Дополнительное образование в школе: цели, задачи и технологии на основе УМК Options («Мой выбор – английский») авторов Е.Г. Маневич, А.А. Поляковой, Д. Дули, В.Эванс
Автор: Татьяна КУЗНЕЦОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 13 февраля 2020В законе «Об образовании» сказано, что дополнительное образование необходимо для развития творческих способностей, формирование здорового образа жизни и организации свободного времени.
В образовательных учреждениях дополнительное образование выполняет важную функцию — возможность понять интересы обучающихся, восполнить пробелы в различных видах речевой деятельности, расширить кругозор, познакомиться с реалиями стран изучаемого языка и культурой собственной страны.
Автор: Кузнецова Татьяна Александровна
Место работы: МБОУ «СОШ №20», г. Химки
Должность: учитель английского языка
Важно не путать внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Внеурочная деятельность – часть образовательного процесса, реализующего требования ФГОС.
Дополнительное образование – это выбор обучающегося в соответствии с интересами и способностями.
Цель дополнительного образования в школе: формирование единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах.
Существует ряд нормативно-правовых документов, регулирующих дополнительное образование
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г.№1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо от 18.11.2015 года №09-3242 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации.
Дополнительное образование решает целый комплекс задач:
- Интегрирование ресурсов дополнительного и общего образования
- Выравнивание стартовых возможностей развития личности обучающегося
- Обеспечение обучающимся «ситуации успеха»
- Содействие самореализации личности обучающегося и педагога.
УМК Options («Мой выбор – английский») успешно используется в обучении английскому языку как второму, но мне бы хотелось бы поделиться опытом работы с УМК для 5 класса в рамках дополнительного образования, который соответствует возрасту и интересам учащихся, содержит материалы для презентаций и проектов, задания для самопроверки и систематическое повторение изученного материала.
УМК содержит аутентичные языковые материалы, актуальные темы и активизирует структуры в рамках повседневного общения.
Почему именно 5 класс?
После изучения английского языка в начальной школе, у многих учащихся есть определенные пробелы по тем или иным темам. Неважно, какой УМК был использован в качестве основного в начальной школе, УМК («Мой выбор – английский») может стать тем самым «мостиком» между начальной и основной средней школой.
При наличии часов для дополнительного образования учебный план может быть гибким, и учитель может уделить больше или меньше времени для изучения того или иного модуля.
В чем же особенности 5 класса?
Нулевой модуль Starter начинается с повторения алфавита и правил чтения, что необходимо для того, чтобы вспомнить основы чтения
Такие упражнения как: «найди зашифрованные слова», «какие буквы пропущены», «назови слова, начинающиеся с определенной буквы» позволяют учащимся «освежить» знания.
Наличие песен, игр и скороговорок позволяют вспомнить ранее изученное в непринужденной форме. Также в начальный модуль включены короткие диалоги для повседневного общения.
Каждый модуль начинается с плана – чему учащиеся научатся в этом модуле. В первых четырех модулях план дается на русском языке, а начиная с пятого модуля на английском языке.
Грамматика вводится через систему упражнений: «прочитай правило», «составь как можно больше предложений», «закончи предложение», «закончи вопросы и ответы». Таким образом, одно грамматическое явление отрабатывается поэтапно и многократно – все это позволяет учащимся возвращаться к изучаемому материалу.
Такой раздел как Study skills дает подсказки, как правильно выполнить задание.
Обучение чтению вводится через ознакомления с лексикой, авторы предлагают предтекстовые и послетекстовые упражнения, что дает учащимся возможность неоднократно обращаться к тексту и на основе прочитанного составлять свои собственные письменные и устные высказывания.
В каждом модуле есть раздел Across Cultures, который знакомит учащихся с культурой стран изучаемого языка, расширяя кругозор учащихся.
Сквозной линией из модуля в модуль представлен материал для экстенсивного чтения
Monstertrackers с упражнениями на понимание и развитие навыков письма.
Каждый модуль заканчивается разделом самопроверки и самооценки.
Особо хотелось бы отметить раздел All about Russia, который может быть использован для проектной и исследовательской деятельности.
Очень удачно этот раздел может быть совмещен с региональными сборниками, в данном случае Spotlight on Khimki, все это дает возможность в рамках дополнительного образования не только систематизировать все виды речевой деятельности и привить интерес учащимся к изучению английского языка, но и создать ситуации успеха.
Учебник снабжён грамматическим справочником и англо-русским словарем.
Таким образом, УМК «Мой выбор – английский» для 5 класса может быть использован для дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях для систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе.