«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЦЕННОСТНЫЕ ДОМИНАНТЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ПРОФПЕРЕПОДГОТОВКИ НЕСПЕЦИАЛИСТОВ В НОВОСИБИРСКЕ И НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Четверг 28 мая 2020

Поводом к написанию небольшого опуса на предложенную тему послужила глобальная экстраординарная ситуация – тотальная самоизоляция. Нельзя сказать, что наша кафедра не работала в дистанте последние 10 лет — работала и достаточно успешно на аудиторию почти 3000 учителей английского, немецкого, французского. Плюс почти 1000 слушателей программ профессиональной подготовки (в рамках филиала МПГУ) и профпереподготовки неспециалистов. Только за 4 месяца этого прошли подготовку в режиме  дистантного обучения 250 чел., учителя города и районных центров с помощью simplebackoffice.com. Сотрудники кафедры (Шубкина Т.Н., Мишутина О.В., Федунова Е.А., Буланкина Н.Е.) знакомы с разными платформами гармоничного взаимодействия с коллегами, школьными учителями, так как мы постоянно сотрудничали и с зарубежными, и с отечественными издательствами, которые всегда предоставляли такую возможность- возможность расширения границ взаимодействия.

 

 

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна
Место работы: НИПКиПРО
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования, доктор филос. наук, профессор

 

 

 

 

Можно ли считать такую работу для нас инновационной? Вне всякого сомнения. Тематика меняется, а также содержательная технологичность. В этом году кафедра представила 10 программ для повышения квалификации и программу переподготовки В рамках программы Реализация ФГОС ООО и СОО: эффективные приемы подготовки к ЕГЭ-2022 в контексте новых образовательных ценностей, на которой работают профессионалы — Буланкина Надежда Ефимовна, Мишутина Ольга Валерьевна, Шубкина Татьяна Николаевна —  предполагается решение проблемы обучения современных школьников иностранным языкам в свете ФГОС ООО и СОО.

Каждая программа начинается так:

ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ОЗНАКОМЬТЕСЬ С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ:

Программа курсов нацелена на создание педагогам условий для анализа своего опыта в свете реализации ФГОС, внесения корректировки в организацию обучения и воспитания школьников и совершенствования своих профессиональных компетенций. Рассмотрены вопросы воспитания и обучения школьников с девиантным поведением. Слушатели осознают роль вербальной и невербальной коммуникации в школьном образовании в ходе реализации требований ФГОС ООО и СОО, совершенствуют профессиональный дискурс, овладеют приемами конструирования коммуникативного пространства урока и внеурочной деятельности, знакомятся и апробируют коммуникативные стратегии во взаимодействии с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, и их родителями, знакомятся с психологическими механизмами, оптимизирующими педагогическое взаимодействие. Педагоги получают также возможность обменяться опытом и получить консультации по интересующим проблемам и обсудить стратегии подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ в аспекте формирования произносительных, лексико-грамматических навыков.

Проведению дистантных курсов предшествует огромная работа по наполнению контента – идет определение проблемного контекста, обновляется ресурс, готовится материал для вебинаров, сотрудники составляют актуальные методические рекомендации, обращаются за методическими советами в родное издательство о возможности проведения совместных вебинаров с авторами новых УМК, создается банк тестовых заданий по иностранным языкам в целях повышения лингвистической и экстралингвистической  компетенций.

Дистанционный контент дополнительных профессиональных программ – это уникальная возможность для всех участников проверить и переосмыслить многие проблемы, связанные с профессионализмом и мастерством всех участников образовательного процесса. На кафедре в течение 25 лет накоплен огромный авторский ресурс – почти 50 учебно-методических пособий по проблемам коммуникации, лингвистики и лингводидактики, по вопросам содержательной технологичности иноязычного образования, по ценностными аспектам и культуротворческому потенциалу гуманитарного знания и образования. Наряду с этим учителям предоставляется возможность принять участие в вебинарах кафедры, а также вебинарах, предлагаемых издательствами. В каждой программе ежедневно обновляется и этот ресурс.

Программа на тему Ключевые аспекты эффективного обучения иностранному языку в современной школе: формирование фонетических, лексико-грамматических навыков в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью становится одной из ведущих не только для учащихся, но и для учителя. Выполнение тестовых заданий по аспектам языка и корпус тренажеров, предоставленных издательством Просвещение к УМК СФЕРЫ, становятся для нас прекрасным ресурсом.

