СОВРЕМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТАКИМ, КАК РАНЬШЕ, ОСОБЕННО НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, ВЕДЬ ОН ОТКРЫВАЕТ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ!
Автор: Лусинэ ДЖАНГИРЯН | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Пятница 29 мая 2020
Лусинэ Юрьевна Джангирян ̶ не просто учитель английского языка из города Ачинск. Для своих учеников она проводник в мультикультурный мир, в котором дети общаются со своими сверстниками из разных уголков планеты с помощью различных платформ и участия в международных проектах. Идея такого метода обучения пришла к Лусинэ Юрьевне в МБОУ «СШ № 18», попавшем в сотню лучших школ по итогам IV Всероссийского образовательного форума «Школа будущего»: «Проблемы и перспективы развития современного образования в России» и оценки независимого общественного совета конкурса «100 лучших школ России». На такой сложный эксперимент её вдохновили сами ученики, для которых она хотела создать условия для практического применения английского языка.
Развитие этого необычного метода обучения сопровождалось многими трудностями, однако Лусинэ Юрьевна достигла больших результатов. В данный момент она входит в список 50 претендентов на всемирную премию “Global Teacher Prize-2020”, присуждаемую фондом “Varkey Foundation” в партнерстве с ЮНЕСКО. Победитель конкурса получит приз размером 1 000 000 долларов США. Лусинэ Джангирян была отобрана из более чем 12 000 кандидатов и заявок более чем из 140 стран. Ждать результата придётся до 12 октября 2020 г., когда победитель будет объявлен на торжественной церемонии, которая пройдёт в Музее естествознания в Лондоне.
В случае победы Лусинэ Юрьевна планирует построить Детский научный клуб открытий и изобретений для интеллектуального развития и вовлечения школьников в инженерные проекты. Она яркий пример того, как учитель может расширить представление учеников о мире даже в маленьком городке. Сейчас за Лусинэ болеет вся Россия!
Мы задали Лусинэ Юрьевне несколько вопросов, связанных с педагогической деятельностью и методами дистанционного обучения.
– Лусинэ Юрьевна, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к решению выбрать английский язык в качестве профессии.
– Добрый день! Английским увлекаюсь со школьной скамьи. Всегда воспринимала его именно как средство коммуникации с представителями других культур. На различных этапах жизни мечтала быть гидом, дипломатом, переводчиком, журналистом, но всегда в голове складывалась именно эта картинка ̶ общение с людьми: интервью, обмен идеями, социально значимая работа, эмоции и драйв! В студенческие годы стала подрабатывать частными уроками английского и поняла, что мне нравится передавать знания другим. Так увлеклась преподаванием, что к концу университетского обучения на факультете журналистики решила стать учителем. Придя в школу, даже не предполагала, что все мечты реализуются здесь, благодаря совместной работе с учениками.
– Когда Вы начали работать в школе?
– Работаю в школе с 2013 г. В 2017 г. я получила первую категорию, а в 2019 – высшую.
– У Вас богатый опыт участия в разных проектах и конкурсах. Расскажите, пожалуйста, немного о них.
– C 2015 г. являюсь волонтёром и членом Управляющего совета “Kidlink”. Руковожу международным проектом этой организации ̶ “Schools Around the World”, который объединяет школьников нашего города, других регионов России с их сверстниками из Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии. Проект способствует развитию основных компетенций учащихся, в том числе ценностно-смысловой, цифровой, социокультурной в соответствии с ЦУР ̶ целями устойчивого развития ООН, официально известных как «Преобразование нашего мира»: это 17 целей и 169 задач, которых все государства ̶ члены ООН согласились достичь к 2030 г. Имею многолетний опыт применения проектов (в том числе “STEM”), осуществляемых международными сообществами “PenPal Schools”, “Microsoft”, “Kidlink”, “National Geographic” по темам, соответствующим возрастным интересам и особенностям учащихся.
Также вхожу в творческую группу городского Клуба любителей английского языка на базе ГМО учителей английского языка города Ачинск. Цели клуба: развитие и усовершенствование разговорных навыков английского языка, профессиональное развитие педагогов, ознакомление с культурой и традициями англоговорящих стран, неформальное общение на английском языке.
– Как Вы распоряжаетесь теми знаниями и опытом, которые получаете?
– Регулярно принимаю участие в муниципальных, региональных, всероссийских, международных конференциях и вебинарах. В 2016 г. выступала на конференции «Готов ли мир к глобальному образованию?» в Рэдфордском университете, США. В 2017 г. моя статья была отобрана и опубликована на сайте Всероссийской конференции «Управленческая весна. Управление изменениями в образовании». В 2018 г. выступала в департаменте образования г. Тайбэй, Тайвань, с темой «Межкультурный диалог на уроке английского языка». В 2019 г. выступала в Москве на конференции «Цифровая трансформация в образовании» и Культурном центре при посольстве США вместе с создателями платформы “PenPal Schools”. Выступала в Красноярске на краевых и всероссийских конференциях по таким темам, как «Образовательные результаты и технологии в обучении английскому языку: что меняем в школе?», «Сетевое взаимодействие: результаты и перспективы», «Традиции и тенденции в обучении иностранному языку» и т. д.
