Внеклассная работа по иностранному языку
Автор: Ирина Шумакова | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Среда 5 декабря 2018Хочется здесь привести слова забытого педагога-новатора Евгения Ильина: «Меня часто упрекают в том, что ученики идут ко мне, а не к Чехову, а надо было бы наоборот». А я им отвечаю: «Хорошо, но пусть придут вначале ко мне, а к Чехову пойдем вместе!». И я так же стараюсь, чтобы мои ученики пришли на мое внеклассное мероприятие, а творческую работу я буду выполнять с ними вместе.
ключевые слова: Проекты: «Рождество», «Мои цифры», «Мой иностранный язык», «Моя грамматика», «Немецкий в рисунках»,КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, мероприятие «DIE KÜCHEN»
город: Курская область
Внеклассная работа по иностранному языку является неотъемлемой частью моей внеклассной работы в школе. Приятно отметить, что интерес к изучению иностранного языка растет с каждым годом, а это значит, что растет живой интерес к слову, стремление овладеть иностранным словом. И если твой ученик не слышит ежедневно из средств массовой информации иностранную речь, то на помощь к нему придет учитель, влюбленный в свою науку, отлично владеющий словом. И вполне закономерно, что ученики заинтересуются иностранным языком, будут тянуться к такому учителю и охотно придут на его внеклассное мероприятие. Хочется здесь привести слова забытого педагога-новатора Евгения Ильина: «Меня часто упрекают в том, что ученики идут ко мне, а не к Чехову, а надо было бы наоборот». А я им отвечаю: «Хорошо, но пусть придут вначале ко мне, а к Чехову пойдем вместе!». И я так же стараюсь, чтобы мои ученики пришли на мое внеклассное мероприятие, а творческую работу я буду выполнять с ними вместе.
Внеклассные занятия по иностранному языку отличаются от урока прежде всего тем, что они организуются только для желающих и интересующихся вопросами языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые языковые знания, работают над культурой иностранной речи, но на основе добровольности. Внеклассная работа по иностранному языку расширяет, дополняет, и углубляет языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках. Научить детей самостоятельно креативно работать – это и есть цель моей внеклассной работы. К внеклассной работе по иностранному языку мы можем смело отнести: утренники, вечера, концерты, конкурсы, олимпиады, викторины, недели иностранного языка, проекты, презентации, фильмы. Хочу остановиться только на тех мероприятиях во внеклассной работе, которые у меня интересно получаются и нравятся моим ученикам.
Итак, неделя немецкого языка. Она стала традицией в моей школе. Уже существуют неделя-2005, неделя-2006… неделя-2010. Подготовка к этому мероприятию начинается за две-три недели. Придумываю мероприятия и я, и мои ученики. Мы вместе ищем занятия по душе, которое поможет проявить и развить свои способности. Индивидуальных заданий много (и песни, и стихотворения, и сценки, и сказки ,и танцы). Репетиции со своими учениками я провожу индивидуально, чтобы не потерялся интерес перед выступлением. Перед всеми участниками должна быть поставлена задача – очень ответственно отнестись к выполнению своих обязанностей, так как от качества подготовки любого из мероприятий недели немецкого языка зависит престиж иностранного языка в ряду других школьных дисциплин и интерес к его изучению. В ходе подготовки недели учащиеся оформляют костюмы для выступления (в чем им помогают охотно родители).
Мои ученики охотно создают свои проекты: «Рождество», «Мои цифры», «Мой иностранный язык», «Моя грамматика», «Немецкий в рисунках». Я хочу показать, как с помощью проектной работы можно оптимизировать процесс обучения. Метод проектов способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей обучающихся, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого учителя. Это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт. В проекте все идет от фантазии, воображения и даже если всем ученикам предлагается одна единственная тема, то все равно проектные работы получаются разными, непохожими друг на друга. Здесь уместно привести проект моей ученицы Кутиной Натальи «Weihnachten».
В ходе проведения недели немецкого языка я широко использую кукольный театр, сказки Братьев Гримм и даже, кто лучше покажет русско-народную сказку «Репку». Но особенно нам нравится на неделе немецкого языка мероприятие «DIE KÜCHEN». Для создания такого мероприятия основой послужил ежедневный просмотр мною немецких каналов: «Die erste» и «ZDF». И я решила воплотить их в реальность. С каким интересом ребята участвуют в этом конкурсе! Продукты питания они рисуют сами и развешивают их в школьной столовой в виде флажков, заранее выбирают рецепт, который они будут готовить в конкурсе, оформляют этот рецепт по-немецки, сами готовят костюм повара, приносят из дома овощи и фрукты, которые они вырастили дома. Для этого конкурса мы выбираем шеф-повара и журналиста. Итак, участники готовят своё конкурсное блюдо, а журналист ведет интервью с ними по-немецки. Он расспрашивает их о многом: и какое блюдо они готовят, и по какому рецепту, и какие овощи и фрукты используют. А когда у участников блюдо готово, они его приносят на конкурсный стол, и тут выходит шеф-повар, который должен присудить призовые места, но вначале он каждое блюдо отведает. И зрители ждут с нетерпением призеров, а ещё больше – огромный дружеский стол, за который сядут все вместе, и диалог будет звучать только на изучаемом языке!
