«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЯГКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ УМК СЕРИИ «СФЕРЫ»)

Пятница 24 апреля 2020


В статье рассматриваются вопросы формирования и развития soft skills / мягких навыков. Анализируется Примерная основная образовательная программа ООО с точки зрения нацеленности на формирование soft skills / мягких навыков. Приводятся примеры формирования мягких навыков на уроках английского языка с использованием УМК серии «Сферы» (авторы Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю. и др.). Даются рекомендации по развитию мягких навыков, в том числе в рамках реализации проектной работы.

 

 

Автор: Цыбанёва Валентина Александровна
Доцент центра филологического образования ГАУ ДПО «ВГАПО»

 

 

 

 

Социологические исследования десятилетиями доказывают, что для работодателей важны не только профессиональные навыки, но и дополнительные знания и умения, которые невозможно получить в школе, институте или университете: креативность, ответственность, учтивость и многие другие. Их называют «мягкими навыками» – soft skills. Посмотрим на нормативно-правовую базу системы образования с точки зрения отражения в ней информации по «мягким навыкам».

В соответствии с образовательными результатами основной образовательной программы ФГОС ООО, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и  целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых  социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [1].

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают освоенные обучающимися «межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), использование в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» [1].

Они должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, так в УМК серии «Сферы» (авторы Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю. и др.) это отражено в следующих заданиях:

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, что мы можем наблюдать в процессе обучения грамматике:

 

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, примером может служить обучение диалоговому общению:

 

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации, это можно наблюдать в текстах УМК серии «Сферы»:

 

Все вышесказанное мы взяли из ПООП ООО и посмотрели, как это реализуется в современных УМК по английскому языку. Однако, в отношении мягких навыков необходимо заметить, что исследованием проблем «мягких» навыков в разное время занимались разные ученые и в настоящее время существует множество разных классификаций мягких навыков, которые можно разделить по четырем основным направлениям:
1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими.

2. Навыки self-менеджмента (самоуправления): помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.
3. Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными.
4. Управленческие навыки, которые требуются людям на этапе, когда они становятся руководителями любых бизнес-процессов и предпринимателями.

Рассмотрим soft skills / мягкие навыки обучающихся применительно к предмету «Английский язык» и определим следующие:
• умение анализировать, синтезировать и оценивать материалы на английском языке;

 

• уважение к представителям других культур, умение работать в многокультурной среде;

 

• умение организовать своё время и самодисциплина, необходимые для самостоятельного совершенствования языка;
• умение сформировать свою точку зрения по той или иной проблеме и выразить ее по-английски;

• изучение материалов и решение задач, составленных на английском языке;
• готовность экспериментировать, желание решать новые коммуникативные задачи, связанные с изучением английского языка;
• умение ориентироваться в англоязычном цифровом контенте и использовать программное обеспечение с английским интерфейсом.
Для развития soft skills / «мягких навыков» существуют общие правила:
• Брать пример с тех, у кого хорошо развиты мягкие навыки.
• Развивать умение находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, т.е. гибкость, спокойствие, умение находить компромиссы.
• Заниматься хобби и творческими занятиями, а также спортом.
• Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.
• Развивать логического мышления.
Таким образом, мы видим, что в нормативных документах есть мягкие умения, которые мы можем развивать. Особенно это можно успешно делать в рамках проектной работы в команде, которая позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает возможность прожить реальную работу в коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).

В современных тенденциях уровень развития soft skills / мягкие навыки имеет преимущественное значение, чем узкие технические (технологические) навыки hard skills / твердые навыки. Профессиональные навыки важны, но те личностные качества, которые позволяют нам быть дисциплинированным, ответственным, лидером, иметь стратегическое и многозадачное мышление, инициативность, организационные навыки и многое другое, именно эти качества помогут обучающимся добиться наиболее эффективных результатов в учебном процессе и дальнейшей работе. Если мы, как педагоги, будем развивать в детях soft skills / мягкие навыки, то им будет легче общаться, учиться, существовать в обществе.

Список используемой литературы:
1. Примерная основной образовательной программы ФГОС ООО, www.fgosreestr.ru
2. Учебно-методический комплекс по английскому языку серии «Сферы». Английский язык. 5-11 классы. А. А. Алексеев, Е. Ю. Смирнова и др. М.: Просвещение, 2019-2020

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.