ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ШКОЛЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Автор: Борис СТАРЦЕВ | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Вторник 11 октября 2011
ключевые слова: модернизация, повышение квалификации учителей, стандарт основного общего образования, Лев Выготский, апробация, компетенции, требования к результатам
В начавшемся учебном году новый образовательный стандарт стал реальностью. Заработал стандарт начальной школы, утвержден ФГОС основной школы. На актуальные вопросы отвечает руководитель группы разработчиков стандарта, управляющий директор издательства «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования Александр КОНДАКОВ.
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ, КАКОВА РОЛЬ СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ?
Стандарт — это системообразующий элемент образования. Именно он определяет экономику, управление образованием, он обусловливает основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, формирование материально-технической базы школы.
Стандарт как системный документ во многом возвращает в школьное образование то лучшее, что было в нём в советское время. К сожалению, в первый, ранний постсоветский период шла не системная, а технологическая модернизация, то есть изменялись отдельные элементы, которые не рассматривались online как часть целого. Поэтому, с моей точки зрения, и произошло определённое разбалансирование самой системы образования.
КАК ПРОХОДИЛИ РАЗРАБОТКА И ОБСУЖДЕНИЕ СТАНДАРТА?
В создании стандарта основного общего образования принимали участие научные и педагогические работники ведущих вузов и научных учреждений страны: Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшей школы экономики, педагогических вузов Москвы и Санкт-Петербурга, образовательных учреждений дополнительного педагогического образования и многих других.
Обсуждение стандарта проходило на всех уровнях — от профессиональной среды до широкого круга общественности. Состоялись совещания в Министерстве образования и науки РФ, семинары с ведущими специалистами и вузовской общественностью, заседания в Российской академии образования, встречи и конференции с педагогами и родителями учеников, с политиками и работодателями, с представителями различных религиозных конфессий.
РАССКАЖИТЕ, КАК ПРОШЛА АПРОБАЦИИ СТАНДАРТА. В КАКИХ ОБЛАСТЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ «ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА»?
Апробация стандарта основной школы проходила с сентября 2008 года, в ней приняли участие 14 регионов России, 116 муниципальных образований, 775 учреждений образования всех типов: лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением отдельных дисциплин, общеобразовательные школы, расположенные в городах и в сельских районах.
Были выбраны различные по социальноэкономическому положению регионы, многонациональные либо с одной преобладающей нацией. В каждом федеральном округе — по два региона. От Центрального федерального округа в проекте приняли участие Москва, Московская и Ярославская области, от СевероЗападного федерального округа — Ленинградская и Калининградская области, от Южного федерального округа — Республика Дагестан и Ростовна-Дону, в Приволжском федеральном округе — Республика Татарстан и Оренбург, в Уральском федеральном округе — Ямало-Ненецкий автономный округ и Челябинская область, в Сибирском федеральном округе — Новосибирск и Омск, в Дальневосточном федеральном округе — Приморский край и Республика Саха (Якутия).
По результатам апробации могу предположить, что основная сложность, с которой столкнётся система образования при введении стандарта, — это подготовка и переподготовка педагогических кадров. Частично проблема переподготовки кадров была решена как раз за счёт апробации проекта в школах. Но чтобы все педагоги захотели осваивать новые методики преподавания и претворять их в жизнь, им уже сейчас необходимо понять и принять новую систему образования.
В перспективе ставится задача повышения квалификации педагогов на всех ступенях образования включая дошкольное. И речь идёт не только об уровне образованности, но и о повышении социального статуса педагогов в целом. Если на государственном уровне ставится задача воспитания творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества, в первую очередь учитель сам должен стать таковым.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ С ПРИНЯТИЕМ СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Изменится сама школа. На смену системе Яна Амоса Коменского придёт школа как открытая образовательная среда, школа индивидуальностей, основная задача которой — развитие личности человека. Такая школа будет активно использовать самые современные информационные технологии, даст возможность каждому ученику двигаться под руководством педагога именно по понятному ему, ребёнку, комфортному с психологической и других точек зрения маршруту. Конечно, при этом необходимо соблюдать общие требования к получению общего образования.
