Какие компетенции нужны поколению Z? / What competences does generation Z need?
Автор: Два АВТОРА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Среда 19 сентября 2018В настоящее время одними из самых часто употребляемых словосочетаний в СМИ являются «компетенции 21 века». Недостаточная их сформированность, а порой и их отсутствие вызывают обеспокоенность у представителей системы образования (учащиеся не показывают желаемых результатов в международных исследованиях качества образования) и представителей бизнеса (учащиеся не готовы к требованиям быстроменяющегося мира). В статье рассматриваются необходимые компетенции и способы их формирования на примере УМК «Английский в фокусе».
The 21st century competences are a buzzword in education. Lack of such competences is a worrying factor both for educators and for business community. To help students succeed in a fast changing world we should teach them competences that are important nowadays. The article deals with various ways of teaching these competences using Spotligjt 2-4.
ключевые слова: “hard skills”, “soft skills”, компетенции, центениалы, коммуникация, коллаборация, критическое мышление, креативность, цифровизация
настроение: рабочее
автор: Быкова Надежда Ильинична и Поспелова Марина Давидовна
В английском языке есть термин “buzzword”, который, согласно словарю Макмиллан, означает «слово, которое стало очень популярным, особенно слово, относящееся к определённому виду деятельности или предмету».
В настоящее время одними из самых часто употребляемых словосочетаний в СМИ является «компетенции 21 века». Недостаточная сформированность этих компетенций, а порой и их отсутствие вызывают обеспокоенность у представителей системы образования (учащиеся не показывают желаемых результатов в международных исследованиях качества образования) и представителей бизнеса (учащиеся не готовы к требованиям быстроменяющегося мира). В связи с этим во всех странах мира активно формируются списки компетенций, которые необходимы человеку в 21 веке, чтобы не оказаться за бортом жизни. Если разместить запрос о компетенциях 21 века в поисковой строке любого браузера, то в ответ вы получите более 90 миллионов различных статей. Несмотря на такое большое количество, все они в целом выделяют от трёх до двенадцати компетенций, которые в принципе сводятся к основным 4 компетенциям (4К): критическое мышление, креативность, коммуникация и коллаборация (кооперация или сотрудничество). В системах образования разных стран используются синонимичные выражения для этих компетенций, они расшифровываются с пояснениями, но в итоге получаются все те же 4 компетенции.
Является ли формирование этих компетенций новой задачей для российской школы? Конечно, нет. В 2009 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором появился раздел о формировании у обучающихся универсальных учебных действий. УУД – это не что иное, как компетенции 21 века, а значит, мы уже почти 10 лет занимаемся их формированием, и наши УМК содержат все необходимые задания и упражнения для их совершенствования.
Прежде чем подробнее остановиться на заданиях и видах упражнений по формированию ключевых компетенций, хотелось бы рассмотреть такие понятия как “hard skills” и “soft skills”. “Hard skills” означает традиционные предметные знания, базовую функциональную грамотность, что всегда было целью любой школы и, конечно, такой целью и останутся. В Примерных программах четко прописано, чему мы должны научить детей, в КИМах экзаменов и демоверсий различных мониторингов мы видим, какие знания и умения проверяются во всех видах речевой деятельности. Это навыки, которые можно наглядно продемонстрировать и измерить. Если провести сравнение с компьютером, то “hard skills” соответствуют “hardware” – «железные» компоненты, содержимое устройства, они осязаемые, их можно потрогать. А вот “software” – это программное обеспечение, оно неосязаемое. Так же и “soft skills” являются навыками, которые сложно продемонстрировать и отследить. Они не поддаются количественному измерению.
К soft skills относят умение непрерывно учиться, получать новые знания, которые позволят успешно ориентироваться в современном быстроменяющемся мире; умение планировать свою деятельность, ставить перед собой цели, искать пути их достижения; умение общаться – слушать и слышать других, анализировать, сравнивать, соотносить, оценивать, т.е мыслить критически; высказывать своё мнение и аргументировать его; работать с партнёрами и в команде, быть тактичным и вежливым. Эти универсальные компетенции ещё называют личностными качествами.
Точно так же, как именно связка двух компонентов (hardware и software) делает систему компьютера работоспособной, компетенции 21 века, которые относятся к “soft skills”, нельзя сформировать в отрыве от “hard skills”, что и прописано во ФГОС НОО: «Развитие универсальных учебных действий невозможно вне ситуации изучения предметных знаний. Оно реализуется в условиях специально организованной образовательной деятельности по освоению обучающимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных школьных дисциплин. Вместе с тем, освоенные знания, умения и навыки рассматриваются как поле для применения сформированных универсальных учебных действий, обучающихся для решения ими широкого круга практических и познавательных задач».
Каждый предмет вносит свой вклад в формирование у учащихся УУД. Давайте снова обратимся к ФГОС НОО и посмотрим, какие задачи ставятся перед нашим предметом: «Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует общему речевому развитию обучающегося; развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи; формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважения интересов партнёра; умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме». То есть работа над всеми видами речевой деятельности способствует тому, что учащиеся формируется умение произвольно строить монологическое высказывание сначала в письменной, а потом устной форме. Например, в рубрике учебника «Портфолио» по завершении изучения каждого модуля учащиеся пишут мини-сочинения по образцу, а затем в устной форме представляют их классу. Учащиеся не только пишут, но и готовят компьютерные презентации, тем самым формируя навыки использования ИКТ.
