«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПЕДАГОГИКА УДИВЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ ТЕХНИКУМЕ.

Четверг 4 июля 2019

Процесс современного обучения происходит в условиях стремительного нарастания объёмов новой информации, которая настолько быстро устаревает, что обучающиеся не успевают усвоить нужные, полезные и интересные им знания, а приобретенные быстро теряют актуальность. Бурно развиваются технологии, появляются новые виды досуга, а времени на получение информации, её переработку и усвоение становится меньше. В связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать средства обучения, которые могут способствовать эффективному обучению иностранным языкам.

Следовательно, процесс обучения можно организовать не только в традиционной обстановке, а превратить в полезное развлечение с приобретением знаний одновременно, что обеспечивает технология обучения Еdutainment, в основе которой лежит концепция «образование + развлечение».

Edutainment — это неологизм, возникший в 1948г. и составленный из двух английских слов education (образование) и entertainment (развлечение). Edutainment — это технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение и увлечение. [Кобзева, 2012, с. 193]. 

Технология Еdutainment включает разнообразные средства, направленные на достижение цели обучения иностранным языкам: компьютерные, настольные и видео игры, фильмы, музыка, веб-сайты, мультимедийные программы и другие средства, имеющие творческую основу. Проходить занятия и мероприятия с использованием средств технологии Еdutainment могут в кафе, парке, музее, офисе, галерее, клубе, где можно получить информацию по какой-либо познавательной теме в непринуждённой атмосфере [Кобзева, 2012, с. 193]. 

В данной статье в рамках Edutainment мы рассмотрим такое направление как педагогика удивления при обучении иноязычному языку в медицинском техникуме.

Еще Аристотель говорил, что познание начинается с удивления. [Степичев, 2015, с. 35].  Психологи отмечают, что в случае, если вызвавшая удивление ситуация оказывается безопасной, то оно переходит в интерес, а если приятной – в радость. Таким образом, удивление на занятии может стать отправной точкой для формирования внутренней положительной мотивации к обучению.

Выдвигая идею педагогики удивления, нужно исходить из того, что в современных условиях существует противоречие между растущим объемом знаний и занижением их ценности со стороны студентов. В век, когда всю необходимую информацию можно найти в Интернете, наши обучающиеся не хотят прикладывать усилия по самостоятельному поиску закономерностей и анализу явлений. На современном уровне технологического развития, ключевым вопросом становится не запоминание большого количества информации, а способность к ее отбору и анализу. Удивление как реакция на новое — один из механизмов такого отбора. Это признак небезразличного отношения к той или иной информации, факту или области знания, залог профессионального и личностного роста человека. Любознательность и способность удивляться позволяет расширить горизонт видения и решать задачи на метапредметном уровне, пропуская информацию через призму личностного восприятия человека. Поэтому переход от педагогики знаний к педагогике удивления представляется целесообразным и своевременным, а метапредметный потенциал концепции делает ее особенно ценной в условиях внедрения ФГОС третьего поколения

Таким образом, педагогика удивления — особое направление педагогики, описывающее систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на когнитивной эмоции удивления, и опирающееся на принципы природосообразности, активности, проблемности, свободы творчества. [Степичев, 2015, с. 36]. 

Собственный опыт работы и отзывы коллег, использующих данное направление обучения показывает, что именно удивление может быть основой для формирования устойчивой внутренней мотивации к обучению, а также создавать тот эмоциональный фон, на котором более успешно достигаются предметные результаты.

Выделяют четыре источника удивления: удивление фактом, удивление методом, удивление обучающей средой, удивление собственными силами. [Степичев, 2015, с. 36]. 

Любая учебная дисциплина содержит множество интересных фактов. Преподаватель английского языка может использовать факты, как самого языка, так и культуры его носителей. Удивление вызывают факты, которые являются новыми и личностно значимыми для обучающихся.

Так, можно «удивить» или обратить внимание обучающихся на то, что английские слова, с которыми они сталкиваются в обычной жизни, на самом деле имеют свои определенные значения. Например, при семантизации лексического материала по теме «Parts of the human body» наших студентов удивляет тот факт, что словосочетание «Head&shoulders», известное по разрекламированному шампуню, еще имеет значение «Голова и плечи». А при обсуждении вредных привычек студентам встречается слово «chain-smokers», известное как популярный американский дуэт «The Chainsmokers», ещё можно перевести как «заядлые курильщики»; «Smartphone» — «умный телефон» и т.д. Так, можно устроить соревнование среди студентов, кто приведет наиболее интересный пример или самое большое количество примеров.

