«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Вторник 1 июня 2021

Каждый раз какие-то новые идеи становятся главными в сфере воспитания и образования. В последние годы все больше и больше делается акцент на работу с одаренными детьми.  Это направление переходит в одно из приоритетных в нашей деятельности. И это, конечно, не случайно. Современному обществу нужны умные и талантливые люди с неординарным подходом к решению проблем, способностью мыслить самостоятельно и нестереотипно. Только они могут помочь стране выбраться из трудностей.

 

 

Автор: Баранова Ольга Васильевна
Место работы: МБОУСОШ №2 р.п. Башмаковово Башмаковского района Пензенской области
Должность: учитель английского языка

 

 

 

Кстати, одаренность – это дар природы, который надо заметить, уловить и развить. Большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности зависит от 3 факторов: наследственность (природные задатки), социальная среда, сама деятельность ребенка. Именно последний фактор – поле нашей тонкой, творческой работы. Правильно направляя ребенка в игровой, учебной и трудовой деятельности мы, педагоги, способствуем развитию детского дара.

Конечно, у каждого учителя с годами формируются свои приемы и методы в работе с одаренными детьми. Что касается меня, я не провожу какие-то специальные тесты для выявления одаренных учеников   в области иностранного языка. Еще А.Н. Колмогоров, один из крупнейших математиков 20 века, когда-то совершенно верно заметил, что не существует достоверных тестов на одаренность, а способности ученика проявляются в результате его активного участия хотя бы в самой маленькой самостоятельной поисковой или исследовательской деятельности.

Единственное, что я делаю я стараюсь видеть, а не просто смотреть, слышать, а не просто слушать.

Я отбираю детей с отличной памятью, которая базируется на развитом абстрактном мышлении, детей, которых отличает способность классифицировать информацию и умение пользоваться накопленными знаниями, детей с большим словарным запасом, умеющим строить сложные синтаксические конструкции. Конечно, привлекают дети, читающие словари и энциклопедии, те, которые придумывают слова и разные истории, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Для меня важно, когда трудности в заданиях не заставляют ребенка опустить руки, отказаться от их выполнения. Интересны те дети, которые не любят когда им навязывают готовый ответ.

Говорят, трудно работать с так называемыми слабыми учениками, но на самом деле труднее работать с сильными. А работа с одаренными детьми это вообще сложный и никогда не прекращающийся процесс, оттягивающий много личного времени. К тому же, он требует от самого учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний, педагогической гибкости и мастерства, а также тесного сотрудничества с психологом, другими учителями, родителями.

Работая с одаренными детьми, я четко понимаю свою задачу – создать условия, в которых ученик может проявить себя и показать ему путь для его самореализации.

Следует заметить, что я направляю одаренного ребенка не на получения определенного объема знаний, а на его творческую переработку. Стараюсь воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала.

В работе с такими учащимися использую не только урочную форму, но больше внеурочную.

В плане урока, если не занимать одаренных детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает, не просто описать что видишь, а придумать предысторию данному событию, провести опрос и проанализировать ответы, убедить одноклассников в своей правоте, объяснить свой поступок (Как ты поступишь в данной ситуации? Твой друг приехал в гости на один день, а у тебя на следующий день экзамен.) растолковать значение слова, которое незнакомо другим. Т.е. в основе работы лежит разноуровневая технология, которая позволяет органически сочетать формы деятельности одаренного с работой других учеников в рамках урока, но в тоже время данная технология вносит своеобразие, при чем никого не унижая и не возвышая.

Вне урока готовимся к предметным олимпиадам и конкурсам, занимаемся научно-исследовательской работой, а также провожу различные консультации.

Подготовка к олимпиадам и конкурсам проходит в виде групповых занятий по параллелям. Каждая группа, обсуждая трудный вопрос, старается найти ответ. Что характерно, я никогда не даю правильный ответ при первой же трудности. Я направляю умственную деятельность ребят, учу их ходить по учебнику назад, использовать наш справочник, который ведем с 5 класса.

Много работаем с дополнительными текстами для активизации лексического и грамматического наполнения речи. На базе текста тренируем пройденные структуры. По заголовку прогнозируют содержание, могут предложить свой конец рассказа, сжать текст или наоборот расширить, указав определенное количество предложений. Кроме того, предлагаю рассказать русскую народную сказку на английском, описать чувства вызванные каким-то цветом, на каждую букву своего имени дать себе характеристику с помощь прилагательных, предложить разные слова и связать их в рассказ. Эту цепочку можно бесконечно придумывать и продолжать.

Научно-исследовательская деятельность учащихся – это, конечно, индивидуальная работа. Но к ней надо подходить осторожно, чтобы не испугать ребенка. Прежде чем предлагать ребенку тему сама продумываю ход и четко осознаю конечную цель. Я знаю, ребенка, даже очень талантливого, нельзя бросать в свободное плавание.

Проектной деятельностью можно заниматься и на уроке и вне урока. Это коллективное творчество, где каждый ребенок отвечает за определенный вид работы. Одаренные дети, разрабатывая тему, собирают материал из разных источников, не только представленный в учебнике. Благо для нашего предмета «Английский язык» характерна как нигде межпредметность.

Нельзя не отметить еще одну форму работы с одаренными детьми — использование дистанционных технологий обучения. Мы просто не имеем права не воспользоваться этой возможностью в век компьютеров, интернета мобильных телефонов. С помощью данной формы развивается умение учиться, т.е. ребенок не просто поглощает готовый материал, а вынужден его отобрать из потока информации, переработать, осознать, применить. Дистанционные консультации, викторины, конкурсы, извлечение нужного материала для исследования и проектов учат одаренного ребенка выходить за рамки учебника, где ему становится реально тесно, и учат самообразовываться.

 

В работе с одаренными детьми, я не доминирую, а просто выступаю консультантом, координатором, помощником, способствую развитию детского стремления к открытию, активному умственному труду.  Я просто направляю поиск решения проблемы, показываю где можно найти необходимый материал, указать полезный сайт.

В заключении хотелось бы сказать, что не надо бояться работы с одаренными детьми. Она действительно важна, трудна, но интересна. Все — таки, главное, разглядеть, а не проглядеть. И, конечно, следует помнить слова Василия Александровича Сухомлинского «В душе каждого ребенка есть невидимые струны, если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.»

 

Список использованных интернет — ресурсов:

  1. https://childdevelop.ru/articles/psychology/1140/
  2. https://infourok.ru/programma-odarennie-deti-angliyskiy-yazik-1361659.html
  3. https://michdou23.68edu.ru/detskaya-odarennost/ 

Комментарии закрыты.