ДЕФИЦИТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ УЧИТЕЛЯ
Автор: Надежда АНТИПОВА | Рубрика: МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Четверг 4 июня 2020Автор статьи, учитель высшей квалификационной категории, в рамках обсуждения федерального проекта «Учитель будущего» рассматривает вопрос дефицита педагогического потенциала учителя на разных этапах его профессионального развития.
Используя статистические данные, опираясь на собственный 18-летний опыт работы, автор не только выделяет этапы профессионального кризиса учителя, но и характеризует проблемы, способствующие его возникновению, и, что еще немаловажно, предлагает алгоритм решения этих проблем.
Автор: Антипова Надежда Викторовна
Место работы: МКОУ Коченеская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.
Должность: учитель иностранного языка высшей квалификационной категории
«Стать успешным можно,
только научившись получать удовольствие
от систематического, упорного
и целенаправленного труда».
С.Г. Манвелов
Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания основ педагогики, от владения учителем методической составляющей своего предмета. В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога.
Именно по этой причине в образовании проводятся изменения, которые затронут всех учителей, преподавателей, директоров. Основной проект «Учитель будущего» предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста.
Сегодня мы активно обсуждаем изменения в процедуре аттестации педагогических работников, говорим о создании единой базы ЕФОМ. Но, анализируя представленные документы по данной теме, я пришла к выводу, что при столь быстро изменяющихся условиях в образовании нечасто учитывается проблема дефицита профессионального потенциала учителя.
Всем нам знакомо понятие «дефицит». Оно произошло от латинского слова «deficit» — термин, означающий недостачу, недостаточность в чем-либо.
В жизни человека неизбежны кризисы, зачастую обусловленные наличием разнообразных дефицитов. Это кризис трехлетнего, семилетнего возраста, подростковый период, кризис трудоспособного и пенсионного возраста.
Современная ситуация в обществе усиливает динамику не только личностных, но также профессиональных кризисов развития, которая в свою очередь накладывается еще и на динамику социального кризиса. И мы — педагогические работники также не являемся исключением.
Исходя из статистических данных, примерный возраст, в котором педагог наиболее вероятно испытывает профессиональный кризис, это: 24-25 лет, 32-33 года, 42-43 года. Таким образом, выделяют следующие этапы кризиса в педагогической деятельности:
- Кризис адаптации к профессии. Как правило, кризисные состояния испытывают творчески работающие молодые учителя.
- Кризис рутинной работы (через 10-15 лет). Учитель может превратиться в функционера.
- Кризис учителя с большим опытом работы(с изменением ценностного мира учащихся).
В данной ситуации необходимо отметить, что кризисные этапы в жизни человека тесно взаимосвязаны с дефицитами в профессиональной сфере. Отсюда и понятие «профессиональный дефицит», в нашем случае «педагогический дефицит учителя», что означает осознанный или неосознанный недостаток (ограничение) в профессиональной компетентности педагога, который препятствует реализации профессиональных действий.
Так, на дефицит профессиональных компетенций молодых учителей указывают следующие проблемы:
> несоответствие полученных в учебном заведении теоретических знаний и практической деятельности в школе;
> отсутствие опыта работы в школе и заниженная самооценка учителя;
> фобии молодого педагога.
Представление о самом себе как хорошем учителе-профессионале настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами. Мы принимаем критику, но только доброжелательную и только от человека, который верит в нас и уважает нас. Чтобы работа была продуктивной, учитель, особенно начинающий, обязательно должен чувствовать поддержку. А наличие «наставника» у молодого педагога на данном этапе гарантирует преодоление возникающих трудностей с наименьшими потерями.
Профилактика профессионального выгорания педагогов, работа по сохранению педагогического долголетия актуальны и необходимы, так как от здоровья педагога, его эмоциональной уравновешенности зависит здоровье будущего поколения.
К профессиональным дефицитам учителя на этапе «рутинной работы» относятся:
√ низкий уровень мотивации на решение профессиональных задач на высоком уровне качества;
√ нечеткость представлений о целях и результатах деятельности;
√ слабая информированность о сущности современных образовательных технологий, неумение их применения при изменившихся условиях;
√ слабое владение приемами самоанализа, саморегулирования и оценки своей профессиональной деятельности;
√ перенос методики проведения традиционного урока на учебное занятие.
Все вышеизложенные проблемы дефицита профессиональных компетенций, как молодых учителей, так и педагогов со стажем неизбежно приводят, как уже было сказано ранее, к кризисам в педагогической деятельности.
Поэтому рано или поздно перед каждым учителем возникает очень важный вопрос: как правильно следует распорядиться профессиональной составляющей своей жизни, чтобы не только в начале, но и в конце педагогической деятельности не было сожалений по поводу бесцельно отработанных, а, следовательно, и прожитых лет?
Большинство ученых солидарны в том, что для устойчивых положительных изменений, в том числе профессиональных, необходимо формировать внутреннюю мотивацию человека.
На мой взгляд, алгоритм решения вышеперечисленных проблем состоит в том, что учителю чрезвычайно необходимо научиться анализировать свою деятельность и, соответственно, выявлять при этом педагогические дефициты, в результате чего происходит осознание необходимости поэтапного повышения собственной профессиональной компетентности. Этому способствует разработка и внедрение индивидуальных планов профессионального развития педагогов, которые включают в себя:
- планирование дальнейшего саморазвития (постановка цели, задач, поиск путей решения обозначенных проблем);
- корректировку индивидуального плана работы в зависимости от изменяющихся обстоятельств;
- самооценку полученных результатов.
Таким образом, формирование устойчивой мотивации, поэтапное повышение профессиональной педагогической компетентностиявляются важными условиями для восполнения выявленных профессиональных дефицитов учителя, что, в свою очередь, является одной из текущих задач системы профессионального образования педагогов.
А, учитывая тот факт, что федеральный проект «Учитель будущего» ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов, эффективная система непрерывного профессионального развития педагогов, на мой взгляд, должна быть основана на принципиально новых организационных и содержательных подходах:
√ создание региональных предметных сообществ;
√ внедрение модели «горизонтального обучения»*
*«Горизонтальное обучение» предполагает в данном случае внедрение такой формы обучения, как стажировки педагогов в других образовательных организациях при наличии «кураторов» или «наставников», как на уровне муниципалитета, так и на уровне области и города.
√ Необходимо также разработать эффективную систему стимулирования педагогических работников, находящихся на разных этапах своего профессионального пути.
√ Кроме того, нужно предусмотреть возможность организации областных центров психологической поддержки учителей.
Подводя итог вышесказанному, считаю необходимым отметить, что только при создании и реализации вышеперечисленных условий для восполнения педагогических дефицитов в работе учителя станет возможной с точки зрения объективности оценка уровня его профессиональных компетенций, чтобы, по меньшей мере, избежать популярного в последнее время в учительской среде термина «карательная аттестация».
Список использованной литературы:
- Манвелов С.Г. «Правила успешности учителя», М. «Просвещение», 1998г.
- Потемкина Т.В. «Проблемы выявления профессиональных дефицитов учителей при проектировании программ повышения качества образования», информационно – методический журнал «Источник», 30.03.2018г.;
- Проект «Учитель будущего»: новая система аттестации, ЕФОМы, профстандарт., «Informatio.ru», https://informatio.ru/news/education/middledu/proekt_uchitel_budushchego_novaya_sistema/;
- Стекленева С. Ю. «Педагог в школе будущего. Педагогические размышления» // Молодой ученый. — 2011. — №6, https://moluch.ru/archive/29/3290/;
- «Учитель будущего», НООС, http://www.edu54.ru/projects/npe/182682/.