С большим интересом мои школьники участвуют и в концертах. Основными требованиями к созданию концертной программы являются разнообразие представленных в ней номеров, их соответствие характеру и возможностям исполнителей, эстетическая выразительность. Как правило, концерты на иностранном языке включают исполнение песен, музыкальных фрагментов, декларацию стихов, постановку пьес. Наибольшую пользу для изучающих мой немецкий язык представляют концерты, программа которых построена по тематическому принципу. Так, например, изучение темы: «Meine Schule» завершает концерт художественной самодеятельности, в программе которого предусмотрено исполнение стихов и песен о школе, разыгрывание сценок из жизни школы страны изучаемого языка. Здесь ребята готовят также проекты, а выступить можно, рассказав о школе, и Котом, и Лисой, и Золушкой, и Карлсоном. Факторами, определяющими эффективность проведения концерта, являются: 1) содержательность выступлений, их характер и качество подготовки; 2) психологическая и языковая готовность аудитории к восприятию программы; 3) индивидуальность исполнителей (их внешний вид, дикция, умение держаться на сцене); 4) соответствие формы проведения внеклассного мероприятия его тематике и содержанию.
Во внеклассной работе большое место я отвожу игре. Большой популярностью среди моих воспитанников пользуются игры-соревнования, ролевые игры, учитывающие способность ребенка к фантазии и перевоплощению, игры с использованием различных видов наглядности (кукол, рисунков, поделок). Я чувствую, как моим ученикам нравится игра. Они с большим удовольствием опишут комнату куклы, нежели свою собственную, внешность Мальвины, нежели внешность своего соседа по парте. Фантазируя, ребенок легко перевоплощается в симпатичного ему героя сказки или рассказа. Учащиеся, особенно вторые и третьи классы охотно копируют готовые речевые образцы, имитируют интонацию, которую они слышали на репетиции. Сам процесс языковой коммуникации увлекает их, если они не встречают непреодолимых трудностей, если их старания и успех замечены мною. Уровень сформированности речевых умений и навыков позволяет школьникам активно участвовать в ролевых играх: «Экскурсия по школе», «Приглашаем гостей», «Урок немецкого языка», «В библиотеке». Можно проводить экскурсии на изучаемом языке на школьном дворе, саду с целью закрепления лексики и развития разговорных навыков по таким темам: «Времена года», «Мой любимый месяц», «Мой любимый праздник». Особенно моим ученикам нравится рассказывать о погоде в школьном дворе. Так, например, в спектакле «Времена года» каждый ученик представляет какое-то время года, зиму, весну, лето, осень. Дети готовят поэтические сообщения. К выступлению каждый класс готовит костюмы, декорации, разучивает стихи, песни. Здесь и танцы подснежников, колокольчиков, осенних листьев, снежинок, под музыку немецких классиков. Здесь я учитываю разнообразие лексики и ее использование в речевых структурах, фонетику, орфоэпию, выразительность, художественное оформление.
В старших классах в своей внеклассной работе я провожу конкурсы на лучший рассказ, лучшее описание картины, письмо зарубежному другу. Здесь уже можно инсценировать и отрывки из классики немецкой литературы. Так же целесообразно проводить учебные конкурсы на лучший перевод, и я делаю это. Цель таких мероприятий среди старшеклассников – повысить уровень фонетики, грамматики, расширить лексический запас обучающихся, совершенствовать технику чтения. Здесь и воспитательная задача: закрепить интерес к изучаемому предмету.Олимпиада – это серьезное состязание в знаниях, умениях, навыках. Она проводится ежегодно в моей школе, в районе, в области. Мы принимаем активное участие. Здесь уместно сказать, что четверо моих учеников связали жизнь с иностранными языками. Из них- Карпова Оксана Александровна – выпускница Берлинского университета, работает переводчицей, Агошкова Наталья Александровна работает и живет в Германии .
Таким образом, своей внеклассной работой я развиваю творческие способности моих учеников. На мои внеклассные мероприятия приходят как хорошисты, так и неуспевающие. Великого русского классика Льва Николаевича Толстого перевели на многие языки мира, в том числе и на язык великого Гёте. Толстой сказал: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики тебя полюбят и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить ее, наука не произведет воспитательного влияния». Эти слова служат эпиграфом всей моей трудовой деятельности.
Ирина Шумакова. Почетный работник общего образования РФ, член Союза журналистов РФ. Учитель немецкого языка МКОУ,,Шумаковская СОШ”, село Шумаково, Солнцевский район, Курская область.