Работа педагога английского языка в начальных классах в рамках развития читательской грамотности обучающихся по УМК «Английский в фокусе» и «Сферы»
Автор: Анастасия ПОКИДОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 2 марта 2020В настоящее время мы повсюду слышим о развитии креативного мышления, математической, финансовой, естественнонаучной и читательской грамотности. Все это является важным аспектом при участии в PISA, международном исследовании для 15-летних школьников.
Но кто же такой грамотный читатель? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было так назвать?
Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна, учитель высшей категории, эксперт ОГЭ, методист по иностранным языкам Коломенского г.о. автор учебных пособий издательства «Просвещение»
Итак, начнем с определения. Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Значит, грамотный читатель умеет:
— находить доступ к информации,
— извлекать ее,
— формировать общее понимание текста,
— размышлять о содержании и форме текстового сообщения,
— оценивать его.
Мы, как педагоги иностранных языков, активно работаем над формированием вышеизложенных умений у наших обучающихся, причем начиная уже со 2 класса.
Давайте посмотрим, какими инструментами для выполнения этой задачи нас обеспечивают УМК по английскому языку издательства «Просвещение» – «Английский в фокусе» и «Сферы».
Основную задачу именно во 2 классе составляет формирование технических навыков чтения на английском языке:
- ученики должны овладеть буквами алфавита,
- усвоить звуко-буквенные соответствия,
- уметь читать вслух слова, фразы и тексты с правильным делением на смысловые группы.
Авторы рассматриваемых УМК предлагают несколько разные подходы к введению алфавита.
УМК «Английский в фокусе» работает с алфавитом в следующей последовательности – звук – слово – картинка. То, что буквы «вписаны» в картинки, помогает детишкам их быстрее запомнить. Алфавит в УМК фонетический, что позволяет малышам запомнить именно звуки, передаваемые буквами, и усвоить слова, в которых есть этот звук, постепенно переходя к чтению. Соответственно, дети запоминают сначала звучание слова и визуальную опору, причем акцент на названии буквы мы не делаем, изучаем звуки, передаваемые ей.
УМК «Сферы» предлагает более «близкий» нам метод, в рамках которого работа идет по следующему алгоритму: буква + звук – слово.
Хочется отметить, что буквы алфавита даются не последовательно, а так, чтобы учащиеся имели возможность отработать чтение гласных, вводя коммуникативно-значимые лексические единицы. Обучающиеся, таким образом, не только учат буквы, звуки, но и сразу начинают читать элементраные фразы и предложения, выходя на коммуникацию.
Возьмем для примера букву Aa. Уже на 7 странице УМК дети узнают, что читаться эта буква может по-разному, посредством сказки малыши погружаются в правила чтения, познавая открытый и закрытый типы слога. На 9 странице УМК мы вводим согласную Mm, учимся читать такие слова как name, man. На следующем уроке – буква Nn. Соответственно, слов для чтения становится все больше и больше, дети читают уже первые предложения.
Алфавит в привычном нам понимании дается лишь в апреле, в 8 цикле, когда дети уже читают, строят элементарные диалоги и монологи, выполняют письменные проекты по образцу. Это еще раз опровергает необходимость знания порядка букв в алфавите для успешного овладения всеми видами речевой деятельности.
Оба УМК дают возможность освоения базовых буквосочетаний:
На протяжении всего процесса работы с алфавитом дети знакомятся с новыми коммуникативно-значимыми лексическими единицами, постепенно переходя от чтения слов к чтению фраз, предложений и небольших текстов.
Здесь вступает в силу принцип обучения «глобальному» чтению. Работая в рамках данного метода, дети воспринимают информацию одновременно в нескольких модальностях, т.е. зрительно, на слух и тактильно. Это помогает учащимся с разным типом восприятия информации использовать свои индивидуальные особенности для усвоения материала и развития необходимого навыка.
Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.
Как же мы вводим лексику?
- Предъявляем сначала устную форму слова, затем – письменную
- Слово предъявляем вместе с картинкой
- Визуальную опору постепенно убираем
- Отрабатываем в игровой форме
При чтении, естественно, дети встречают неизвестные слова, но задача состоит именно в формировании и развитии «языковой догадки», просмотрового и поискового чтения с опорой на известные единицы.
ФГОС НОО говорит о том, что учащиеся 4 класса должны:
— читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале
— читать про себя и понимать основное содержание текста
— читать про себя и находить в тексте необходимую информацию.
Посмотрим, как это происходит в обоих УМК.
Поисковое и просмотровое чтение основываются именно на знании определенных (не всех имеющихся в тексте) лексических единиц. Если ребенку необходимо, на первом этапе, соотнести картинки и слова/фразы, он это может сделать, даже не зная всего списка лексики. Затем, для заполнения информации, к примеру, о животном, совсем не обязательно читать и переводить весь текст (от пословного перевода нужно уходить, чем быстрее, тем лучше, так как дидактический потенциал этого задания для современных детей минимален), учащийся просматривает текст, опираясь на знакомые слова, и быстро выполняет задание! Тем самым создается ситуация успеха, благотворно влияющая на повышение мотивации и интереса к изучению языка.
Очень нестандартное задание на развитие навыков чтения имеется в УМК «Сферы». Ребенок видит 4 предложения, но всего лишь 2 картинки.
Для выполнения задания на первом этапе нужно сделать акцент на эту зрительную опору – мячик и кролик. И читаем уже необходимые предложения № 1 и № 4. Это можно сделать в виде игры – «Кто быстрее назовет номера предложений, описывающих картинки». Азарт и желание выиграть являются чудесными средствами мотивирования обучающихся! Для творческих детей можно предложить задание – нарисовать иллюстрации к предложениям № 2 и № 3.
Вот так, постепенно работая над изучением английского языка в начальных классах, мы готовим детей к жизни, помогая им стать грамотными читателями, способными искать информацию, понимать основное содержание, избегать словарей там, где непонимание слова не влияет на общий контекст.