Выявление и развитие способностей каждого ученика — это важнейшая задача школы. Я очень рад тому, что мы смогли разработать модель такого образовательного учреждения, в котором созданы условия для развития одарённости любого ребёнка.
Кроме того, мы ориентируем учащегося на формирование тех ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру. Ведь многие наиболее востребованные сегодня профессии совсем недавно ещё даже не существовали. Самые востребованные сейчас на рынке труда компетенции также не существовали каких-то пять лет назад. Более того, мы можем только предполагать, какие компетенции будут наиболее востребованы через десять лет, когда нынешние первоклассники закончат школу.
А КАКОВЫ ИЗМЕНЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ?
Учителю станет работать сложнее. Из «транслятора» знаний он станет «навигатором» по поиску, отбору, анализу, проверке достоверности полученной информации. С другой стороны, возможностей и прав на творчество у учителя тоже станет больше. Доказательством тому может служить основная образовательная программа образовательного учреждения, которую школа будет разрабатывать сама.
РАССКАЖИТЕ О СУТИ СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Наш стандарт общего образования не стремится копировать западные модели. В его основе лежат достижения и лучший опыт как отечественных, так и западных систем образования. При этом приоритет отдан именно первой системе. Разработчиками был проведён глубокий анализ ведущих научных психологопедагогических, культурологических и социологических теорий. На основе этого анализа были разработаны новые требования к структуре и содержанию образования. Идеи стандарта во многом основаны на культурноисторической психологии Льва Семёновича Выготского и разработках классиков педагогической психологии — Леонтьева, Эльконина, Лурии.
Ключевым в построении содержания образования становится необходимое ядро базовых учебных действий, на основании которого формируются ценностные ориентации и научная картина мира, а также способы познавательной и практической деятельности.
Остановимся на структуре основной образовательной программы. В неё входит урочная и внеурочная деятельность учащегося, его воспитание и социализация, укрепление здоровья, а также коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важным аспектом учебной деятельности становится исследовательская работа. Школьник, овладев рядом универсальных приёмов, в дальнейшем самостоятельно находит решение практических задач. Не менее важно и умение взаимодействовать с коллективом для получения конечного результата.
Внеурочная деятельность удовлетворяет интересы ребёнка за пределами учебной деятельности и в то же время формирует индивидуальную траекторию развития.
Далее воспитание и социализация. Тут на первый план выходит духовнонравственное развитие и воспитание учащихся.
Кроме того, стандарт впервые определяет такую категорию, как здоровье школьников, и во главу угла ставит его сохранение и укрепление.
Важной составляющей учебного процесса является и профессиональная ориентация школьников, поэтому в структуре образовательной программы ей уделяется пристальное внимание. В школах должна осуществляться психологопедагогическая и информационная поддержка учащихся при выборе дальнейшего обучения в старшей школе, вузе, а также в выборе профессии.
Что касается обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, стандарт направлен на коррекцию недостатков психического или физического развития, на преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, на оказание квалифицированной помощи и поддержки.
В новом стандарте чётко прописаны требования к результатам освоения основной образовательной программы. Они касаются не только достижения предметных, но также метапредметных и личностных результатов. Такие требования исходят из современных потребностей самого учащегося и его семьи, общества и государства в целом.
КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ РАБОТУ, КОТОРАЯ БЫЛА ПРОВЕДЕНА? ЧТО БЫ ЛИЧНО ВЫ ЗАПИСАЛИ В ЧИСЛО ДОСТИЖЕНИЙ РАЗРАБОТЧИКОВ?
Это был очень сложный, многолетний процесс. В рамках этой разработки мы поняли, что существуют серьёзные пробелы в исследованиях в области образования. В первую очередь я имею в виду экономику образования и образовательное право. К сожалению, сегодня мы не знаем и мало исследуем проблемы современного детства. Такая же ситуация и с семьёй. Требует решения проблема воспитания в информационном обществе, то есть в условиях открытых образовательных, а также массы прочих, например развлекательных, сетевых ресурсов. Представляется затруднительной дидактика современного учебного процесса и его организация. И таких проблем остаётся ещё достаточно.
На многие вопросы мы даём ответы, разрабатывая стандарт и вводя его в действие. Пожалуй, это и есть самое интересное и значимое в нашей работе.