РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ УМК OPTIONS)
Автор: Валентина ЦЫБАНЁВА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА Среда 27 мая 2020В статье рассматриваются вопросы методического сопровождения индивидуального проекта в рамках реализации ФГОС СОО. Определяются навыки и умения, необходимые для осуществления самостоятельной проектной деятельности, а также межпредметные связи, способствующие реализации индивидуального проекта. В исследовании описываются условия для развития личности обучающегося, направленные на формирование компетентностей в области приобретения знаний из различных источников, обработки информации для предоставления её в различных видах и других. На основе классификации методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности описываются методические рекомендации для профессионально-педагогического сообщества. Приводятся примеры из УМК OPTIONS, демонстрирующие задания, необходимые для формирования умений проектной деятельности.
Автор: Цыбанёва Валентина Александровна
Доцент центра филологического образования ГАУ ДПО «ВГАПО»
Актуальность данной статьи обусловлена введением обязательного предмета “Индивидуальный проект” согласно ФГОС СОО, а также основной целью работы учителя иностранных языков в рамках реализации нормативно-правового документа, которая заключается в создании комплексной системы выявления, развития и сопровождения совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на старшем этапе обучения в рамках внедрения ФГОС СОО путем активного привлечениях их к проектной деятельности на иностранных языках, что приводит к повышению качества обучения иностранному языку, созданию условий для полноценного и разностороннего личностного становления и развития обучающихся, с учетом индивидуальных интересов, мотивов и способностей.
Согласно ФГОС СОО предмет «Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика.
Так, рассматривая возможности УМК OPTIONS, можно привести в качестве примеров задания из раздела CLIL Time, которые содержат материал из других предметов. Например, это может быть предмет «Биология»:
Также, тексты могут быть по предмету Музыка и отражать целый блок данного направления.
Учебный предмет «Индивидуальный проект» входит в образовательную область «Технология», с целью обучения технологии проектной деятельности в школе в соответствии с фундаментальным ядром образования является формирование субъект-субъектного характера взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимо определить цели предмета согласно Примерной Программы:
— удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
— развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
— развитие навыков самообразования и самопроектирования;
— углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
— совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
В рамках работы над индивидуальным проектом создаются условия для развития личности обучающегося, способной:
— адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
— проявлять социальную ответственность;
— самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
— конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
— генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Более того, в процессе проведения исследования, у обучающихся формируются следующие компетентности:
— в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа сверстника и т.д.;
— в области обработки информации для предоставления её в различных видах;
— в сфере распространения знаний среди сверстников.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
— словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом);
— наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
— практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
— логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
— проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод); Считаем важным привести пример из УМК OPTIONS, демонстрирующий прием «мозговой штурм», который как правила используется в начале работы над проектом:
— методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с Интернет, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).
В качестве методических рекомендаций для профессионально-педагогического сообщества можно предложить механизмы организации индивидуальной проектной деятельности старшеклассников, которые содержат описание (с учетом целей повышения эффективности процессов совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся средствами осуществления индивидуальной проектной деятельности), а именно:
1) требований к индивидуальному проекту;
2) научно-методического обеспечения и поддержки деятельности педагогов, работающих в старшей школе, и являющихся тьюторами по проектной деятельности обучающихся 10-11 классов;
3) учебного инструментария и подходов, необходимых для совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции;
4) системы взаимодействия педагогов, преподающими иностранные языки в старшей школе с вузами, научными организациями.
Работа над индивидуальными проектами начинается с 10 класса и носит непрерывный характер вплоть до защиты результатов проектной деятельности в конце 11-го класса. Таким образом, на протяжении двух лет происходит интеграция разных форм организации и реализации проектной деятельности старшеклассников, способствующей формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и всех ее составляющих.
В процессе работы над индивидуальным проектом обучающиеся имеют возможность представить промежуточные результаты работы над исследовательским проектом на конференциях и конкурсах различного уровня, а необходимые навыки и умения для этого формируется на протяжение всего процесса изучения иностранного языка.
Список литературы
- Баженова И. И. Индивидуальный проект как актуальное требование к результатам образования учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 425-428.
- Сысоев П.В. Самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 4. – С. 14–20.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413.