ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ВМЕСТЕ. READY FOR RNE!
Автор: Наталья ВОЛОЖАНИНА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Понедельник 23 ноября 2020Творчество рождает творца.
Максим Звонарев
Творчество – это одно из важнейших направлений обучения и воспитания моей родной школы – МБОУ «Гимназия № 63 г. Челябинска», в которой я работаю уже более 40 лет. Для меня творческая работа учителя на уроках и во внеурочной деятельности является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Вы не поверите, но вся наша гимназия поёт и танцует современные и историко-бытовые танцы. У нас есть победители и призёры интеллектуальных и творческих конкурсов всех уровней. И немалый вклад в развитие творческого потенциала обучающихся вносит кафедра иностранных языков, руководителем которой я являюсь уже 30 лет.
Автор: Воложанина Наталья Васильевна
Место работы: МБОУ «Гимназия № 63 г. Челябинска»
Должность: учитель английского языка высшей категории
Моя кафедра – это моя команда, команда творческих личностей, которая способна на любые эксперименты и инициативы. Мы работали и работаем в рамках научно-исследовательских проектов и экспериментальных инновационных площадок. Мы создавали и создаём пособия, которыми пользуются учителя города и области и которые известны многим российским учителям. Мои коллеги ежегодно проводят творческие уроки-праздники, прививая обучающимся интерес к традициям стран изучаемого языка. Конкурс песни на иностранном языке «Intersong» традиционно проводится 14 февраля и находит всё новые и новые таланты. Среди моих коллег — Ольга Петровна Соколова и Елена Петровна Баранникова, с которыми меня связывает учёба в Челябинском государственном педагогическом институте. Большим творческим потенциалом обладает Наталья Николаевна Голубчикова. Не отстает и более молодое поколение – Татьяна Валерьевна Некрасова, Евгения Владимировна Чаврикова, Екатерина Валерьевна Москаленко, Анна Игоревна Серебрякова. Год назад в наш коллектив влилась наша выпускница – Юлия Сергеевна Муравьева. Их имена вы можете увидеть в роли руководителей творческих проектов наших учащихся, на обложках сборников, изданных на кафедре и среди победителей и призёров творческих конкурсов.
Английский язык в нашей гимназии изучается на углублённом уровне. На кафедре разработана система подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по пособиям ведущих российских и зарубежных лингвистов. Кроме английского языка, который изучают все, ведётся преподавание немецкого и французского языка. Наши выпускники показывают высокие баллы по результатам государственной итоговой аттестации. Многие из них успешно применяют знания английского языка, полученные в школе в своей будущей карьере, и всегда радуют нас своими успехами.
На нашей кафедре всегда велась проектная деятельность. Мой первый опыт проектной деятельности начался ещё в начале карьеры, когда самого слова «проект» не существовало. Но работы у ребят были интересными и уникальными. Они писали книги на английском языке. До сих пор храню «Приключения сказочных героев», книги семейных кулинарных рецептов, которые мы презентовали к Рождеству и Новому году с дегустацией блюд. Все проекты просто не перечислить. С каждым годом прибавляются всё новые и новые. Творчеству ребят нет предела. Им необходим толчок, их нужно зажечь и замотивировать. Есть дети, которым трудно определить свои способности и развить их. И если в этом им не помогли родителя, значит должен помочь учитель, особенно, если это касается иностранного языка. И лично я считаю, что учащихся, неспособных к проектной деятельности, просто не существует.
Мои сегодняшние ученики – восьмиклассники и выпускные 11 классы – моя гордость. 42 восьмиклассника, которых я учу с 5 класса, уже являются авторами двух интересных проектов. Ещё в 6 классе им было предложено создать сборник о родном городе Челябинске и Челябинской области. Каждый ученик получил своё задание и выполнил его. В результате. Получился проект – сборник под названием «Chelyabinsk Region. Chelyabinsk. My Native Land of Wonders», получивший диплом 1 степени на кросс-культурном конкурсе «GENERATIONEXT» в г. С. Петербурге. В 7 классе возникла идея нового проекта о России. Учебник 8 класса начинается с изучения темы «Russia. My Homeland», поэтому выбирать тему проекта долго не пришлось. На этот раз мы решили пригласить в наш проект параллельные группы. Так наш творческий коллектив удвоился — нас стало 80 участников проекта. Под руководством учителей Натальи Васильевны Воложаниной и Евгении Владимировны Чавриковой, получилось интересное пособие о Российской Федерации под названием «Russia – the Land of Boundless Beauty», получивший диплом 3 степени на уже известном конкурсе «GENERATIONEXT». Оба пособия используются нашими учителями и коллегами из других школ при прохождении данных тем, с применением национального регионального и этнического компонента.
