«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Образовательные комиксы как инструмент обучения младшего школьника

Понедельник 4 июня 2018

040618

В данной статье речь пойдет о роли комиксов в образовательном процессе. Мы активно новыми компьютерными технологиями пользуемся, особенно наши ученики нового информационного поколения. Поэтому в 21 веке времени нет на заучивание длинных текстов, есть идея и технологии, которые объединились в образовательный инструмент как комиксы.

fazilova

 

настроение:  креативное

ключевые слова:  комиксы, образовательный процесс, критическое мышление, позитив, доступность, понимание, компьютерные тенологии

город:   Уфа

Свою работу хочу начать  со слов «инфографика», «мем», «интеллект-карта», «таймлайн», «комикс», «комикс-журналистика», «лайки», «инстаграмм», «дайджест», «блоггер»… Все эти слова захватили наш мир в последнее десятилетие, кто-то знает их значения, а кто – то только знакомится с их определением, тем не менее, с этими словами сталкивался каждый, особенно наши ученики. Старые средства обучения – длинные текстовые документы становятся не популярными, не интересными, сложными для восприятия,  соответственно, нашим детям сложнее воспринимать информацию. Учеными доказано, что человек не запоминает разом сплошной текст, при условии разделения его даже на блоки, он запоминает пару предложений. И на смену текстовой документации пришла визуальная информация, благодаря прорыву новейших разработок прикладного программного обеспечения на компьютерах, интернет-сайтах. Вклад также вносят киноиндустрия и реклама на телевидении, которая активно пользуется этим инструментарием. Не исключением будет и социальные сети, где ведется пропаганда графических образов, созданными неизвестными авторами. Таким образом, невербальное общение привело нас новым смысловым элементам, а также  на место сплошного чтения текста пришла идея текста, т.е. чтение с поиском идеи или главной мысли в тексте.

Определим понятия этих слов. Инфографика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию [1].Инфографика помогает обобщить темы. Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т.д. [2]. Также его называют «вирус ума», он быстро распространяется и захватывает всевозможные подачи информации.  Как писал Жорж Садуаль, «комиксы» особый вид рассказа в картинках, это последнее перевоплощение старой традиции. [3].Комиксы своими корнями уходят далеко в 16-17 века, когда  раздавали картинки на религиозную тематику на улице или в церкви, дабы показать, как важно знать библию, но сейчас это воспринимается как юмористическая лента или повествовательная история. В Японии комиксы принято называть «манга», в Корее –»манхва», в Китае -«маньхуа», а во Франции BD. В США комиксы по понятию схожи со словом «cartoon» –»карикатура» – что  может  обозначать  и  комикс  и  мультфильм. Кстати,  именно американские комиксы набрали популярность среди соотечественников и в Европе в 40-е  годы  благодаря  газетам,  содержащие  статьи-комиксы  на  разнообразные социальные и политические темы. Так и появилась комикс — журналистика.

Дети любят комиксы и смотрят с удовольствием, так как несложный текст, легкий для понимания, написан доступными словами, сопровождающей картинкой. По этим причинам это новый метод предоставления информации используется в научной, учебной литературе. Например, будучи учителем английского языка в начальной школе, в учебно-методическом комплексе по английскому языку «Spotlight» используются персонажи – семья с их любимым питомцем, посредством их коммуникации помогают понять без перевода текст на английском языке, грамматику, услышать английскую речь.

Комиксы помогают детям выделить  главное из текста, расставить правильно акценты на восприятии образов. Комиксы можно  обобщить,  а  можно разобрать на упражнения лексические, грамматические, поисковые.  Например, приведем к примеру учебник 3 класса [рисунок 1], где мы начинаем  знакомить с комиксами. Детям  понравился непринужденный текст, яркие картинки, интересный сюжет. Мы на уроках   смеемся, напряжение уходит от чтения, дети расслабляются и даже пытаются читать по ролям, как в театре. Поэтому в образовании в процессе обучения новому предмету комикс идеально подойдет для наглядного и краткого объяснения.

