельность оказывает положительное влияние на развитие межличностных отношений и формирование поликультурной личности.
Ролевую игру мы рассматриваем как особое условное воспроизведения ее участниками реальной практической деятельности людей и способ расширения поликультурного пространства современной школы. В игре, где каждый участник выполняет свою роль, создается ситуация реального общения. Эффективность и результативность обучения здесь обусловлена в первую очередь повышенной мотивацией и интересом к предмету.
Ролевая игра стимулирует и активизирует стремление учащихся к контакту друг с другом и учителем, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником, создавая условия равенства в речевом партнерстве. В игре создаются комфортные условия для общения на иностранном языке, где даже робкие, неуверенные в себе дети получают возможность выполнять свою роль в разговоре, преодолевая барьер неуверенности. Школьники применяют такие элементы общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, согласиться или опровергнуть его мнение в нужный момент. Каждый участник игры учится целенаправленно слушать собеседника, чувствовать его настроение и готовность к диалогу. Хорошим собеседником в ролевой игре чаще всего оказывается не тот, кто лучше других пользуется структурами и знаниями грамматических правил, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию речевого общения, в которой оказались участники разговора.
Ролевая игра — это активная речевая практика, где не только говорящий, но и слушающий максимально активен, поскольку должен правильно отреагировать на реплику. Партнеры в игре развивают свои личностные качества: самостоятельность, инициативность, повышают уровень культуры общения, взаимопомощь. В игре дети осознанно усваивают иностранный язык, внимательно слушая своих товарищей, увлеченно работая и помогая друг другу. Ролевая игра эффективна, когда она опосредована и реалистична, понятна и принята всей группой учащихся, мотивирует детей, организуется в комфортной доброжелательной творческой атмосфере, где сам учитель является участником ролевой игры или руководит ее ходом, непременно веря в происходящее.
Каковы основные моменты технологии ролевой игры? Прежде всего, это определение ситуации и условий совершения действий и задача, которую предстоит решить. Ситуация игры определяет социальные взаимоотношения партнеров. Участники ролевой игры совершают взаимодействие, обусловленное и ограниченное конкретной ситуацией общения, но они свободны в выборе речевых поступков. Роли распределяет учитель, но их могут выбрать и сами ученики. Выбор зависит от личностных характеристик детей, а также от степени владения иностранным языком. Процесс игры проходит без очевидного вмешательства учителя для исправления речевых ошибок. Обсуждая итоги игры, учитель избегает отрицательных оценок деятельности ее участников, так как чрезмерная критика приведет к снижению активности, а в конечном итоге — к снижению мотивации в обучении.
Игра может быть организована на любом этапе обучения и выходить за рамки обязательной школьной программы.
Организация ролевой игры на французском языке «Ecole des guides» («Школа гидов»), впервые инициированной и проведенной в 2008 году с учащимися школы № 11 г. Павлова, ДОД «Лингвистический центр г. Павлово» и французским культурно-образовательным центром «Альянс Франсез – Нижний Новгород», позволила школьникам по-новому оценить значение владения иностранным языком, переосмыслить собственную мотивацию в обучении и ощутить рост личного престижа в школьном сообществе и за его пределами. Игра объединила высокомотивированных учащихся, ориентированных на получение в дальнейшем лингвистического образования, и всех желающих проявить свое творчество в качестве экскурсоводов-переводчиков по родному городу. Игре предшествовала большая подготовительная работа. Была разработана и реализована специальная программа теоретической и практической подготовки ее участников. Участники игры юные гиды-переводчики прошли спецкурс по искусству взаимодействия с аудиторией, отработали навык ораторского мастерства, осуществили фонетический тренинг, автоматизировали знания в заочных тренировочных мини-экскурсиях, проверили свое умение в качестве стажеров-помощников экскурсовода городского краеведческого музея г. Павлова.
Перед участниками ролевой игры была поставлена задача: кратко, но достаточно емко рассказать о родном городе, познакомить иностранных гостей с отдельными культурно-историческими экспонатами Павловского историко-краеведческого музея. Юные экскурсоводы успешно справились с ролью гидов-переводчиков. Директор КОЦ «Альянс франсез – Нижний Новгород» при Посольстве Франции в России, ее ассистенты, президент Регионального отделения Международной ассоциации учителей французского языка, студенты и преподаватели НГЛУ им. Н. А. Добролюбова оставили слова благодарности за интересную экскурсию в Книге Почетных посетителей музея. Они вручили благодарственные письма и подарки всем участникам ролевой игры. Иностранные гости пожелали учащимся успехов в учебе и выразили надежду в летние каникулы реализовать второй, более трудный, этап этой игры: проведение обзорных и тематических экскурсий по Павлову и его окрестностям.
Стратегической целью ролевой игры во внеурочной деятельности можно рассматривать творческое и познавательное развитие активности личности средствами иностранного языка. Осуществляется профориентация учащихся, пропаганда и сохранение французского языка в местном регионе, что также немаловажно.
Ролевая игра, будучи наиболее точной и в то же время доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы и на уроке, и во внеурочной деятельности. Она, несомненно, способствует усилению коммуникативной направленности речевой деятельности, стимулированию и развитию интереса к иностранному языку, давая возможность более целенаправленно осуществлять личностно ориентированный подход в обучении и расширении поликультурного пространства современной школы.
ЛИТЕРАТУРА
- Бочарникова, А. Ю. Роль сотрудничества преподавателя и обучающегося на уроке иностранного языка / А. Ю. Бочарникова // Наука, образование, общество: современные вызовы и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Москва, 28 июня 2013 г.). — М. : Буки Веди, 2013. — С. 75—76.
- Занько, С. Ф. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового общения / С. Ф. Занько, Ю. С. Тюнникова, С. М. Тюнникова. — М., 2003. — 231 с.
- Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 1. — С. 4—11.
- Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М. : Просвещение, 2004. — 287 с.
- Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин. — М. : Просвещение, 2001. – 370 с.