У нынешних выпускных 11 классов также были проекты на английском языке. Но эта параллель вышла на новый уровень. Они создали пособия для подготовки к ЕГЭ. Такие пособия пишут серьёзные авторы, среди которых мои друзья, соавторы и единомышленники – Андрей Валентинович Мишин, Ксения Ивановна Ёлкина, Ирина Александровна Громова и другие. Но у меня появилась идея привлечь к этой работе ребят. Известный русский писатель Иван Тургенев однажды сказал: «Вы ещё не знаете, есть ли у вас талант. Дайте ему время вызреть». И я решила, что время этих ребят пришло. Когда, если не сейчас? Им, прошедшим ОГЭ со средним баллом 64 и средней оценкой 4,9, им, постигающим формат ЕГЭ, уже стал понятен алгоритм выполнения заданий экзаменационного формата. Почему бы не попробовать самим составить подобные задания? Идея была понята и принята. Так появились 3 новых сборника.
Первый проект был направлен на составление заданий по грамматике и словообразованию. Он называется «Yummy Grammar and Vocabulary». Эта идея возникла после прохождения подобной темы в 10 классе. Выбор темы был очевиден также в связи с её популярностью и интересом среди подростков. Учащимся был дан совет, как правильно подбирать тексты, как определить, который из них больше подойдёт для составления заданий по грамматике, а какой – по лексике. Юные авторы учились находить все грамматические и лексические моменты, которые можно «закодировать», анализировали, почему в тексте употреблена именно эта форма и приходили к исходному варианту. Ребята оформили работы по образцу, создали ключи к заданиям.
Следующим проектом стал сборник для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку – «Success in Speaking English. Ready for RNE». Изучив принцип составления заданий по устной части, учащиеся учились подбирать тексты для фонетического чтения, ориентироваться на уровень сложности. К заданию 2 подбирались рекламные объявления и составлялись формулировки для будущих вопросов и их логичность. К 3 и 4 заданию подбирались фотографии, по максимальной возможности, авторские. Если ребята были научены выбирать картинку для описания, они легко подобрали их для заданий. Сейчас этот сборник широко применяют сами авторы для подготовки к устной части ЕГЭ и при возникших замечаниях устраняют погрешности.
Оба вышеуказанных сборника были опубликованы на сайте Мастерской Педагогических Инноваций г. С. Петербурга (руководитель Наталья Ариевна Андрощук), которая инициировала проект «Ученик — ученику».
Последний 3 сборник посвящен написанию личного письма – «Write Me a Letter». В основном, при подготовке к ЕГЭ, учителя школ используют тексты писем, которые уже использовались в КИМах. Но таких повторений уже больше не будет. Возникла идея придумать свои собственные тексты. И опять надежда на моих уже более опытных юных авторов. Подросткам всегда виднее, какие вопросы по разным темам их интересуют. Но в ЕГЭ существует определённый перечень тем. Именно согласно кодификатору ЕГЭ, каждый ученик получил свою тему. Было дано задание: составить 3 разных текста писем. Ещё одним условием было задание – придумать формулировку фразы, к которой нужно задать 3 вопроса, но чтобы в каждом письме вопросы звучали в разных временах: настоящем, прошедшем и будущем. Таким образом, можно тренировать вопросительные структуры в разных временах, что очень полезно для успешного выполнения данного задания.
Такова история наших проектов, будем рады, если они пригодятся в работе учителям английского языка и учащимся 10 и 11 классов. Но важно ещё и то, что авторы этих сборников – ученики 11 класса отмечают, что им стало легче выполнять задания в формате ЕГЭ, потому что они уже точно знают, как они были созданы. А значит, впереди новые ученические проекты
Остановлюсь ли я на достигнутом? Сомневаюсь. Я по жизни увлекающийся и творческий человек. Творческая работа, несмотря на все сложности и временные затраты — это прекрасный и изумительно радостный труд. И он дарит мне наслаждение. Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». И в этом я с ним абсолютно согласна.