На уроках английского языка учащиеся часто работают в парах. В УМК есть специальная рубрика «Chit-Chat», которая помогает формировать умение слушать и слышать партнёра, реагировать на реплики. Работа в группах проходит в виде игр, которые остаются ведущей деятельностью в этом возрасте и помогают формировать такие коммуникативные компетенции как умение работать с партнёром, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. В рабочей тетради в каждом модуле даны настольные игры, в учебнике есть рубрика «Let’s play». Драматизация сказок и сюжетных диалогов также способствует развитию умения ориентироваться на партнёра. Коммуникативные УУД обеспечивают формирование сразу двух компетенций 21 века – коммуникация и сотрудничество.
Из общения с одноклассниками и учителем у ребенка развивается способность регулировать свою деятельность, а это уже новая компетенция, которая помогает сформировать «Критическое мышление», а именно саморегуляцию. Работа с рубриками “Spotlight on Russia/Spotlight on English-speaking countries” способствует формированию таких навыков как анализ, оценка, суждение, а также согласно стандарту «создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге».
Формируем ли мы креативность? Конечно, ведь наш предмет позволяет развивать у детей любознательность, повышает мотивацию и интерес к изучению не только английского языка, но и других предметов. Рубрика “Fun at school” (само название рубрики мотивирует – «Занимательное в школе») уже в начальной школе дает детям возможность понять, что с помощью английского языка они могут получать знания из разных областей. Таким образом английский язык – это ключ для познания мира, и именно он даст возможность учиться в будущем, учиться всю жизнь. Хотя умение учиться не прописывается как отдельная ключевая компетенция в международных исследованиях, но оно проходит везде красной нитью. В наших же стандартах развитие умения учиться рассматривается «как первый шаг к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества». Таким образом формирование ключевых компетенций 21 века встроено в общий контекст обучения, что соответствует ФГОС НОО.
Не так давно, в связи с тотальной компьютеризацией и цифровизацией стали выделять ещё одну группу – «digital skills» (цифровые навыки). Дети, которые родились после 2000 года, т.е. и наш контингент учащихся, относятся к так называемому поколению Z, первому поколению, родившемуся в цифровом мире. Поколение Z (ещё этих детей называют центениалами) уже не может представить себе жизнь без мобильного интернета и различных гаджетов. Работая с такими детьми, необходимо знать их особенности, отличия от предыдущего поколения. Эти дети привыкли думать глобально, потому что моментально получают информацию из многочисленных источников со всего света. Им нужно поймать максимум информации в короткий срок, поэтому они не любят на чём-то долго концентрироваться, часто переключают внимание, преобладает так называемое “клиповое мышление“. Дети лучше воспринимают наглядную информацию, т.е для них всё нужно визуализировать. Центениалы предпочитают увидеть, а не прочитать. Им свойственна гиперактивность. Современные УМК не могут игнорировать эти особенности. Необходимо отметить, что методы и приёмы обучения английскому языку, применяемые в УМК «Английский в фокусе» для начальной школы, как раз учитывают все эти характеристики современных детей. Так, одной из главных задач на начальном этапе является обучение чтению, и не случайно мы начинаем учить детей читать «глобальным методом», т.е. целыми словами. Как это происходит, подробно описано в статье «Учим читать» (https://iyazyki.prosv.ru/2017/02/learn-to-read/#more-25989) и рассказано в вебинаре (http://my.webinar.ru/record/197729/).
Большое количество ярких картинок в учебниках и цветных рабочих тетрадях, плакаты, картинки (flashcards), карточки со словами, песенки и чанты, сопровождающиеся движениями, красочные презентации, которые можно найти на нашей авторской страничке сайта Просвещения (http://old.prosv.ru/umk/spotlight) в рубрике “Let me share” – всё это помогает детям лучше усваивать материал, постоянно переключает их внимание на новые виды работы, что позволяет удерживать их активность и интерес на протяжении всего урока.
Ещё одна характеристика центениалов – готовность вести исследовательскую и проектную работу, они знают, где искать информацию, и умеют это делать. В УМК «Английский в фокусе» учащимся такая возможность предоставляется – они готовят мини-проекты по каждой изучаемой теме, в каждом модуле. Причём здесь учитывается ещё одна особенность младших школьников – они любят рассказывать о себе и о том, что их окружает («Я-концепция»). Они готовят мини-проекты о своей семье, школе, городе, музеях и животных своего края, праздниках и любимых местах отдыха в своей стране.
Создание детьми проектов с использованием информации из Интернета, а также наличие в УМК компонентов на цифровых носителях, способствует максимально полно использовать возможности современных технологий для всестороннего образования и самообразования младших школьников, закладывает базу для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Подробно о развитии ИКТ компетенций с помощью УМК «Английский в фокусе» в начальной школе можно прочитать в статье: (http://iyazyki.ru/2013/11/iktcompetence-spotlight/).
Таким образом, УМК «Английский в фокусе» содержит все необходимые инструменты, позволяющие формировать компетенции 21 века у поколения Z.