В отзывах учителей мы также находим поддержку. Отзывы слушателей курсов  «Ключевые аспекты эффективного обучения иностранному языку в современной школе: формирование фонетических, лексико-грамматических навыков в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью» без купюр.

  • «Представленная информация в личном кабинете была информационной, полной, качественной. Благодарю за предоставленные материалы (Садчикова Н.А., МКОУ — Ордынская СОШ №3)
  • Методически грамотно организовано итоговое тестирование.

Материалы курса применимы при работе с группами любого возраста.

Очень понравился модуль “Профилактика деструктивных форм поведения” – сейчас это актуально.

(Комлягина О.Ю., МКОУ — Петровская СОШ)

  • Представленные материалы в личном кабинете очень интересные и полезные, их можно использовать в своей работе  при обучении  учащихся разным видам речевой  деятельности. Много лексических упражнений, фонетических, заданий по развитию навыков письменной речи, интересные идиомы о книгах, задания к диалогам и текстам. Большое спасибо!

(Ивлева Н.А., МКОУ — Берёзовская  СОШ)

  • Курсы для учителей английского языка, прошедшие в марте, оказались очень эффективными.

Для себя я скачала все материалы, которые были предложены. Изучая и подбирая нужные мне задания, использую их как для уроков в школе, так и для самообразования. Отдельное спасибо за полезные ссылки, которые ценны тем, что они предоставляют богатый выбор материала для изучения и преподавания английского языка.

Что касается тестов – они были разноуровневые, порой мне приходилось обращаться к дополнительной литературе и словарям. Но участвовать в этом процессе было увлекательно. В том числе может быть еще и потому, что предлагались интересные варианты ответов и виден был результат тестов, что подталкивало меня к «соревнованию» самой с собой. Это также сыграло огромную роль в обучении.

Спасибо Вам!!!

(Толмачёва Р.П., МКОУ — Кирзинская  СОШ)

  • Мне, как начинающему учителю английского языка, была очень полезна и содержательна информация по курсам. Материал применяю, использую, материала, на мой взгляд, много. Материал сконцентрирован и упорядочен, что позволяет сэкономить время. Очень радует, что уделилось внимание выявлению и корректировке девиантного поведения. Я очень довольна всеми предоставленными материалами. Спасибо огромное!

(Зайцева Н.А., МКОУ — Козихинская  СОШ)

  • Материал совершенно нормально открывала через телефон, все очень удобно и всегда под рукой! Хорошо, что тестирование можно было проходить сколько угодно раз, за это время материал лучше усваивается. Тестирование онлайн на сайте по английскому языку, на мой взгляд, было достаточно простым. А финальный тест был уже сложнее, надеюсь, там не было слишком много ошибок!? Спасибо огромное!

(Воропаева Я.С., МКОУ – Пролетарская  СОШ)

  • Хотела поблагодарить за материалы, предоставленные в личном кабинете на курсах «Ключевые аспекты эффективного обучения иностранному языку в современной школе: формирование фонетических, лексико-грамматических навыков в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью». Считаю, что они непременно дополнят мою работу с учениками, так как я нашла их очень удобными, познавательными и вызывающими интерес.

(Носикова  Е.В., МКОУ – ОСОШ №1)

  • Хочется выразить огромную благодарность разработчикам данной программы повышения квалификации учителей английского языка. Тема актуальна во все времена и много новизны для преподавания английского языка в современной школе. Весь материал по курсу представлен в доступном формате. По прохождению теоретической части курса, нашла ответы на вопросы, возникающие в процессе моей практической деятельности. Методическая подборка дидактического материала, способствующая развитию навыков всех видов речевой деятельности, применима на всех этапах обучения. Впервые прохожу курсы дистанционно и были переживания по этому поводу, но доступная и полезная информация для самостоятельного изучения материала, развеяла все мои страхи. С уверенностью могу сказать, что время, проведенное в он-лайн обучении, я провела с пользой для моего дальнейшего преподавания английского языка.

