Актуальные вопросы экспертной оценки концептосферы авторского языка линейки УМК «Сферы»: современная школа. современный учитель. современный учебник. Часть 1
Автор: Надежда БУЛАНКИНА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Пятница 24 мая 2019
В данной презентации автор продолжает серию публикаций, посвященных обобщению опыта работы с учителями стажировочных площадок города Новосибирска в плане формирования готовности педагога к выбору и экспертной оценке научно-методического и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в современной школе, которая требует и современного учителя, и современной учебной литературы для обучающихся в аспекте новых образовательных ценностей. В первой части данной статьи целевая установка заключается в том, чтобы обозначить проблемные составляющие при создании условий реализации ФГОС и примерных программ по иностранным языкам. Вторая часть представляет собой процессную модель, в основании которой авторский алгоритм экспертизы линии учебно-методического комплекса «Сферы» для старшей школы.
Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, зав. кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО, доктор филос. наук, профессор, Почетный работник народного образования РФ
Город: Новосибирск
Настроение: перспективное
Ключевые слова: современные образовательные ценности, УМК «Сферы» (10-11 классы), процессная модель экспертной модели
Проблемный контекст. Исследование проблемного поля школьной образовательной среды позволяет автору данного опуса выделить некоторые реперные точки, к которым должно быть привлечено внимание участников образования, и прежде всего современного учителя. Читателю предлагается поразмышлять над педагогической реальностью в аспекте планируемых образовательных результатов с тем, чтобы проектировать разумные модели процессного характера в целях отслеживания и наблюдения, рефлексирования и экспертного оценивания результатов совместной познавательной деятельности в триаде «Учитель – Автор УМК – Ученик/и».
В обозначенном выше целевом контексте проблемного характера результаты проведенного исследования реального спектра школьных проблем, связанных с использованием того или иного УМК из перечня ФПУ в современной педагогической практике, приводит автора данной статьи к следующим выводам о возникающих проблемных зонах при выполнении учителем данного вида деятельности в рамках своего профессионального функционала.
С одной стороны, при выборе того или иного комплекса из этого перечня, априори, предполагается, что он соответствует и ФГОС, и примерным программам, но в реальной практике полученный эффект от работы с тем или иным учебным пособием далек от оптимального, заложенного в основание учебного комплекса. Аргумент – результаты итоговой аттестации обучающихся на всех этапах освоения иноязычной культуры.
С другой стороны, попытка ответить на вопрос, в чем причина сложившейся ситуации, «спровоцировала» автора на дальнейшее исследование в следующем направлении: Чтобы УМК стал не только базовым пособием при освоении иноязычной культуры, но и способствовал повышению качества и образовательного потенциала современного урока, необходимо пересмотреть саму процедуру выбора конкретного пособия/учебника, усилив ценностные аспекты при экспертной оценке, способствующие формированию готовности учителя к рефлективной деятельности при реализации авторской концепции УМК. Аргумент – результаты экспертной оценки, подготовленной учителями в процессе диагностических мероприятий курсового повышения квалификации (см.: статьи Н.Е.Буланкина, от 14 марта и 5 апреля 2019).
Причем считаем, что среди условий повышения значимости профессиональных умений в данном виде деятельности учителя иностранного языка важную роль играет его мотивационная потребность проводить системно и последовательно экспертную оценку того или иного учебного издания, ежегодно обновляющегося на рынке учебной и учебно-методической литературы.
Признаем, что в системе профессиональных умений, как никогда ранее, огромное значение приобретает готовность учителя современной школы сделать оптимальный выбор в пространстве огромного многообразия учебной и учебно-методической литературы по иностранным языкам. Данное профессиональное умение оказывается в фокусе внимания преподавателей кафедры гуманитарного образования не один год, так как еще в 90-е годы, когда в России впервые проводилась экспертиза британских учебников английского языка. Именно этот фактор становится важным и продолжает оставаться таковым в рамках системной и целенаправленной подготовки учителя английского языка к этому виду профессиональной деятельности в системе повышения квалификации и непрерывного сопровождения его роста [6-8].
В основе ФГОС и примерных программ по иностранным языкам, как известно, лежат положения, согласно которым наряду с личностными образовательными результатами огромное влияние на качество освоения иноязычной культуры на уроках иностранного языка, а также на результаты учебно-познавательной, речевой и коммуникативной деятельности обучающихся оказывает интеллектуальная составляющая образовательного процесса в целом (владение приемами аналитико-синтетической деятельности, лежащих в основе метапредметных образовательных результатов) оказывает интеллектуальная составляющая образовательного процесса в целом.
Что это означает на практике? Как это сделать? Какие виды заданий и деятельности необходимо культивировать на уроках? Подразумевается в данном контексте следующий результат — владение приемами аналитико-синтетической деятельности, лежащих в основе метапредметных образовательных результатов. Прежде всего, это касается системной работы на всех занятиях без исключения над формированием системы мыслительных операций/ умений, позволяющих расставлять приоритеты и определять главное и второстепенное при выполнении любого вида задания в деятельности; определять типы заданий/деятельности и классифицировать полученную информацию для выполнения последующих действий, ставить цель и формулировать ее с помощью конкретных задач/заданий, осуществлять перенос знаний и умений в пределах одного задания, одной дисциплины и разных учебных предметов, оценивать свои действия и полученные результаты и т.д.
