ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Автор: Татьяна ШИПУЛИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 14 апреля 2022Рынок труда меняется с каждым годом под новые цели. Всё чаще возникают профессии, продиктованные экономическими, техническими и другими мировыми преобразованиями современности. С одной стороны, предвидеть, на сколько тот или другой набор грамотностей или академических знаний будет востребован, сегодня практически невозможно, но, с другой стороны, мы можем предполагать, опираясь на прогнозы аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum), что для успешной социализации и реализации себя в жизни будут необходимы определённые навыки.
Автор: Шипулина Татьяна Александровна
Место работы: МБОУ СОШ №41 г. Нижний Тагил
Должность: Учитель иностранного языка высшей квалификационной категории
Основатель всемирного экономического форума Клаус Шваб обозначил ключевые компетенции каждого востребованного сотрудника: решать комплексные задачи, думать критически, творчески мыслить, управлять людьми, работать в команде, формировать суждения и принимать решения, вести переговоры, быстро переключаться с одной задачи на другую. То есть обладать гибкими компетенциями (soft skills).
Данная глобальная тенденция в области образования нашла своё отражение в Федеральном проекте Современная школа (в рамках национального проекта «Образования» 2019-2024) , где определены ключевые компетенции и навыки XXI века, формированию которых должна способствовать школа. Это так называемые 4К компетенции: Коммуникация, Креативность, Критическое мышление, Координация (кооперация).
Федеральный государственный образовательный стандарт в своей методологической основе имеет системно-деятельностный подход, согласно которому содержание планируемых результатов включает в себя обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в числе которых есть направленные на отработку теоретических знаний и максимально приближены к реальным жизненным ситуациям. Данные действия в рамках ФГОС определяются как универсальные учебные действия (УУД) обучающегося.
Для того, чтобы у школьников образовательные результаты, определенные ФГОС и федеральным проектом «Современная школа» формировались с максимальной эффективностью, я для себя определила две базовые педагогических технологий, которые способны решить поставленные государством задачи:
- Активные методы обучения иностранному языку, которые побуждают учащихся к активноймыслительной и практической деятельности, коммуникации и сотрудничеству в процессе овладения учебным материалом. Они строятся на практической направленности; игровом действе и творческом характере обучения; интерактивности; разнообразных коммуникациях; диалоге и полилоге (разговор многих участников); использовании знаний и опыта обучающихся; групповой форме организации их работы; вовлечении в процесс всех органов чувств; деятельностном подходе к обучению; движении и рефлексии.
- Технология развития критического мышления формирует и критическое мышление, и креативность, и кооперацию, и коммуникацию.
Каждая из перечисленных технологий состоит из методов, приемов, структур. И из них, как конструктор собирается каждый конкретный урок в зависимости от его темы, цели и требований к результатам.
Технологию развития критического мышления часто использую в совокупности с аудиовизуализацией текстов на иностранном языке.
Считаю, своей педагогической находкой интеграцию информационно коммуникационных технологий в технологию развития критического мышления. Если форму работы на уроке, формирование компетенций командной работы и коммуникации организую с помощью стратегии смыслового чтения и активных форм обучения иностранным языкам, то формирование критического мышления, результат работы с содержанием учебного материала и креативность происходит с применением информационно- коммуникативной технологии, что обеспечивает конвергентность образовательного процесса.
Сложная комбинация подходов к уроку: деятельностный, конвергентный, творческий , дали мне новые методические результаты как педагогу. Мною были найдены и внедрены собственные приёмы. Например, использование на уроках видеосюжетов с участием самих же учеников, снятых заранее. Увидев своих одноклассников или детей из другого класса на экране, дети оживляются и проявляют больший интерес.
Мой любимый приём, когда по пройденной теме готовится учениками небольшой видеосюжет (1,5 — 2 мин), но на уроке дети сначала смотрят его без звука. Они должны проанализировать обстановку в видео, жесты, мимику говорящего и другую информацию. Затем необходимо обсудить и составить предполагаемый текст к озвучке. Такая работа проходит как правило в мини группах. Готовые высказывания сравниваются с оригинальным текстом и между группами. Так, например, к учебнику немецкого языка «Deutsch. Die 6. Klasse» авторов И.Л. Бим, Л.В. САдомовой, Л.М. Санниковой, от издательства «Просвещение», ученицей 6 класса был создан видеоролик после изучения темы «Deutsche Schulen. Wie sind sie? ». В нём девочка рассказывала о своей школе, используя лексический и грамматический материал, усвоенный на уроках. Данный видеосюжет остаётся в моей дидактической копилке для применения и в других классах.