Рисунок 1

На просторах интернета также нашла применение комикса как инструмент преподавания таких предметов, как химия, физкультура, родные языки, музыка, ИЗО и другие. Даже есть финансовая грамотность, где наглядно объясняет, что такое «Рублевый семейный вклад» [Рисунок 2].

Рисунок 2

040618_2

Таким образом, информация в комиксе эмоционально окрашена, а значит, легко усваивается детьми. Современное поколение комиксы воспринимает естественно,  так как любой комикс – это случай из жизни, приближен к бытовым ситуациям, проводит ассоциации.  Главное положительное свойство комиксов — ускорение процесса обучения, он выражает главную мысль и идею наглядными средствами.

Поэтому мы с детьми задумались над созданием своего комикса. Эта идея захватила детей, так как процесс создания комикса сам по себе оригинальный, так как он включает в себя «четыре компетенции  или 4К- коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление»[4], что  я считаю необходимым условием для научно исследовательского  проекта. Известный психолог Людмила Петрановская утверждает, что именно эти качества в будущем ребенку могут пригодиться в жизни. Ведь мир не стоит на одном месте, мир требует вовлеченности, увлеченности и живости.

Таким образом, инструменты для создания комиксов можно использовать при организации научно-исследовательской работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой. Придумывая своих персонажей и обстоятельства, в которые те попадают, ученики не просто сочиняют и фантазируют, а моделируют и проигрывают разные жизненные ситуации, ведь персонажи комиксов могут «разговаривать» и «самовыражаться» по воле автора. Формат комикса предполагает не просто коллекцию статических картинок, а динамичное — сценарное — развитие. В любом случае, этот вид задания может рассматриваться как творческая и продуктивная работа учеников!

Комиксы можно использовать для решения проблем, «проигрывания» диалогов на самые разные темы в рамках различных предметов, «активного чтения» текстов, создания комиксов-сказок, комиксов-путешествий.

Например, мои дети, создав комикс, повторили лексику знакомства, вспомнили  грамматику 2-3 класса, укрепили знания, полученные на уроке, а также внесли свою лепту, свой креатив. Вместе с этим, мы с ними обратились к строкам истории.

Творческий учитель, познакомившись с инструментами для создания комиксов, сам может предложить множество вариантов их использования.

Сервисов для их создания также немало и многие из них позволяют готовый комикс не только сохранить, но и «встроить» в блог или сайт[5].
Чему мы учимся, создавая комиксы?

  • Создавать образы, ситуации, придумывать к ним декорации
  • Писать мини-сценарии
  • Разбираться с надписями на языках, которых не учили
  • Шутить, используя надписи и картинки!
  • Дарить другим радость!

Помогите ученикам сделать задание осмысленно c помощью вопросов-подсказок:

  • Какова тема комикса? (О чем он?)
  • Кто будет героями комикса?
  • Как они выглядят?
  • Где происходит действие?
  • Каковы реплики героев?
  • Как развиваются события?

Надеюсь, моя статья помогла понять ценность комиксов как неоспоримый учебный материал для образовательного процесса в школе. И на мой взгляд, мы слишком серьезно относимся к учебникам. Я не прошу их заменить их комиксами, но как дополнительный инструмент подачи  информации в образовательном процессе поможет разнообразить не только жизнь учителей, но и наших учеников.

Примечания

  1. Newsom, D. and Haynes, J.Public Relations Writing: Form \& Style. — Cengage Learning, 2010. — 448 p.
  2. Polichak J. W. Memes as Pseudoscience // Shermer M. The Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience.
  3. Ж. Садуль. Всеобщаяистория кино. Том 1. М.:»Искусство», 1958.
  4. http://www.pravmir.ru/lyudmila-petranovskaya-myi-gotovim-detey-k-pozavcherashnemu-miru/

https://sites.google.com/site/ulejconf/teacher/vahendid/realizacia-mezpredmetnyh-svazej-i-sovmestnaa-rabota-ucitelej-predmetnikov/comics

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.