«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ И ТЕХНИК ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» НА ПОВЫШЕННОМ УРОВНЕ

Вторник 5 апреля 2022

Учебный предмет «Иностранный язык» призван служить формированию поликультурной личности. Соответственно, процесс обучения иностранному языку направлен на подготовку учащихся к различным формам отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

 

 

 

Автор: Калинич Анастасия Анатольевна
Место работы: ГУО «Могилевская городская гимназия №1»
Должность: учитель английского языка

 

 

Для того чтобы заинтересовать учащихся в своем предмете, учителю мало знать его содержание. Важно преподнести содержание таким образом, чтобы было понятно каждому ученику, о чем идет речь, и что конкретно учитель хочет сказать, излагая материал или ставя определенные задачи.

Для этого педагог должен использовать в своей деятельности стратегии и приемы, позволяющие работать в группах и индивидуально, что положительно сказывается на вовлечении в учебную деятельность каждого ученика, активизации мыслительных процессов, проявлении творчества. В конечном итоге, дети учатся как самостоятельной работе, так и работе в коллективе; появляется интерес к предмету и стремление узнать больше, выполнить задания качественно.

Обогащение обучения английскому языку, как гуманитарной дисциплины, должно быть специально направленно на развитие творческого мышления. Поэтому в своей практике я использую такие приемы  и техники визуализации как «Карта идей», «Insert», «Ideal», «Письмо по кругу», «Скрайбинг» и другие.

Прием «Карта идей»

«Карта идей» — это один из способов визуализации информации. В обучении ее применяют для анализа и упорядочения информации, создания новых идей. Кроме того, с помощью «Карты идей» можно легче освоить большой объём информации, оформив её графически. «Карта идей» стимулирует познавательную активность, развивает навыки логического мышления и творческие способности учащихся. Основная идея (тема) обозначается в центре листа. Это не обязательно «слово», возможна картинка. От темы в разные стороны отходят ветви – «под-идеи», для которых используются фломастеры разного цвета. Ветви показывают, как развивается идея, её основные свойства. От каждой ветви возможны ещё ответвления, примерно по 2-3 штуки, которые уже демонстрируют подробности. На уроках английского языка мы создаем «Карты идей» тем или иным способом в зависимости от темы, целей и задач.

Это могут быть мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола. Их можно быстро нарисовать на уроке. В центре пишется глагол, от него лучиками отходят предлоги, с которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрел глагол. Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости.

«Карта идей» в качестве домашнего задания может ставить целью повторение лексики, пересказ текста. Если «Карта идей» рисуется дома, то можно использовать рисунки, схемы, значки, вырезанные картинки, т.е. внести личностный компонент.

«Карта идей» — это хороший прием для подведения итогов по теме, проблеме, вопросу, это отличный инструмент для мозгового штурма, это помощник при планировании.

Упражнение 1

Прием «Insert»

Понять действенность того или иного способа работы на уроке можно, оценив целесообразность его использования на определённом этапе занятия. Что касается метода «Insert», то он может быть применён на любой стадии работы с учениками: для актуализации изученного на этапе вызова; в процессе вычленения новой информации на этапе осмысления; при анализе самостоятельно полученной информации на этапе рефлексии.

В итоге у учащихся: повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования самостоятельной поисковой деятельности, которая носит творческий характер; запускается механизм самообразования и самоорганизации, что повышает образовательную мотивацию в целом; развивается информационная грамотность, способность к аналитической и оценочной работе с текстами. Кроме того, учащиеся учатся: ориентироваться в источниках информации; сортировать материал на главный и второстепенный; критически подходить к оценке новых знаний; делать выводы и обобщать в процессе размышления.

Суть метода состоит в том, что при чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

V если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу «Insert», состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

Работая над текстом, учащиеся делают соответствующие пометки на полях. А я задаю следующие вопросы:What fact did you know before? What new information have you found in the text? Are there any facts in the text you don’t understand?

Прием  «IDEAL»

Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант. Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика. Так что же – решать на занятиях реально существующие проблемы? Почему бы и нет? Среди подходящих для обучения проблем те, что связаны с изучением различных текстов, анализом ситуаций, проведением деловых игр.

Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется «IDEAL».

I    Identify a problem
D   Debate a problem
E   Essential solutions
A   Activity
L   Logical conclusions

И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.
Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он       должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).
Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов   решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической    организации идей можно использовать «Карту идей»).
А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь учащиеся взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.
Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

Лист для решения проблем

После того как учащиеся прослушали отрывок из текста или прочитали текст, жизненную ситуацию им предлагается решить поставленную автором проблему, которую необходимо сформулировать самостоятельно. Работать можно и в парах, последовательно переходя от пункта к пункту данной таблицы. После окончания работы учитель просит высказаться каждую пару. При этом он заполняет сводную таблицу на доске. Далее детям необходимо выбрать три способа из всего разнообразия возможных решений проблемы. В заключительной части учащиеся сравнивают выбранные ими способы решения с тем, который предложил сам автор текста.

Успешное решение проблемы возможно только в том случае, если рассматриваются разнообразные варианты. Поэтому неотъемлемой частью проблемного подхода для формирования критического мышления является совместная деятельность школьников. В процессе обмена мнениями тот способ, который оказался единственно верным, может быть подвергнут критическому анализу и в результате скорректирован. Однако нередко получается и так, что лучший вариант не принимается школьниками, потому что не найдены достаточные аргументы в его защиту. Умение отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу – важнейшее качество, характеризующее критически мыслящего человека. Важным является и другое качество – умение отказаться от своей точки зрения, прислушавшись к аргументам другой стороны.

Упражнение 1

 

Kate has a passion for cooking. She attends the Domestic Science Club on Saturdays. This week they are cooking traditional British dishes. Each student has to cook a different dish. Kate is at the supermarket buying ingredients for a steak and kidney pie. However, she can’t decide what to buy because she forgot a list of ingredients.

Прием «Письмо по кругу»

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.  «Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт детей потому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся. Этот прием может служить и другим целям. У детей часто возникает проблема с кратким пересказом художественных произведений, а «Письмо по кругу» в увлекательной форме позволяет отработать этот навык.

Упражнение 1

Скрайбинг

Скрайбинг – новейшая техника презентации; речь выступающего иллюстрируется рисунками с помощью фломастеров на листе бумаги; получается, как бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудио ряда. Настоящий скрайб-рисунок – это рисунок в стиле «минимализм», совсем не закрашенный, без явной прорисовки деталей, то есть достаточно схематический. Необходимо помнить, что аргументы должны следовать друг за другом.

Скрайбинг имеет ряд преимуществ, что позволяет использовать его на любом уроке и по любой теме для объяснения нового материала и проверки усвоенного: проверка домашнего задания (с помощью скрайбинга рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы); формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать); раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы; обобщение материала, закрепление (скрайбинг состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

организация групповой работы (составление скрайбинга на заданную тему из предложенных изображений, сравнение рисунков групп); творческое домашнее задание (составление рисунка в печатном или электронном виде на заданную тему); построение структуры урока (скрайбинг может содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой).

В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах.
Четкость, краткость, понятность – секрет успеха любой скрайб-презентации.

В своей практике на уроках английского языка я использую следующие технику скрайбинга: скрайбинг «Рисовательный» – это классический вариант скрайбинга, когда учащиеся рисуют картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы, записывают ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром. На уроках английского языка учащиеся также смотрят видео и делают скрабы — рисунки на тему.

Упражнение 1

Комментарии закрыты.