Как пример могу привести также использование на уроке озвучки видео (1,5 – 2,5 мин) по прочитанному тексту. После работы с текстом в соответствии со стратегией смыслового чтения, ученики могут написать текст озвучки к готовому видео. В учебнике немецкого языка для 4 класса, авторы И.Л. Бим и Л.И. Рыжова, издательства «Просвещение», для развития навыков чтения, детям предлагается сказка братьев Гримм «Горшочек каши/ Der süße Brei». Работу с данным текстом выстраиваю также с применением технологии развития критического мышления и аудиовизуализацией. На стадии «Осмысление», когда учащиеся получили возможность познакомиться с новой информацией из текста и выполнили все упражнения из учебника, даю задание выстроить ход событий из сказки пошагово. Для этого применяю методический приём ТРКМ «рыбий скелет», но несколько видоизменённым. Вместо рыбьей головы на рабочем листе изображён символ сказки и её название. Вместо хвоста – заключительная фраза сказки. Рыбьи кости заменяются на изображение следов. Суть и принцип приёма «рыбий скелет» остаются неизменными. Некоторые «следы» хода событий заполняются учителем, так как дети начальной школы находятся только в начале пути развития своих иноязычных компетенций. По заданию, ученикам необходимо дополнить «следы» определённой информацией из текста таким образом, чтобы логичность и последовательность происходящего в сказке не были нарушены. Это заставляет детей анализировать, сопоставлять, имеющуюся информацию, выбирать нужное. На этой стадии обычно организую работу в группах. После работы с текстом внутри каждой группы детям необходимо перейти к решению главной задачи – озвучить видео, которое я взяла для своих уроков в открытом доступе сети интернет. Здесь важно распределить кто за какой фрагмент отвечает, с какой скоростью и что нужно говорить, соединить кадры на экране с произносимым текстом, определить последовательность говорящих, определить объём текста для каждого с учётом подготовленности учащихся по предмету.
Детям более старшего возраста, после работы с текстом с применением стратегий смыслового чтения, удаётся создать короткое видео по прочитанному тексту самостоятельно, что в полной мере способствует развитию гибких компетенций учащихся.
Не менее действенным приёмом является подготовка учебного видеоролика учениками старших классов для младших. Например, для урока «Образ защитника Отечества в монументальных произведениях России и Германии», ученики 10 класса создали видеосюжет, где рассказывают о триптихе «Меч победы» на немецком языке. Предметное содержание данного урока по ФГОС — «Страны изучаемого языка и родная страна. Достопримечательности». Внедрялась разработка в соответствии с программой воспитательной работы ОУ, модуль «Урок», в рамках изучения темы «Мой город/ Meine Stadt» в 6 классе по линии УМК «Wunderkinder plus» О.А. Радченко, издательство «Просвещение». Ученический ролик использовался вовремя урока на стадии осмысления. Через комбинирование с работой с текстом, учащимся удалось узнать, как называются все 3 статуи, где они расположены и понять главную закономерность последовательности установки монументов. Кроме достижения предметной цели урока и формирования soft skills, был раскрыт воспитательный потенциал учебного процесса, направленный на воспитание патриотизма.
Вышеперечисленные варианты дополню возможностью, вовлечь учащихся, изучающих немецкий язык как основной, в процесс создания видеоматериала по изученной теме, для учеников, изучающих немецкий язык как второй иностранный. Таким образом, мои ученики 6 класса, пройдя тему «Зимние праздники в Германии и России (Рождество, Новый год)» по линии УМК «Wunderkinder plus» О.А. Радченко, издательство «Просвещение», сняли видеоролик на немецком языке об основных символах Рождества в Германии. Данное видео послужило дидактической основой для озвучивания после работы с текстом «Weihnachten», на занятии немецкого языка в 6 классе, по линии УМК «Горизонты», авторы — М. М. Аверин, Ф. Джин, Р. Лутц (стр. 30 — 31), издательство «Просвещение».
Личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей. При переходе от ресурсной экономики к экономике знаний, на первый план выходит личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества. Педагог, который готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, неизменно вовлечёт в этот процесс своих учеников.
Уважаемые коллеги!
Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте.
В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»
можно заказать учебники и учебные пособия по немецкому языку серии «Вундеркинды Плюс»
Все цены в официальном магазине сохраняются на уровне производителя. Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.