– Было бы очень интересно узнать о том , как Вы организуете учебную деятельность. По каким УМК Вы работаете и в каких классах? Какие дополнительные платформы Вы используете в ходе внеурочной деятельности и какие возможности они Вам дают?
– Учимся мы в школе по разным УМК, в том числе по УМК “Starlight” и “Spotlight” издательства «Просвещение». В этих учебниках разработана эффективная система упражнений на развитие читательской грамотности, навыков говорения, аудирования и письма. Очень нравятся темы, подобранные в рамках интересов школьников: от любимых произведений и фильмов до жизни великих людей, открытий и изобретений, строения человеческого организма, традиций мира, страноведческого материала. Очень большое внимание уделяется темам защиты экологии, исчезающих видов животных, загрязнения воздуха и морских экосистем.
Я преподаю на всех ступенях обучения, но в этом году у меня нет занятий в начальных классах, потому что взяла на себя преподавание ещё и второго иностранного языка – французского. Международное общение внедряю начиная с начальной школы. Например, в 2017 г. учащиеся 2 класса были задействованы в проекте “Globe for Peace”, в рамках которого они вели обмен видеосообщениями со школьниками из США. В 2016 г. 3 класс участвовал в СТЕМ-проекте «Монстр» от “National Geographic”.
Внеурочную деятельность реализую через школьный клуб любителей английского языка “Yellow Submarine”. Мы общаемся со школьниками и учителями из разных уголков планеты, проводим скайп-встречи, учимся работать на различных платформах: “Skype in the Classroom”, “Flipgrid”, “PenPal Schools”, “Wakelet”, “Kahoot”, проводим творческую и интеллектуальную работу, изучаем традиции России и народов мира.
– Как Вы пришли к тому, чтобы ввести мультикультурную среду на уроке? С какими проблемами Вы столкнулись при реализации данной идеи?
– Ачинск ̶ небольшой городок, где практически никогда не бывают туристы. О реальном общении и использовании английского языка говорить не приходится. Позволить себе путешествия в другие страны могут далеко не все.
Первая проблема, с которой я столкнулась, – низкая мотивация у учащихся изучать английский язык. Стала искать пути решения, осознавая, что нужно создать ситуации реального общения. Начав международные проекты, столкнулась с ещё одной проблемой – неготовность ребят принимать иные культуры, и тогда появились мысли о создании на уроке мультикультурной среды, настоящей, а не формальной, которая прописана в рабочей программе учителя английского языка.
–Как реагировали сами ученики на такой подход? В каких условиях Вам приходилось работать?
–У них появились интерес и мотивация. Я продолжала, невзирая на трудности, в том числе с оборудованием и выходом в интернет. Начинала работать в кабинете со старенькой мебелью, несколькими постерами. Для проведения скайп-уроков и онлайн-проектов просила коллег поменяться кабинетами на урок-два. Но руки не опускала. Постепенно кабинет оборудовали, дали возможность развиваться. Это получилось во многом благодаря директору нашей школы, Ягодкиной Надежде Валентиновне, которая сразу увидела перспективу и положительные стороны.
–Как проходят Ваши уроки? С кем Вы встречаетесь в виртуальной среде, какие проекты реализовываете со своими учениками?
– Организовываю телемосты, используя методики сообщества педагогов “Microsoft”: «Загадочный Скайп», «Иностранный спикер», «Виртуальная экскурсия», где мои ученики имеют возможность общения в реальной аутентичной ситуации. Уже традицией стало проведение скайп-встреч с писателями, педагогами, экспертами в различных областях, где дети задают интересующие их вопросы, слушают истории из жизни наших виртуальных гостей. Такая деятельность формирует у учащихся учебно-познавательную, коммуникативную, социокультурную и ценностно-смысловую компетенции.
– Какие темы Вы используете для того, чтобы заинтересовать своих учеников в ходе обучения?
– Темы подбираю в рамках возрастных интересов, а также актуальные в современном мире, такие, как “Digital Literacy”, “Joining Forces for the Environment”, “Facts, Opinions and Fake News”, “World Migration”, “A world of Music”, “Fables, Folktales and Mythology”, “Flags of the World” и т. д. Проекты в рамках этих и других тем разработаны организацией “PenPal Schools”, которая объединяет школьников из 140 стран мира. Здесь мои ученики получают знания по учебной программе, а также дополнительно то, что хотят изучать. У них формируются навыки аудирования, чтения, письма, говорения, при этом на портале “PenPal Schools” в рамках проекта ребята имеют возможность вести переписку с зарубежными школьниками, преодолевая языковой барьер и развивая коммуникативные навыки. В каждом проекте есть критерии, по которым учителя оценивают работу учащихся, а также существует возможность приглашать родителей, которые не только могут видеть работу своих детей, но и вместе с ними изучать интересные темы.
