К проблеме взаимосвязанного обучения лексической и грамматической сторонам говорения
Автор: Елена ЕГОРОВА | Рубрика: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Вторник 13 августа 2019Автор: Егорова Елена Владимировна
Аннотация: В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Вместе с тем говорение занимает одно из ведущих мест на уроке иностранного языка. Уровень сформированности коммуникативной компетенции в говорении напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами. Лексические и грамматические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение.
В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Вместе с тем говорение занимает одно из ведущих мест на уроке иностранного языка. Уровень сформированности коммуникативной компетенции в говорении напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами. Лексические и грамматические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение. Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иностранной речью – это подойти к обучению лексической и грамматической сторонами говорения в более тесной взаимосвязи, поскольку общепризнанно, что в речи обе эти стороны выступают всегда в сложном синтезе. Под этим понимается такое обучение, которое направлено на одновременное формирование лексических и грамматических механизмов говорения на основе специального комплекса приёмов, учитывающих все существующие лексико-грамматические связи на разных уровнях. Я считаю, что лексико-грамматическая взаимосвязь должна проявляться в том, что лексика усваивается не изолированно, а вписывается в определённый грамматический контекст, в определённые грамматические структуры разного уровня организации (на уровне словосочетания, предложения, текста).
С моей точки зрения формирование лексико-грамматических навыков и умений говорения подразумевает работу по овладению правилами организации слов в речи, работу со словосочетаниями, где мы можем наблюдать проявление семантической валентности слов, которая реализуется в предложении через синтаксическую валентность. Параллельное существование семантической и синтаксической сочетаемости в словосочетании есть проявление лексико-грамматической взаимосвязи между его компонентами. Прочность лексико-грамматической связи в словосочетании определяется тем, относится ли оно к свободным или к несвободным словосочетаниям.
Существует несколько групп словосочетаний:
- Вербальные словосочетания (стержневое слово – глагол)
- Субстантивные словосочетания (существительное)
- Адъективные словосочетания(прилагательное)
- Адвербиальные словосочетания (наречие)
- Местоименные словосочетания (местоимение).
Разнообразие словосочетаний подчёркивает важность работы над сочетательными особенностями слов различных лексико-грамматических разрядов при обучении говорению.
Комплекс приёмов осуществления взаимосвязанного обучения лексической и грамматической сторонам говорения охватывает три этапа:
- Подготовительный статичный (на уровне слова)
- Подготовительный динамичный (на уровне словосочетания и предложения)
- Предречевой (на уровне текста).
Подготовительный статичный этап – это этап накопления и систематизации языкового материала. Он призван формировать у учащихся базовые знания о том, что каждое слово выступает в предложении в единстве его формы и содержания. Слово имеет лексическое значение (содержание) и выполняет одновременно какую-то определённую грамматическую функцию – принадлежит к какому-либо классу слов.
На втором этапе осуществляется непосредственное формирование гибких навыков и умений говорения посредством приведения в движение языкового материала. Здесь происходит формирование способности автоматизировано вызывать из долговременной памяти конкретные лексические единицы и их грамматическое оформление.
Я предлагаю учащимся различные лексико-грамматические ассоциограммы. Они бывают семантические, словообразовательные, тематические и грамматические.
ugly | round | ||
face | Семантическое поле | ||
nice | clever |
Разработанные мной лексико-грамматические ассоциограммы по разным темам, демонстрируют одновременно поведение слов в предложении и внутри него в словосочетании, а так же показывают семантику каждого слова.
Универсальная заготовка для составления лексико-грамматической ассоциограммы выглядит следующим образом:
Why? | What? Who? | |
глагол | ||
When? | Where? | |
How long? |
Проведение всевозможных манипуляций со словами внутри определённого образца служит закреплению механизмов варьирования и комбинирования лексики внутри предложения, что, в свою очередь, способствует более прочному «впечатыванию» в память учащихся всевозможных лексико-грамматических связей.
Говорение – есть не что иное, как процесс порождения текстов. Текст представляет собой структурно-семантическое единство, т.е. обладает определённой композиционной, структурной и смысловой организацией. Главные требования к тексту: связанность, цельность, содержательность. Всё это достигается с помощью разнообразных лексических. Грамматических средств, таких как: тематическая прогрессия, лексическая и грамматическая синонимия, синтаксическая связь внутри и между предложениями, порядок слов и др.
В завершении мне бы хотелось отметить, что взаимосвязанное обучение лексической и грамматической сторонам говорения ведёт к поэтапному. Последовательному формированию системы лексико-грамматических автоматизмов говорения, т.е. к способности в варьированию и комбинированию. Наличие или отсутствие этих способностей указывает на качество коммуникативной компетенции в говорении.