Знакомство с историей, культурой англичан также происходит при помощи интересных и удивительных фактов. Так, не все студенты знают о левостороннем движении в Англии  или о традиции «5 o’clock tea», потому что такого в России нет. Также заблуждаются те, кто говорит, что в современном английском существует только обращение на ты,как раз наоборот, фактически c XV века существует только обращение на вы, независимо от того, к кому вы обращаетесь. Форма личного местоимения второго лица единственного числа «thou»,  соответствующая русскому «ты» не сохранилась. В современном английском «you» – это форма, исторически восходящая к личному местоимению второго лица множественного числа «yе», то есть соответствующая русскому «вы».

Ещё один пример, многие студенты уверенны, что «thank you» [θæŋk juː] произносится как [sæŋk juː] или [fæŋk juː]. Каково же их удивление, когда после объяснения, что этот звук произносится кончиком языка у нижнего края  верхних зубов, они понимают, что произносили всё это время звук [θ] не правильно.

Рассмотренные факты мотивируют обучающихся не только к дальнейшему самостоятельному поиску слов и информации о стране изучаемого языка, которые им знакомы, но значение непонятно, но и регулярно посещать занятия и прилежно заниматься.

Второй источник удивления – удивление методом. То, как учитель представляет материал, его методический инструментарий и используемые педагогические технологии могут вызывать удивление, даже если преподаваемые факты или область знаний сама по себе не обладает большим потенциалом для эмоционального восприятия со стороны обучающихся.  

Вот, например, как можно представить материал интересным, неожиданным образом. Когда мы приносим на занятии не то, что студенты ожидают (учебник, грамматические таблицы), а то, что не относится к учебному материалу, для студентов это игра.

Так при объяснении порядка слов в английских предложениях мы применяем индивидуальные магнитно-маркерные белые доски, на которых прописываем вопросительные слова, подлежащее, смысловые и вспомогательные глаголы. Мы выдаем доски студентам, тем самым перевоплощая каждого студента в  член предложения.  По ходу объяснения порядка слов в каждом типе предложения, просим студентов перестаиваться, чтобы продемонстрировать группе все типы предложений. Для закрепления играем в «грамматическую дуэль» в двух командах. Каждой команде выдаются магнитно-маркерные белые доски со словами, студенты должны выстроиться, держа перед собой доску со словом, чтобы получилось правильное предложение. Студенты выстраиваются так, чтобы получилось утверждение, затем они должны добавить ещё одного студента из команды, т.е. вспомогательный глагол и частицу not для отрицания, поменяться местами для вопросов общего и специального, в вопросе к подлежащему, должен уйти студент со вспомогательным глаголом. Выигрывает та команда, которая слаженно работая, быстрее и правильно составит все предложения.

Также в своей практике мы используем такие элементы необычной обучающей среды как кнопки «Yes» and «No» на батарейках, которые пользуются большой популярностью у студентов. При помощи данных кнопочек, можно поиграть в  игры-угадайки. Например, студенты по очереди выходят по двое к доске. Перед каждым из них выставляются кнопки «Yes» and «No».  Этим двум студентам преподаватель зачитывает, например, факт из жизни Флоренс Найтингейл, а они должны нажать кнопку «Yes», если факт верный и «No» если факт неверный, так же студент должен исправить неверный факт. Выигрывает тот, кто быстрее нажмет правильную кнопку. Такая игра развивает навыки восприятия речи на слух, а также тренирует память.

Таким образом, источником удивления методом является преподаватель. Метод подачи материала вызывает удивление, которое затем перерастает в интерес.

Третий источник удивления – образовательная среда, в которую попадает обучающийся, приходя на занятие. Учебный кабинет – это первое впечатление обучающегося о дисциплине. Особое искусство преподавателя заключается в том, чтобы создать такие элементы обучающей среды, которые бы вызвали реакцию удивления и в конечном итоге породили бы вопрос. В контексте педагогики удивления именно обучающийся, а не преподаватель становится источником вопросов, задающий вопросы активный преподаватель сменяется инициативным интересующимся студентом. При этом роль преподавателя заключается в том, чтобы создать ситуацию, которая бы вызвала этот запрос на новое знание.