– На Ваш взгляд, что ученики получают благодаря такому культурному взаимодействию? В чём ценность проектов для детей?
– Проект “Kidlink” «Школы мира», который я веду, ̶ это возможность познакомиться с культурой и традициями народов мира, жизнью школьников в других странах, получить ответы на вопросы об их интересах, увлечениях, достижениях, рассказать о своих; обсудить глобальные проблемы, такие, как глобальное потепление и загрязнение окружающей среды, межрасовое равноправие и поликультурное сообщество. Помимо этого, международное сотрудничество формирует культурное восприятие, что, в свою очередь, помогает учиться толерантности и взаимопониманию. У учеников появляется гордость за свою страну, и они учатся представлять её. Участие в проекте помогает окунуться в аутентичную атмосферу, преодолеть языковой барьер, развивать лексическую и грамматическую стороны речи, навыки аудирования и говорения. Благодаря этому проекту ученики и учителя школ России, Греции, Армении, Индии, США, Тайваня, Шри-Ланки, Колумбии, Дании, Боснии, Палестины, Замбии, Пакистана, Румынии и других стран приобрели много друзей по всему миру.
Таким образом, мне удаётся вовлекать в международные образовательные проекты не только своих учащихся, но и школьников различных регионов России и других стран. Ребята общаются путём обмена видеосообщениями на заданную тему, в том числе на образовательной платформе “Flipgrid”, организовываются скайп-встречи, переписки, обмены флагами, так называемые “Cultural Box Exchanges”. Такие проекты, как “Landmark Games”, “I Describe Myself and You Draw Me”, “Finish My Story”, “Doves for Peace”, “My Favourite Snack” и др., рассчитаны на учащихся 5̶7 классов. Они делают изучение английского языка интересным и захватывающим, повышают мотивацию к изучению предмета.
Безусловно, все проекты направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов согласно требованиям ФГОС.
Имею многочисленные благодарственные письма за реализацию культурно-образовательных проектов в рамках так называемого обмена школьниками, а также за ценный вклад в международное взаимопонимание и межкультурный обмен, в том числе от мэра города Ачинск И. У. Ахметова.
– Думаю, один из насущных вопросов в нынешней ситуации: как проблема коронавируса отражается на Вашей преподавательской деятельности?
– Для моих учеников не было большим стрессом перейти на дистанционное обучение, потому что они и до этого работали на различных платформах, выполняли разного рода задания, в том числе в виде устного опроса. Сейчас, в дни самоизоляции, чтобы дети не скучали по вечерам, организовываю общешкольные онлайн-встречи, где мы играем в электронные игры, а также проводим международные встречи на платформе “Zoom”, развиваем коммуникативные навыки и обсуждаем различные темы с зарубежными учителями и школьниками. Ребятам нравится, у них повышается мотивация к изучению предмета и интерес к познанию мира.
Сейчас, в дни всеобщего карантина, я организовываю вебинары, где обучаю педагогов из других стран: 24 апреля провела обучающий семинар с Россией, Индией, Румынией, Арменией, Мексикой, Бангладеш, Филиппинами, Вьетнамом, Тайванем. 25 апреля делилась опытом с учителями Африки, 26 апреля – с учителями из Вьетнама. Рассказываю о платформах, которые можно использовать в условиях самоизоляции. Также многому учусь у зарубежных коллег. Вся такая деятельность проводится абсолютно бесплатно в рамках международной поддержки, дружбы и взаимопонимания. Мы всегда можем положиться друг на друга.
– Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами и ссылками на Ваши ресурсы!
Планирую продолжать работать в данном направлении, так как назад к традиционному обучению дороги нет. Буду и дальше стремиться быть новатором и воплощать новые идеи! Современное обучение не может быть таким, как раньше, особенно на уроке английского языка, ведь он открывает безграничные возможности общения и обучения!
Вот ссылки, которыми бы я хотела поделиться:
Twitter: https://twitter.com/Lusine23555129?s=09
Facebook: https://www.facebook.com/lusine.jhangiryan
“World Ready? Global Education Conference” (Radford University, WV, USA, 2016): https://www.radford.edu/content/radfordcore/home/news/releases/2016/august/teachers-share-their-world-at-global-education-conference.html
All-Russian “Managing Changes in Education” Practical Web Conference (Moscow, 2018): http://app.direktoria.org/konferencia/pub/8638
Большое спасибо за Ваши искренние и интересные ответы! Удачи Вам в конкурсе и в дальнейшем развитии мультикультурной среды для учеников Вашей школы!
Интервью взял и подготовил Кузин Артем, НИУ ВШЭ