ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Автор: Ольга ЕМАНОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 5 мая 2022В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению
знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети
были путешественниками, открывателями и творцами
в этом мире.
В. А. Сухомлинский
Развитие творческих способностей! «Какое отношение это имеет к изучению иностранных языков?» — спросите Вы. Иностранный язык относится к особой группе учебных предметов, где мы имеем дело с обучением средствами приема и передачи информации. Иностранный язык не только учебный предмет. Он является средством воспитания в школьниках чувства понимания культуры других народов, говорящих на этом языке. Иностранный язык выступает сегодня в роли дополнительного инструмента познания. Он открывает доступ к информации, отсутствующей на родном языке.
Автор: Еманова Ольга Юрьевна
Место работы: МОУ Борковская средняя общеобразовательная школа имени И.Д. Папанина
Должность: учитель иностранного языка
Любой язык можно выучить, говорят специалисты. Нет такого понятия как лингвистический критицизм. Есть отсутствие достаточной мотивации. Возникает вопрос: что нужно для быстрого и эффективного изучения иностранного языка?
Есть ли люди, не способные изучить иностранный язык? Условное разделение на гуманитариев и технарей – это заблуждение. Это создание стереотипов. Известно когда люди с техническим сознанием владели несколькими иностранными языками. Главное – мотивация, желание, осознание для чего ты изучаешь язык.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся, одним из сильнейших мотивов в овладении обучающимися иностранным языком. Поэтому возникла идея организации внеурочной деятельности, используя активные формы работы, направленные на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности, стимулирования познавательного интереса к изучению языка.
Программа предназначена для детей 5 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности. Цель данной программы предполагает формирование элементарных навыков общения на немецком языке, придавая процессу обучения непрерывность в развитии личности ребенка в целом, его интеллектуальных и эмоциональных способностей, личностных качеств, которые проявляются в языке. Практические занятия способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение, выражать свои мысли. Предлагаю Вашему вниманию два занятия.
Тема: «Tiere» Окружающий мир. Природа: животные
Занятие № 1 «Домашняя птица»
Цель: научиться описывать петуха и курицу на немецком языке, нарисованных собственными руками. Вести диалог — обмен мнениями в ситуации «Кто это?», описывая свой рисунок. Сравнивать свою работу с работой одноклассников, используя знакомую и новую лексику.
Оснащение
Альбомный лист, акварель или гуашь, кисточки, стаканчик с водой, тряпочка, клеёнка на парту, фартучек для обучающихся (всё готово перед занятием.)
Ход занятия
- Приветствие обучающихся учителем. Осведомлённость об их настроении и готовности работать.
- У. : Heute malen wir einen Hahn und ein Huhn. Wir brauchen Farben, Wasser, einen Pinsel, ein Blatt Papier und gute Laune. Учитель, называя предметы на немецком языке, показывает их. Все слова сопровождаются действиями.
Nehmen wir zuerst gelbe Farbe und vorsichtig bemalen unsere rechte Hand. Dann machen wir so. Ставим отпечаток ладони на листе бумаги. Dann nehmen wir den Pinsel und beginnen zu malen. Mit roter Farbe malen wir einen Schnabel, Feder, Beine, dann nehmen wir blaue Farbe und malen Feder und einen Schwanz, machen wir kleine Punkte. Macht bitte so wie ich das mache! Wunderbar!
Таким образом, у нас получается силуэт петуха. Jetzt nehmen wir eine schwarze Farbe und malen ein Auge. Unser Hahn ist fertig!
Nehmen wir eine braune Farbe und vorsichtig bemalen unsere linke Hand. Dann machen wir so. Ставим отпечаток ладони на листе бумаги. Dann nehmen wir den Pinsel und beginnen zu malen. Mit gelber Farbe malen wir Feder und ein Auge, mit roter Farbe malen wir einen Schnabel und Beine, dann nehmen wir eine weiße Farbe und stellen solche kleine Punkte. Macht bitte so wie ich das mache! Super!!! Unser Huhn ist auch fertig. Jetzt unser Hahn ist nicht allein. Er hat eine schöne Freundin.
Mit blauer Farbe malen wir die Wolken, mit gelber — die Sonne, mit grüner – das Gras.
Все дети показывают, какие рисунки у них получились.
Затем новая лексика отрабатывается и закрепляется в разных упражнениях и речевых структурах. Затем, опираясь на опоры, дети отвечают на вопросы учителя, описывая свои рисунки. В заключении, обучающиеся ведут диалог-обмен мнениями, описывая свои работы.
- Wer ist das?
- Das ist mein Hahn. Er ist schön. Die Feder sind rot und blau. Der Schnabel ist rot.
- Und das ist mein Hahn. Er ist auch schön. Die Feder sind …
Дети получают удовольствие, описывая свои работы.
Как правило, они всегда хотят свои рисунки взять домой и показать родителям. Также мы устраиваем выставки готовых работ в классе.
Занятие рассчитано на 90 минут (одно занятие по 45 мин. в неделю).
Занятие № «Рыбки»
Ход занятия
1. Приветствие обучающихся учителем. Осведомлённость об их настроении и готовности работать.
2. У. Heute machen wir Fische. Wir brauchen Plastilin, ein Blatt Karton, einen Messer aus Kunststoff und gute Laune. Учитель, называя предметы на немецком языке, показывает их. Все слова сопровождаются действиями.
3. Nehmen wir zuerst gelbe Plastilin, rollen und kneten. Macht bitte so wie ich das mache! Wunderbar! Das ist ein Körper. Dann machen wir eine Schwanzflosse. Wir brauchen auch gelbe, rote und weiße Plastilin. Und jetzt das Fischmaul, die Rückenflosse, die Bauchflosse. Vergessen wir nicht die Schuppen und das Auge. Unser Fisch ist fertig. По аналогии делаем ещё оду рыбку. Можно сделать водоросли и пузыри. Рыбок можно украсить бисером и бусинками. (На протяжении всего занятия звучит спокойная музыка.)
4. Затем новая лексика отрабатывается и закрепляется в разных упражнениях и речевых структурах. Затем, опираясь на опоры, дети отвечают на вопросы учителя, описывая свои рисунки. В заключении, обучающиеся ведут диалог-обмен мнениями, описывая свои работы.
— Wer ist das? ….
— Das ist mein Fisch. Er ist klein aber schön: gelber Körper, der Schwanz ist rot, gelb, weiß, die Schuppen sind bunt.
— Das ist mein Fisch. Er ist auch klein aber schön: ……
Дети получают удовольствие, описывая свои работы. Как правило, они всегда хотят их взять домой и показать родителям. Также мы устраиваем выставки готовых работ в классе.
Занятие рассчитано на 90 минут (одно занятие по 45 мин. в неделю).
Практический опыт убеждает, что использование таких форм работы при организации внеурочной деятельности позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности обучающихся и интереса к предмету.
Список использованной литературы
1. Савина С.И. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. – 160