(Савицкая Н.А., МКОУ – Филипповская  СОШ)

  • Огромное спасибо за курс! Подача материала интересная, живая, не тяжелая и понятная. Мне как классному руководителю была очень полезна информация курса «Профилактика деструктивных форм девиантного поведения обучающихся». Как предметнику и практику, мне понравился структурированный, разноуровневый материал курса «Ключевые аспекты эффективного обучения иностранному языку в современной школе: формирование фонетических, лексико-грамматических навыков в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью». При огромной загрузке на работе, когда сложно выделить время на самообразование, этот курс был для меня отличным решением. Хочу сказать, что у курса очень обширный охват познавательного материала. Уверена, что приобретенные знания найдут место в моей работе!

(Перевалова О.А., МКОУ – Ордынская СОШ №2)

  • Курс «Ключевые аспекты эффективного обучения иностранному языку в современной школе: формирование фонетических, лексико-грамматических навыков в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью» представляет для меня большой практический интерес. Наибольший интерес представил такой раздел курса как «Преподавание иностранного языка в аспекте новых образовательных ценностей». Был приведен широкий спектр материалов, которые можно использовать в своей педагогической деятельности. Благодарю, что мотивировали меня проанализировать свою работу, стало понятно, над чем нужно работать и что изменить в себе и своей профессиональной деятельности. Спасибо за курсы, представленный материал, который поможет при проектировании уроков.

(Сидорова А.Н., МКОУ – Ордынская СОШ №2)

  • «Преподавание иностранного языка в аспекте новых образовательных ценностей» (автор Н.Е.Буланкина)   была полезна в плане информации, которая относится непосредственно к процессу обучения. Обращаться к этой книге, уверена, буду и в дальнейшем для поиска на некоторые вопросы, возникающие в процессе обучения иностранному языку. Понравилось то, что после каждой темы автор обращал мое внимание на основные моменты через вопросы, на которые я  должна была ответить.  Материал по смысловому чтению интересно было почитать, так как проблема  осмысленного чтения стоит и в нашей школе. И на методических объединениях мы обсуждаем этот вопрос, и в моем самообразовании этот вопрос стоит  на первом месте.

(Копылова А.А., МКОУ – Усть-Луковская СОШ).

  • В личном кабинете для прохождения курсов, предложенных кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО, помимо заданий общеметодологической направленности были предложены варианты упражнений для работы с учащимися в процессе обучения.

Одни из них — это задания, направленные на развитие навыков аудирования: произносительных навыков Phonetics, особенности ударения в английской лексике Word Stress tasks, а также подкасты со скриптами и детально проработанными упражнениями к ним. Этот комплекс упражнений предусмотрен в 3-х уровнях. Соответственно и разнообразие тематик упражнений и подкастов варьировалось: тренировка навыков чтения сложной лексики, лексики с непроизносимыми гласными и согласными, подкасты Plastic money, Creature comforts, A garden bench. Кроме этого, были предусмотрены записи сообщений неформального и формального стиля.

Также предложены задания, направленные на развитие навыков говорения. Тематика и формат заданий разнообразны: идиомы, задания формата «Мозговой штурм» (по темам Home life and family life, Hobbies and interests, Travelling, Things I like to do, etc.), все они сопровождались наглядностью, т.е. уже готовый материал для работы на уроке. Также предусмотрена работа с монологом (Are you a learner of the future?), диалогом (At the train station) и текстом (Mobile phones, Food for good mood, Population, Great Walls, Escape from the canyon) с подобранными упражнениями к ним. Как и в предыдущих заданиях, данные упражнения были предложены в 3-х уровнях. При этом задания продвинутого уровня предусматривали тщательную работу с лексикой (Advanced Matching – Weather, Word definition), диалогами с аудиосопровождением (Big deal, Resilience — BBC) и текстами (Chocolate, Earth Hour, Food for free).

Стоит отметить тот факт, что помимо вышеупомянутых заданий, учителю предлагаются задания по тренировке грамматики и письма с подобным распределением по 3-м уровням сложности. Эти задания предусматривают работу с английским словосочетанием и предложением (prepositions, as..as, sentence correction, editing sentence), тренировку навыков написания рецепта (a recipe writing), обзора (website review), письма (editing a letter) и эссе (online communication). Такая градация заданий дает прекрасную возможность работать с учащимися с разным уровнем подготовки.