Результаты микроисследования проблемной составляющей деятельности учителя английского языка в контексте его профессиональных навыков, умений, информированности, и в целом компетентности – свидетельство недостаточной общеметодологической и частнодидактической готовности к реализации вызовов и принципов, изложенных в программной части ФГОС. Если личностные и предметные образовательные результаты находятся в фокусе внимания учителя, то интеллектуальная составляющая ведущих видов деятельности на уроке признается как само собой разумеющаяся, а, следовательно, бытующая как у самого учителя, так и у школьников.
Однако за редким исключением наблюдается на практических занятиях такая плановая и системная работа участников образовательного процесса: признаем, что без этого элемента общеметодологической и дидактической готовности современного педагога ни один вид иноязычной речевой деятельности не может быть откорректирован объективно, а также профессионально отрефлексирован с помощью необходимых речевых и языковых стратегий [3-5].
Не культивируя эти стратегии/клише во время общения с обучающимися с самого начала, создается вакуум. Коммуникация не срабатывает, в коммуникативном пространстве мы друг друга не понимаем. Учитель в этом случае не может объяснить, что у ученика «западает», над какими приемами ему следует поработать (выделить главное, ключевые звуки/слова/предложения; составить/записать план/последовательность выступления; записать информацию с помощью ключевых слов/ картинок/фото/презентации; записать кратко информацию с помощь существительных или глагольных форм, а может быть, с помощью таблицы, схемы, кластера, в формате технологии параллельного мышления и т.д.).
Здесь действует правило — сначала научите этим приемам, а потом их использованию в речи. Чтобы ученик осмысленно воспринимал то, о чем ему говорят или то, что он должен делать в каждый момент урока, рефлексивная деятельность личности обучающихся становится одним из приоритетных элементов развития интеллектуальной составляющей образовательного процесса, а для учителя это становится задачей номер один.
Простой пример – что вы делаете, когда вам предлагается прослушать небольшой текст. Ответы – внимательно слушаю. Следующий вопрос – а что значит внимательно слушать. Практически 100% участников микроэксперимента (и учитель, и школьник) затрудняются ответить квалифицированно на поставленный вопрос (данные 2019 года, четверо курсов повышения квалификации, 100 чел.). Когда, как известно, в самой традиционной методике преподавания иноязычного/языкового образования, а также в учебных пособиях для учащихся любого издательства всегда представлена система заданий, отражающих последовательность и поэтапность овладения этим видом речевой деятельности с помощью целевых обобщенных заданий, которые, в свою очередь, требуют разделения целого на элементы/части – от фиксирования отдельных звуков и звукосочетаний до целостного ключевого слов/а/словосочетания/й, части предложения/й и целого предложения/й/текста/ов. Все эти отдельные элементы и составляют суть внимательного слушания – фиксирование на бумаге в различных формах (рисунок, слово, схема, таблица и т.д.), т.е. кратковременное или долговременное запоминание информационных блоков в случае, если обучающийся знает многочисленные приемы мнемотехники [1;5]. Иными словами, целостное восприятие языковых кодов/символов информационного блока возможно, если слушающий сначала в общем виде воспринимает речь на слух – интонационное оформление речи, звуковое оформление и другие детали, о которых говорилось выше.
Поэтому, если подобная работа на уроке не ведется целенаправленно и последовательно на всех этапах изучения необходимой информации, а не только в начальной школе, дальнейшее развитие интеллектуальной составляющей все больше затрудняется. И тогда, когда накапливается «неуспех», наблюдаются «сбои» и в других составляющих образовательного процесса – личностные, предметные образовательные результаты, о которых так подробно мы читаем в стандартах и примерных программах по иностранным языкам. Интеллект при освоении иноязычной культуры еще никто не отменял. Простое механическое запоминание еще никому не помогло. Чем разнообразнее задания развивающего характера на этот элемент познавательной и речевой деятельности, тем выше результаты. Как раз последнее условие прекрасно соблюдается в УМК «Сферы» [1;5], о чем и пойдет дальше речь во второй части данной статьи.
Методология и программа исследования. В начале третьего тысячелетия к изданию добротной, в плане лингводидактического и лингвострановедческого содержания учебной литературы подключились отечественные издательства, и, прежде всего, российское издательство «Просвещение» [3], которое совместно с зарубежными издательствами разрабатывает целые линейки авторских учебно-методических комплексов по иностранным языкам. И в российских школах появились учебники нового поколения, которые в настоящее время имеют содержание и технологическое обеспечение, соответствующие требованиям и ФГОС, и примерным программам по иностранным языкам [6, c.73.].
