«Трудный» возраст обучаемых 7–8 классов. Как учителю английского языка учитывать его при преподавании и решении воспитательных задач?
Автор: Владимир Фокин | Рубрика: НОВЫЕ УМК Пятница 30 августа 2019Аннотация: В статье раскрываются особенности возраста подростков и воспитательный потенциал учебников для 7–8 классов УМК серии «Сферы» по английскому языку, технологии его реализации в работе учителя английского языка.
Автор: Фокин Владимир Андреевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования Костромского государственного университета, почетный работник высшего профессионального образования РФ, эксперт Управления академической экспертизы НИУ ВШЭ.
В предыдущей статье я рассмотрел воспитательные потенциалы учебников для 5–6 классов УМК серии «Сферы» по английскому языку. Хорошие учебники! А каковы воспитательные возможности учебников для 7–8 классов, изучаемой серии? [1]. Как с их помощью учитель может решать воспитательные проблемы обучаемых, чей возраст традиционно называют «трудным»? С этими вопросами и подошел к анализу данных учебников и хочу поделиться с читателями его результатами.
Прежде всего, отмечу, что в настоящее время практически все педагоги, психологи, социологи и другие исследователи проблем молодежи продолжают считать возраст современного подростка «трудным». Хотя за последние 30 лет изменились времена, нравы, идеология, но трудности, проблемы, присущие этому возрасту, остались. Трудным подросткам посвящены десятки, если не сотни тысяч статей, книг, диссертаций различных авторов. Ученые и практики в России и за рубежом проводят многочисленные исследования, касающиеся подростков, и все констатируют, что возраст «юного бунтаря» продолжает удивлять свой сложностью. Нынешние подростки живут в новых условиях, время современных высоких достижений в науке и технике. Развитость сети Интернет, компьютеризация, мобильные средства связи, новые явления в музыке, живописи, играх и все прочее значительно отличают жизнь подростков от жизни их родителей, дедушек и бабушек. Можно было бы предположить, что и трудностей у них будет меньше. Но нет!
Классики отечественной психологии Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [2,3,5] и другие, зарубежные ученые Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Р. Хэвигхерст и другие [4,6,7] создали различные концепции развития подростков. Я не ставлю своей целью представлять их читателю, хотя, думаю, что это интересно. Остановлюсь лишь на тех особенностях современного подросткового возраста, которые, на мой взгляд, успешно учитывают авторы учебников для 7–8 классов серии «Сферы» по английскому языку, и которые касаются темы нашего разговора – воспитания подростков средствами учебников английского языка 7–8 классов.
Возраст обучающихся 7–8 классов (14–15 лет) – это пик подросткового возраста с точки зрения любого автора, изучающего молодежь. Это пик и распространённого англоязычного понятия тинейджер, происходящего от английского teen – составной части в названиях чисел от 13 до 19, и английского слова age – возраст, то есть тинейджер – буквально, лицо в возрасте 13–19 лет. Подростковый возраст полон противоречий. У подростков начинают возникать чувство взрослости и желание быть взрослым. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Подросток уже себя не ощущает ребенком, а взрослым пока тоже не может стать. У него существует разрыв между половым созреванием и социально-культурным развитием. В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.
Ученый Р. Хевигхерст [7] выделяет следующие направления развития подростков: 1. В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность; 2. Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников; 3. Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки; 4. Развитие абстрактного мышления; 5. Формирование системы ценностей и жизненной философии; 6. Самоопределение в области образования и профессии; 7. Подготовка к семейной жизни.
Считаю, что авторы учебников для 7–8 классов серии «Сферы» придерживаются этих и им подобных концептуальных направлений в своем стремлении реализовать воспитательный потенциал учебников. Назову наиболее типичные проблемы «трудного» подросткового возраста, которые, на мой взгляд, авторы учебников предлагают решить учителям английского языка средствами их содержания и технологий.
- Подростки становятся грубыми, дерзкими, все отрицают.
- У них часто возникают конфликты с родителями, взрослыми, сверстниками. Они не умеют вести диалог. И как следствие — побег из дома, суицидальные проявления.
- Для них характерно внутреннее одиночество, замкнутость, слепое подражание. У значительной части подростков начитают развиваться вредные привычки.
- Многие современные подростки не любят традиционное выражение различных искусств: в литературе (чтение книг), в музыке, в изобразительном искусстве и др.
- У значительной части отмечается равнодушие к физической активности и спорту и чрезмерное увлечение компьютерными играми, виртуальным общением и презентацией себя в нем.
Остановлюсь на перечисленных проблемах современных подростков и том, как авторы учебников предлагают их решать учителям английского языка. Подчеркну, что не все из обучаемых имеют эти проблемы. Многие подростки успешно справляются с проблемами с помощью родителей, других взрослых, специалистов (психологов, социальных педагогов, тренеров и др.). Мне же хотелось акцентировать роль учителя английского языка в их решении.
- Авторы учебников для 7–8 классов серии «Сферы» дают учителю английского языка уникальный инструмент и метод – развивайте у детей интерес! С этим они обращаются и к детям, говоря, что «мы включили в учебник тексты и задания, которые наверняка вам понравятся и превратят изучение английского языка в удовольствие!», «Мы хотим, чтобы в процессе обучения вам не было скучно» [1, c. 6]. Кто-то из классиков в свое время хорошо сказал: «Любая идея неизбежно посрамляла себя как только она отделялась от интереса». Содержание и используемые технологии авторы строят на интересе!
