ДИКТАНТ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Автор: Ольга Букичева | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 25 сентября 2020Под диктантом понимают письменную работу для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся при изучении какого-либо языка. При этом, диктанты на уроках иностранного языка могут использоваться и как средство когнитивного развития личности, побуждать обучающегося к фиксированию собственных мыслей на письме; с целью формирования языковой компетенции учитель может комбинировать различные формы диктантов.
Автор: Букичева Ольга Александровна
Место работы: МОУ Раменская СОШ №21 с УИОП
Должность: учитель английского языка
В современном образовательном пространстве на первый план выходят инновационные формы обучения, способствующие активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса обучающихся. При этом, на мой взгляд, нельзя отрицать традиционные методы обучения, нужно лишь правильно расставить акценты.
Еще Я.А. Коменский разработал основные принципы традиционной педагогики: научность, природосообразительность, последовательность, доступность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных особенностей. И навряд ли с этим можно не согласиться. Только в современных условиях наглядность приобрела уже более технологичные формы, вышла за приделы плаката и картинки, прочность знаний проверяют ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, доступность отражается в инклюзивном образовании и присутствии различных организационных форм обучения (семейное, дистанционное).
В данной статье рассмотрим диктант на уроках иностранного языка (на примере английского языка) как активную форму обучения.
Под диктантом понимают письменную работу для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся при изучении какого-либо языка. При этом, диктанты на уроках иностранного языка могут использоваться и как средство когнитивного развития личности, побуждать обучающегося к фиксированию собственных мыслей на письме; с целью формирования языковой компетенции учитель может комбинировать различные формы диктантов.
Пример диктантов в рамках слова:
- Прослушайте слова и выпишите только слова, обозначающие названия животных (jug, mug, frog, book, cock, fox, pig, tent, nest, hen)$
- Прослушайте слова и напишите уточняющие (примеры) слова на каждое понятие (buildings, flowers, animals, emotions);
- Запишите слово и 5/10/15 слов, которые ассоциируются с ним (gallery – picture, artist, museum, art, entrance fee, exhibition, famous, masterpiece, ancient, marvelous);
- Так же можно использовать ассоциативные ряды, записывать синонимы, антонимы.
- Запишите ряд слов и вычеркните в нем лишнее слово (cup, mug, book, spoon, fork);
- Запишите слова в нужную колонку, чтобы получилось устойчивое словосочетание:
Hair, a noise, a bed, the homework, a film, a crossword, an exam, a cake.
7. На доску прикрепляется лист с записанными словами для диктанта, с каждого ряда или группы выбирается “messenger” кто должен добежать до доски, запомнить слово и продиктовать его своей группе.
Диктанты в рамках предложения:
- Запишите слова под диктовку и составьте из них предложения (school/is/to/going/Peter);
- Прослушайте вопрос (о прочитанном дома тексте упражнения, фрагменте текста из домашнего чтения) и дайте краткий ответ;
- Запишите простые предложения и преобразуйте их в сложносочинённые или сложноподчиненные. (When I came back… If the weather is rainy…Most people believe that…)
Диктанты в рамках текста:
- Прослушайте текст, выпишите только глаголы, описывающие события в хронологическом порядке.
- Прослушайте текст и запишите основную мысль текста своими словами.
- Прослушайте текст и выпишите даты, основные события.
Говоря о диктанте как активной форме обучения, нельзя не сказать о массовых диктантах. Целью которых является расширение образовательного пространства, привлечение широкой массы населения к проверке своего уровня владения языком. 30 ноября 2016 года в Москве впервые прошел тотальный диктант по английскому языку «Spell well». В качестве текста для диктанта был использован фрагмент произведения одного из ведущих молодых британских авторов, в полной мере отражающий специфику современного литературного английского языка. Читал текст знаменитый российский и американский журналист Владимир Познер. Думаю, что если на предметной недели, провести тотальный диктант в рамках одной образовательной организации с привлечением к нему педагогов, родителей, выпускников школы и, конечно же, учеников состоится очень интересное, запоминающееся мероприятие, направленное на стимулирование обучающихся, педагогов, родителей обучающихся к самообразованию и саморазвитию.
Таким образом, традиционные методы обучения в умелых руках педагога могут стать активными.