Ежегодно наше издательство расширяет перечень УМК, проходя экспертизу на федеральном уровне. В свою очередь, учитель получает возможность выбора того или иного УМК по иностранным языкам. Одновременно выступая экспертом УМК и разрабатывая учебные программы для организации непосредственной работы с обучающимися в коммуникативном образовательном пространстве современного урока иностранного языка школы разного типа.
Издательство «Просвещение», работая в этом направлении, нацелено на качественную разработку УМК для разных типов школ. В школах Новосибирска и Новосибирской области существует несколько моделей общеобразовательных организаций – средняя, старшая и начальная школы, гимназия, лицей, школы с углубленным изучением иностранного языка, школы с изучением нескольких иностранных языков, в частности с обязательным вторым иностранным языком по выбору [5,c.5].
Перечисленные выше факторы, несомненно, требуют от преподавателя кафедры гуманитарного образования культивирования постоянной ответственности и готовности к перестройке курсового повышения квалификации учителя в плане содержания и технологий проведения практико ориентированных лекций и практических занятий. Причем их целевая установка может быть сформулирована, как развитие экспертных навыков и умений личности учителя иностранного языка в системе его профессиональных умений.
При этом от школьного учителя требуется сформированная мотивационная потребность и способность грамотно с профессиональной точки зрения специалиста подойти не только к выбору УМК, но и к тщательному исследованию его авторской концепции в аспекте современных образовательных ценностей и компетенций. К ним исследователи относят готовность к решению проблем, лежащую в основе социально-политической компетенции; информационную компетенцию; коммуникативную компетенцию как совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих; социокультурную компетенцию и готовность к образованию через всю жизнь [c.20-28].
На примере анализа элементов полифонии индивидуального языка авторов УМК «Сферы» издательства «Просвещение» представляем процессную модель в свете новых образовательных ценностных ориентиров современного образования — личность как ценность и самоценность, образование через всю жизнь, эффективное общение как ценность, информация как ценность, готовность к решению задач как ценность. Причем автор данной статьи далека от мысли, что модель совершенна и не подлежит дальнейшей доработке. В этом несомненную помощь постоянно оказывают мои коллеги, учителя стажировочных площадок Новосибирской области. Без их помощи, уверена, не могла бы состояться такая профессиональная работа. Надеемся, что предложенный алгоритм исследования концептосферы языка авторского УМК «Сферы» поможет простроить разумную индивидуальную траекторию развития и самосовершенствования участников образовательного процесса, а также показать возможности творческого осмысления авторского замысла конкретного УМК для решения задач, поставленных перед участниками образовательного процесса на государственном уровне. Среди обозначенных целей выделяется одна из важнейших – готовность принимать решения, брать ответственность за принятые решения и выполнять их в полном объеме. Причем названная готовность равномерно распределяется на всех участников образования.
Не один год актуализируется проблема повышения качества иноязычного образования в системе развития гуманитарного знания в целом. Четко сформулированные образовательные результаты – личностные, метапредметные и предметные – закладываются в содержание и технологию учебных изданий, прошедших экспертизу на федеральном уровне и вошедших в список ФПУ. Новый УМК для поколения Z – «Сферы» — один из таких. В преамбуле к пособию читаем – формат заданий ориентирован на формат заданий ЕГЭ; в учебнике введен регулярный раздел «Focus on exams»; задания направлены на все виды речевой деятельности; тексты и «кейсовые» задания ориентированы на современных подростков с учетом их возрастных особенностей и интересов. Кратко и вроде бы понятно. Бери и начинай работать! И качественные результаты не преминут быть получены!
С вебинарами Издательства «Просвещение», посвященными УМК «Сферы», Вы можете ознакомиться на нашем YouTube-канале «Просвещение Иностранные языки», плейлисте «УМК «Сферы».
Продолжение следует…
Cписок литературы
- Линия учебно-методических комплексов «Сферы» по английскому языку. Авторы: А.А. Алексеев, Е.Ю. Смирнова и др. М.: Просвещение: 2019.
- Мильруд Р.П. Символизация культуры в языке. Дидактические материалы для учащихся высшей школы. Выпуск № 10 / 2012. С.127-157.
- Пассов Е.И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. – Книга 5. МУП «Типография» г. Елец, 2013. – 452с.
- Пассов Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. – СПб.: Златоуст, 2015. – 172с.
- Смирнова Е.Ю. Инновационный УМК «Сферы» для начальной школы – залог успешности обучающихся современной школы. Иностранные языки. Среда 20 февраля 2019 год.
- Bulankina, N.Ye., Bracher, St (2018) Language Development of a student in a modern day classroom: methodology and practice // Sibirski Uchitel. № 2. – pp. 30-35.
- Bulankina, N.Ye., Bracher, St (2018) Topical issues of psychological balance of the participants of the polycultural space/Psichologja Obrazovanja v policulturnom prostranstve. #1 (41) — pp. 82-88.
- Bulankina, N.Ye., Shtefani Peter, (2017) Cultural self-determination of a personality in polylingual educational environment: methodology, theory, practical use//Vestnik RUDN: Psychology and pedagogics, #3(14) — pp. 282-289.