- Хочу особо подчеркнуть это. В учебниках для 7–8 классов серии «Сферы» продолжает лидировать и решаться воспитательная задача – патриотическое воспитание подростков через содержание раздела в каждом цикле, посвященном особенностям проявления изучаемых тем в России (Russian corner). Unit 1: Music in my life (Музыка в моей жизни) — раздел Russian corner «Babushki and the Eurovision Song Contest», Unit 2: Let’s go to London (Давай поедем в Лондон) – раздел Russian corner «Moscow Metro», Unit 3: Daily life (Ежедневная жизнь) — раздел Russian corner «Travel in Russia», Unit 4: Sport and more (Спорт и другое) — раздел Russian corner «The Winter Olympics in Sochi», Unit 5: Growing up (Мы растем) — раздел Russian corner «Russian handicrafts», Unit 6: A teen magazine (Журнал для подростков) — раздел Russian corner «Meet Russian teens» .
В учебнике 8 класса эти разделы посвящены следующим темам: Unit 1:The world of tomorrow (Мир будущего) – раздел Russian corner «The first explorers in space», Unit 2: New York (Нью – Йорк) – раздел Russian corner «Russia’s tallest buildings», Unit 3: Looking for treasure (В поисках сокровищ) — раздел Russian corner «A Man of Many Talents», Unit 4: The world of entertainment (Мир развлечений) — раздел Russian corner «The KVN Experience», Unit 5: Let’s celebrate (Давайте праздновать) – раздел Russian corner «Russian holidays and traditions», Unit 6: People and places (Люди и места) – раздел Russian corner «The seven wonders of Russia».
Таким образом, авторы предлагают подросткам разнообразные актуальные темы, которые вызовут и вызывают интерес у самых разных подростков (мальчиков, девочек, имеющих разные увлечения и др.): музыка и музыкальные инструменты, спорт, путешествия по странам и городам, их достопримечательности, разнообразные развлечения, праздники и др. Предлагаемые тексты современны и могут заинтересовать, повторяю, как мальчиков, так и девочек. В текстах много английских слов и выражений, которые подростки уже слышали и знают из интернета, из неформального общения со своими сверстниками и бесед о спорте и спортсменах, музыке и музыкантах, певцах, странах и их представителях, мировых и национальных достижениях и др. И только сейчас обучаемые, может быть, познают их культурное и истинное значение. Поэтому можно утверждать, что авторы учебников с помощью учителя английского языка решают задачи эстетического, художественного, физического воспитания, воспитания культуры поведения, взаимоотношений с представителями других стран, сверстниками, людьми разных национальностей, вероисповедания, культур и др.
На мой взгляд, авторы умело предлагают учителю темы и упражнения, где господствует диалог. Подростки «обсуждают» со своими сверстниками, взрослыми из других стран актуальные темы и вопросы, которые им интересны, узнают иные точки зрение, учатся культуре общения. Это разнообразие мнений, позволяет, на мой взгляд, решать те проблемы общения, о которых писал выше. Например, при изучении в учебнике 7 класса Цикла «Growing up» обучаемые узнают много о жизни ровесников в разных странах, обсуждают проблемы взаимоотношений с родителями, изучают как можно интересно проводить свободное время. В Цикле «Sport and more» обучаемые узнают много нового не только о спортивных играх, но и об известных паралимпийцах, тех людях, кто своей силой духа, воли, упорством смог достичь выдающихся результатов, стать примером для других. Содержание другой темы учебника 7 класса «A teen magazine» позволяет российским обучаемым обсудить проблемы молодежи, которые волнуют их ровесников в разных странах, многое узнать об их вкусах и предпочтениях, увлечениях, научиться создавать групповой проект.
Содержание ряда тем учебника 8 класса позволяет обсудить подросткам актуальные вопросы как планетарного масштаба, так и регионального. Например, будущее нашей планеты и необходимость сохранения окружающей среды и гуманитарную помощь людям в результате конкретных стихийных и иных бедствий (Unit “The world of tomorrow”). В теме Unit “Looking for treasure” подростки обсуждают и сравнивают ценности людей различных профессий и наций, знакомятся с достижениями талантливых ученых-изобретателей мира и нашей страны. В Unit “The world of entertainment” подростки не только знакомятся с традиционными и современными видами искусства, но многое узнают, обсуждают проблемы увлечений как своих зарубежных сверстников, так и российских и зарубежных celebrities.
Завершая анализ учебников для 7–8 классов УМК серии «Сферы», хотел бы сказать следующее. Трудные подростки будут всегда. До XIX века в Европе вообще отсутствовало понятие возрастной категории «подросток». Её ещё принято называть отрочеством. Это понятие появилось лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание психологи, педагоги, политики. Причиной выделения подросткового возраста стала необходимость определения специального этапа подготовки молодого человека к взрослому возрасту. Думаю, что в недалекой перспективе специалистам и практикам придется и в этом подростковом возрасте уточнять новые страты. А пока можно утверждать, что авторы учебников выполнили свою, в том числе и воспитательную миссию, помогая педагогам образовательной организации решать проблемы «трудного» возраста и средствам английского языка.
Продолжение следует….
Список литературы:
- Линия учебно-методичеcких комплексов «Сферы» по английскому языку (5-11 классы): учеб. для общеобразоват. организаций /А.А. Алексеев, Е.Ю. Смирнова, Б. Дерков Диссельбек и др. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2019.
- Божович Л.И.Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер Пресс, 2009. – С. 275 –304. – 400 с.
- Выготский Л.С.Педология подростка. – Москва, 1929.
- Пиаже Ж.Избранные психологические труды. – Москва: Просвещение, 1969. – С. 659.
- Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. – Москва: Педагогика, 1989.
- Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис. – 1968.
- R.J.Developmental tasks and education. – 3rd. – New York: Longman, 1953.