Исследовательская деятельность при обучении английскому языку в начальной школе / Research activities while teaching English at Primary School
Автор: Надежда ГОЛИЦЫНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 19 ноября 2018Сегодня роль исследовательской деятельности крайне велика в развитии каждого ребенка. Желание познать мир проявляется с раннего детства и продолжается в течение всей его жизни. В статье мы поговорим о том, насколько важно учителю не только объяснять материал, касающийся изучения английского языка, но и помогать ученику развиваться как личности. Как же совместить обучение английскому языку с исследовательской деятельностью в начальной школе? В предлагаемой статье мы покажем, как вовлечь детей в данный вид деятельности и насколько важна данная работа как для учеников так и для самого учителя.
Today the role of research activities is extremely important in the development of every child. The wish to know the world appears in early childhood and lasts during all his life. In this article we are going to talk about how important it is for a teacher not only to explain the material related to learning English but also to help a pupil develop himself as an individual person. How can we combine teaching English with research activities in primary school? In the article we are going to show how to involve children in this kind of activities. You will see how important this work can be not only for pupils but also for teachers as well.
ключевые слова: Исследовательская деятельность, проект на английском языке, развитие личности, расширять кругозора, взаимодействие учителя и учеников, Research activities, a project in English, personal development, broaden your outlook, teacher and pupils’ cooperation
настроение: Позитивное
автор: Голицына Надежда Андреевна
Сегодня ни для кого не секрет, что роль исследовательской деятельности крайне велика в развитии ребенка. Его желание познать мир проявляется с раннего детства. Наверняка, всем из нас приходилось отвечать на вопрос, начинающийся со слова «Почему…?». И наверняка, каждому из нас приходилось слышать такие слова «Я сам!». Желание ребенка исследовать мир проявляется в детском возрасте и продолжается в течение всей его жизни.
В данной статье мы поговорим о том, насколько важно развивать исследовательские навыки в начальной школе. Начнем с того, что именно в начальных классах у учеников формируется отношение к учебе, их интерес к познанию нового. И главная задача учителя – дать возможность обучающемуся развиваться, показать, насколько интересным и увлекательным может быть процесс обучения. В этом случае исследовательская деятельность может помочь нам достичь желаемых результатов. Применяя данный вид деятельности в обучении, учитель дает возможность ученикам ответить на так часто задаваемые ими вопросы: почему? зачем? как? откуда? В начальной школе дети в добавок к поиску ответов на свои вопросы еще и учатся составлять план своей работы, наблюдать, описывать, делать выводы, подводить результаты. Данный вид деятельности помогает развивать познавательный интерес, умение работать как в группе, так и индивидуально, работать с информационными источниками, дает возможность участвовать в конференциях, а главное – ребенок осознает свою значимость как личности! Задача учителя – помочь детям в данном процессе становления себя как личности, научить их быть самостоятельными, ответственными, творческими и уверенными в себе людьми.
Любая исследовательская деятельность состоит из нескольких этапов: выбор темы, постановка цели и задач, гипотеза исследования, организация исследования, подготовка к защите работы и сама защита работы. Главное – данное исследование должно увлечь ребенка, его нельзя заставлять, учитель должен подвести ученика к осознанию того, насколько важным для общества может стать его исследование, дать ребенку уверенность, что он сможет выполнить данную работу.
Рассмотрим 2 вида исследовательской деятельности. Первый вид – экспресс-исследование, во время которого дети проводят исследование по предложенной теме за короткий срок. Второй вид исследовательской деятельности – долговременные исследования. Данный вид исследования может проводиться как индивидуально, так и в группе. Проводя данное исследование, ученик ставит проблему (выбирает тему исследования), ищет возможные варианты решения, собирает материал, делает обобщение, готовит доклад / проект, затем защищает его.
Данная статья была бы неполной без описания моего личного опыта – долговременного исследования, проводимого детьми 2 класса. Я работаю учителем английского языка в начальной школе. И могу сказать одно, что исследовательская деятельность помогла мне не только вызвать интерес учеников к изучаемому предмету, но и развить такие метапредметные умения и навыки как постановка целей и задач учебной деятельности, поиск средств их осуществления, планирование своей деятельности, умение анализировать, обобщать, делать выводы, составлять тексты в устной и письменной форме как на русском так и на английском языке. Данное исследование было решено посвятить «Году экологии». Название проекта – «Мы делаем мир чище» («We make the world cleaner»). В результате проделанной работы учащиеся выяснили, какое количество их сверстников стараются сделать мир чище и что чаще всего они для этого делают (были выбраны 3 самых популярных ответа). В опросе приняли участие 42 ученика. Результаты исследования в нашем лицее получились следующие: на вопрос «Ты делаешь мир чище?» положительно ответили 93% из всех опрошенных учеников, на вопрос «Что ты делаешь, чтобы сделать мир чище?» были выбраны следующие три самых популярных ответа: 1) я всегда убираю за собой (52% из всех опрошенных), 2) я никогда не бросаю мусор (21% из всех опрошенных), 3) я убираю в общественных местах (20% из всех опрошенных). Проведя исследование, учащиеся сделали вывод, что их сверстники стараются сделать наш мир чище, что они, самое главное, не безразличны к экологической ситуации в мире и делают в силу своих возможностей все необходимое, чтобы сохранить его в чистоте. Нужно добавить, что, проделав данную работу, ученики увидели, что исследовательскую работу можно проводить не только на русском языке, но и на английском. Они были очень горды, что смогли сделать первый в их жизни проект на английском языке. Сейчас английский язык для них не только заучивание слов и правил, но и возможность получить знания, которые они смогут использовать в своей дальнейшей исследовательской деятельности.
До начала исследования я даже не могла предположить, насколько дети заинтересуются работой, насколько ответственно они будут подходить к выполнению своих обязанностей, ведь каждый из них отвечал за определенный вид деятельности: кто-то составлял опросники, кто-то опрашивал, кто-то подводил итоги, кто-то готовил фото, кто-то текст к презентации, кто-то саму презентацию. Главное – правильно организовать работу и дать ученикам понять, что каждый из них отвечает за свое направление в проекте и что без их полноценного участия задуманный проект не состоится.
Нужно отметить, что в организации проектно-исследовательской работы мне очень помогает УМК Spotlight, с которым мы работаем уже не первый год. Данный учебный комплект содержит массу интересных заданий, направленных на достижение как предметных так и метапредметных результатов, а также на развитие ребенка как личности, о важности которого мы уже упоминали. Для создания проектно-исследовательских работ мы используем материалы, представленные в разделе «Spotlight on Russia». Данная информация может быть полезна и для расширения кругозора учащихся и служить опорой для создания проекта, отображающего не только факты о стране, в которой мы проживаем, но и о стране изучаемого языка. Мы также можем использовать данный материал для составления опроса мнений учащихся по изучаемой теме, делать выводы, сравнить с информацией, изложенной в самом разделе «Spotlight on Russia». Также можно предложить учащимся провести сравнение между Россией и странами изучаемого языка. И в завершении ко всему создать презентацию по данному проекту.
В заключении стоит сказать, что современная начальная школа направлена на разностороннее развитие личности ребенка. Ребенок должен не только получать базовые знания, умения и навыки, но и развиваться творчески, научиться анализировать, обобщать, делать выводы, что непременно поможет ему во взрослой жизни. Учитель, в свою очередь, должен учитывать все выше сказанное: ставить своей целью – развитие ребенка как личности. И исследовательская деятельность, на мой взгляд, является ключевой особенностью школы будущего.