В кабинете английского языка в медицинском техникуме на стенах вывешиваются проектные работы студентов старших курсов, организуются выставки макетов достопримечательностей Лондона. На входной двери таблички с мотивирующими фразами на английском от гарвардских студентов, которые помогают расширить словарный запас. Студенты очень часто спрашивают, как же переводятся эти фразы и мы даем им задание на самый лучший перевод. Либо при изучении темы «Education», просим их обратить внимание на данные таблички и попробовать угадать, что же они означают, а потом подумать с какой же из этих фраз они согласны или не согласны, используя: «I agree/disagree with ___ because____». Вот, некоторые примеры фраз:

  1. «The pain of studying is only temporary. But the pain of not knowing – ignorance — is forever».  (Мука учения всего лишь временна. Мука незнания – невежество – вечна.)
  2. «No pain, no gain». (Нет мук – нет прибыли; не попотеешь, не заработаешь).

Четвертый источник удивления – собственный потенциал обучающегося. Удивление собственными силами – важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению дисциплины. О потенциале этого источника удивления емко сказал В. А. Сухомлинский: «Провести человека через детство и отрочество по пути изумления собственными силами – в этом кроется наша педагогическая мудрость. Там, где есть изумление и восторг, есть и неудовлетворенность. Человек безграничен в своих стремлениях, и, чем выше становится уровень его притязаний, тем глубже испытывает он недовольство достигнутым. В этом чувстве заложен тот, кажущийся крошечным стимул, который открывает перед человеком понимание того, что надо, трудно и хорошо – из одного корня» [Сухомлинский, 1990, с. 288]. Преподаватель, способный вызвать такие эмоции у студента, – не только профессионал, но и творческая и духовная личность.

Мы работаем в медицинском техникуме со студентами  из разных общеобразовательных  школ с разным уровнем владения английского языка, поэтому на 1 курсе мы корректируем базовые навыки и умения, предусмотренные школьной программой.  На первом же занятии после объяснения правил речевого этикета и фонетической отработки речевых единиц, мы реализуем четвертый источник удивления, применяя простую игру как: «Как бы вы реагировали, если бы вам сказали…», ролевое общение и ролевые игры.

Обучающиеся, с удивлением обнаруживают, что к концу первого занятия способны поздороваться и попрощаться  на английском языке, с преподавателем, с одногруппниками, с пациентами и т.д. Студентам очень нравится самостоятельно выбирать из словарного запаса то, что подходит для данной ситуации, все стараются быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником. А это основа для их дальнейшего интереса и развития навыков и умений, необходимых для свободного общения на английском языке с применением профессионально ориентированных лексических единиц. Таким образом, источником удивления собственными силами является сам обучающийся.

Занятие, построенное с опорой на идеи педагогики удивления, успешно совмещает в себе достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые описывает ФГОС. За счет эмоционального вовлечения, обеспечивающегося использованием удивления в качестве базовой эмоции, происходит не только повышение интереса к изучаемой дисциплине, но и лучшее усвоение материала по грамматике и лексике, формирование грамматических умений и коммуникативных навыков [Степичев, 2017, с. 60]. 

Удивление и связанная с ним познавательная задача ориентируют обучающегося на самостоятельное решение, а не использование готовых ответов из Интернета. Сочетание идей педагогики удивления с оснащением обучающихся эффективными средствами решения задач (игровые технологии) дает не только повышение мотивации, но и приводит к реальному достижению предметных результатов, а также росту самостоятельности обучающихся. Источники удивления, не решают задачу за студента, они делают это вместе с ним. Так, Ш.А. Амонашвили заявляет о том, что каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям [Степичев, 2017, с. 60]. А педагогика удивления – это, безусловно, подарок.

Таким образом, помимо повышения эффективности обучения и активизации деятельности обучающихся, преимущество данного направления возможность успешно применять его на самых разных этапах обучения с разными возрастными группами.

Библиографический список

  1. Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. – 2012.- № 4. – Том II (Психолого-педагогические науки). C. 192-195
  2. Степичев П. А. Педагогика удивления: новая парадигма образования в XXI веке // Paradigmata poznání . — 2015. — № 4. С. 35-38
  3. Степичев П. А. Педагогика удивления как средство достижения целей ФГОС на уроке английского языка // Инновация в современном языковом образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции. — 2017. С. 55-61.
  4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – С. 288  
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.