Хочется выразить огромную благодарность за тщательно подобранные, интересные задания.

(Киоссе Е.Б., МКОУ-ОСОШ №1)

  • Я пришла на курсы по английскому языку с целью узнать что-то новое и интересное. Благодаря Буланкиной Н.Е. и целой команде преподавателей мне удалось удовлетворить свои интересы. Было представлено много теоретической и практической информации. Все выполненные задания очень помогли проверить уровень моих знаний. Очень понравилось, что подобранный Надеждой Ефимовной материал будет очень полезен мне на собственных уроках. В результате прохождения курсов я узнала не только методику обучения английскому языку, но ещё очень много интересного о том, как сделать обучение эффективным. А прохождение модуля «Профилактика деструктивных форм девиантного поведения обучающихся» позволил мне посмотреть на процесс обучения и воспитания с другой стороны. Весь курс в целом помог расширить свои знания. Спасибо огромное преподавателям за предоставленную возможность.

(Гаврильчева И.А., МКОУ-Верх-Ирменская СОШ)

  • Отличные курсы! Открыла для себя много нового в представленной теме «Профилактика деструктивных форм девиантного поведения обучающихся». Для меня это очень интересная и познавательная тема. Актуальная на сегодняшний день, позволяющая сразу узнавать нестандартное поведение учащихся и вовремя отреагировать на все его проявления. Во второй части были представлены тренажеры для развития фонетических и лексико-грамматических навыков обучающихся. Я скачала все тренажеры себе, и обязательно буду использовать их при работе с учениками. Огромное спасибо организаторам за предоставленный материал!

(Маркеева Н.Б., МКОУ — Ордынская СОШ №3)

В заключение хочется отметить перспективность такой работы и для сотрудников кафедры, и для учителей с точки зрения обновления содержательной технологичности программ. С  учетом результатов проведенных мероприятий и отзывов на курсы, надеемся, что такого рода деятельность, несомненно, останется востребованной из-за оперативности получаемой информации о содержательности  программ,  о возможности внесения дополнительных дидактических материалов для изучения, для получения обратной связи. Полученный опыт позволит обновить он–лайн программы за счет будущих он-лайн уроков участников наших программ этого года.

 

Такого рода деятельность учителя-профессионала становится важным фактором повышения значимости образования через всю жизнь, о чем говорит руководитель учителей иностранного языка, ведущий специалист и методист Ордынского района, учитель английского языка высшей категории, Елена Германовна Гридчина: Материалы курсов «Ключевые аспекты эффективного обучения иностранному языку в современной школе: формирование фонетических, лексико-грамматических навыков в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью» многоаспектны: с одной стороны, они направлены на самостоятельную работу учителя по повышению уровня владения иностранным языком и структурированы от простого к сложному, что даёт возможность учителю проработать свои собственные пробелы в знаниях на каждом уровне и последовательно переходить от уровня к уровню или, сразу перейти на более высокий уровень при условии, что материалы предыдущего уровня не представляют для него сложности. И это очень важно, потому что учителя работают в разных образовательных учреждениях (начальные общеобразовательные школы, основные  общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы) и имеют разный уровень подготовки. С другой стороны, предложенные материалы учитель в дальнейшем может использовать в практической деятельности на уроках с учащимися для формирования языковых навыков и коммуникативных умений. Тестирование в ходе курсовой  подготовки мотивировало на результат, так как слушатели имели возможность поработать над своими ошибками и впоследствии продемонстрировать при повторном, на более сложном уровне, тестировании  результат этой работы. Актуальные аспекты преподавания иностранных языков в свете культурологического и коммуникативного подходов, вопросы проектирования инновационного образовательного пространства на уроках современного типа полно и доступно представлены в работе Н.Е. Буланкиной «Преподавание иностранного языка в аспекте новых образовательных ценностей», что, безусловно, способствовало повышению уровня профессиональных знаний (методист Ордынского МЦ Гридчина Е.Г.)

 

Сотрудничество с Центром лингвистического образования АО Издательства «Просвещение»

  1. Региональное методическое приложение к журналу «Просвещение. Иностранные языки» «Обучаем иностранному языку; из опыта учителя Новосибирской области»
  2. Обучающие материалы Spotlight on Novosibirsk Region

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.