МЦКО – СИЛА В РЕЗУЛЬТАТЕ…
Автор: Ирина РЯБОВИЧЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 22 июня 2020
На сегодняшний день московское образование ставит перед учителями и их воспитанниками ряд современных актуальных задач, результаты которых и являются отражением каждодневной кропотливой работы. Самым прогрессивным течением в этом направлении, конечно же, становится объективность системы оценивания качества образования. Уже на уровне актуализации знаний, диагностика становится одной из важнейших составляющих учебного процесса.
Автор: Рябовичева Ирина Александровна
Место работы: ГБОУ Школа 2006
Должность: учитель английского языка
С каждым годом инновационное движение Московского Центра Качества Образования приобретает все новые функциональные направления. Так, начиная с идеи мониторинга и контроля образовательных достижений учащегося, на сегодняшний день данное направление выходит на совершенно новую систему оценивания качества образования уже в региональных масштабах. А самое главное, что на любой выбранной параллели мониторинга, неизменным остается объективное оценивание, что возможно только при наличии сторонней организации, представители которой владеют необходимыми знаниями и компетенциями.
Не для кого не секрет, что обучение иностранному языку — это многозадачный процесс, который охватывает не только все аспекты восприятия, обработки и усвоения полученной информации, но и базу метапредметных знаний. Для педагогов нашей школы ГБОУ Школы 2006 такие современные образовательные ориентиры давно стали привычными и кафедра иностранных языков, наряду с другими кафедрами, активно участвует в программах МЦКО. Соглашаясь выйти на такого рода открытую площадку, директор ГБОУ Школа 2006 Илюхина В.А. однозначно уверена, что наша команда осознает всю степень ответственности, прозрачность проведения и оценивания, сроки и многократность выполнения срезовых диагностик в течение года и, конечно же, высокий уровень результативности мониторинга со стороны наших учащихся. Все вышеперечисленные образовательные обязательства заведомо допускают, а точнее пропускают ‘в класс’ только грамотного, современного учителя, владеющего не только блестящими знаниями, современными методиками обучения, но и понимающего глобализацию образования по принципу спирали: от успеха школ – к успеху регионов, в последствие выходящего на уровень страны.
Работа в данном диагностическом поле является вполне естественным отражением поставленных современных педагогических задач. Формат предъявления задания напрямую коррелируется с общепризнанным форматом контрольных срезов ОГЭ и ЕГЭ. Сопроводительная спецификация к каждой диагностической работе подробно отражает назначение работы, документы, определяющие содержание и характеристику работы, условия, время и содержание работы, а также систему оценивания работы. Другими словами, учителю всегда предлагается заблаговременно ознакомиться со спецификацией, кодификтором и демоверсией. Неоднократно проведенные в нашей школе выездные мастер-классы кураторами из МЦКО наглядно показывают объективность оценивания работ, помогают сориентироваться в переводе баллов на привычную пятибалльную шкалу. А прилагаемый после написания учащимися работы график рейтинга школы относительно города по итогам результативности, дает четкую картину выбранной школой тактики обучения. Так, наша школа уже который год показывает высокий процент выполнения работ, процент выполнения выше среднегородского, что не может не радовать, ведь участие в данной программе является для нашей школы приоритетным и стратегически важным.
Разделы заданий, предлагаемые в работе, общеприняты и различаются лишь по сложности насыщения для лингвистических/не лингвистический классов. Безусловно для нас важна не только методика работы, но и база, на которой можно построить необходимую нам результативность. Здесь в безоговорочном предпочтении и безусловном доверии УМК Starlight для ‘языковых’ классов и линейка УМК Spotlight для не лингвистических классов издательства «Просвещение». Данный выбор УМК находит отражение в высокой результативности выполнения различных срезовых работ, в частности, диагностических работ, предлагаемых МЦКО. Лексический и грамматический охват материала, представленный в данных УМК, способствует практически полному покрытию материала, выходящего на срезовый контроль. Кроме этого, содержание диагностической работы, как правило, учитывает заявленный УМК, что делает выбор участия во внешней диагностике вполне взвешанным. Для нашей школы это отличное пополнение портфолио.
Данная работа по иностранному языку состоит из 3 основных разделов: Раздел аудирования, раздел чтения, раздел грамматики и лексики. Разберем каждый раздел подробнее.
Раздел АУДИРОВАНИЕ. Сопроводительная спецификация указывает, что учащийся должен воспринимать на слух и понимать запрашиваемую информацию в учебных и несложных аутентичных текстах. Задание состоит из четырех пунктов.
Раздел ЧТЕНИЕ. Сопроводительная спецификация указывает, что учащийся должен понимать запрашиваемую информацию в прочитанном тексте, содержащем несколько незнакомых слов, не влияющих на понимание запрашиваемой информации. Задание состоит из 3 пунктов.
Раздел ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА. Сопроводительная спецификация указывает, что учащийся должен употреблять необходимую морфологическую форму слова в коммуникативно-значимом контексте. Также для мониторинга предлагаются задания на употребление предлогов и союзов. Говоря о грамматическом аспекте, стоит отметить, что для прохождения мониторинга учащемуся необходимо распознавание и употребление различных коммуникативных типов предложений в грамматических временах, соответствующих той или иной возрастной группе. Также на диагностику выходит проверка навыка словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.
На сегодняшний день учащиеся нашей школы выполняют данную диагностику не только на бумажной основе, но и успешно справляются с измерительными материалами в электронном виде. Нам видится, что использование современных технологий не только автоматизирует процесс, но и позволяет учащемуся в режиме реального времени незамедлительно увидеть свой результат. Так, наши учащиеся выходя из аудитории проведения работы, уже знают свой результат. Таким образом, данный подход к оцениванию как нельзя лучше показывает всю интерактивность диагностики.
В заключении хотелось бы сказать, что несмотря на кажущуюся сложность и ответственность участия на данной открытой образовательной площадке, необходимо оценить весь результативный спектр данной диагностики, ведь охват прослеживается на всех параллелях взаимодействия: учитель / ученик, учитель / родитель, учитель / администрация, родитель/ администрация. Самое главное это то, что при данном подходе всегда легко выявить малейшие ‘ямки’ на нашей с вами длинной дороге знаний. Всем успехов!