ЛЭПБУК, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Марина КУЗЬМИНА | Рубрика: Без рубрики Пятница 24 июня 2022Данная статья знакомит с понятием «лэпбук» в современной методике обучения иностранному языку. Приводятся примеры использования интерактивных лэпбуков, способствующих развитию лексико-грамматических навыков обучающихся, необходимых при работе с текстом.
Автор: Кузьмина Марина Валерьевна
Место работы: МАОУ «Городищенская средняя общеобразовательная школа»; Туринского района, Свердловской области
Должность: учитель
Lapbook, as a means of developing lexical and grammatical skills of students in English lessons
This article introduces the concept of lapbook in the modern methodology of teaching a foreign language. Examples of the use of interactive laptops that contribute to the development of lexical and grammatical skills of students necessary when working with text are given.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения обучающимися, основной образовательной программы. Учитель должен не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться, привить навыки практических действий.
Для достижения обозначенных результатов необходимо осваивать и применять в практике работы современные педагогические технологии, методы и средства обучения. Одной из современных технологий работы — работа с лэпбуком.
В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга).
«Лэпбук» представляет собой потемную папку, в которой учебные материалы группируются по разделам. На страницах папки расположены «кармашки», окошки, выдвижные элементы и т.п., в которых располагается дидактический материал.
Автором технологии считают американку, детского писателя Тэмми Дюби. Она предложила наполнить небольшую папку разнообразными картинками, «кармашками», стишками и бумажными поделками для аккумулирования информации, которую освоили дети. Это педагогический прием получил свое развитие и в дальнейшем стал самостоятельной педагогической технологией.
Существует следующие виды лэпбуков:
- учебные;
- игровые;
- поздравительные;
- праздничные;
- автобиографические.
В зависимости от содержания и наполнения лэпбуки могут быть простыми и интерактивными.
Использовать лэпбуки на уроках английского языка я стала последние пять лет с учащимися пятых классов. В большинстве своем предлагаю обучающимся создать учебные, интерактивные лэпбуки, которые позволяют систематизировать лексику и грамматику по изучаемым темам. Наиболее доступным форматом лэпбука стала обычная школьная тетрадь с потемным содержанием.
Лэпбук предполагает подготовительную работу учителя. Необходимо продумать конечный результат оформления учебного материала, чтобы учащимся свободно могли систематизировать и обобщать полученные знания на уроке.
В настоящее время существует большая база готовых таблиц, «кармашков», мини-книжек, выдвижных элементов, которые учителю остается только распечатать и заполнить с учащимися на уроках.
На начальных этапах работы с лэпбуком использовала предложенные шаблоны в сети Интернет. Сегодня я самостоятельно разрабатываю собственные шаблоны лэпбуков и размещаю их на страницах профессиональных сообществ.
Учащиеся записывают новую лексику, систематизируют грамматический материал на заранее разработанном учителем шаблоне. Затем учащимся предлагается повторить записи в классе и систематизировать изученный материал исходя из своих принципов классификации учебного материала. На следующий урок каждый учащийся демонстрирует результат своей работы.
В коллекции моих учащихся можно увидеть: «Колесо времен и месяцев года», «Цветик — семицветик» с лексикой по теме «Цвета», «Шкаф» с лексикой теме «Одежда», «Школьную доску» с лексикой по теме «Школьные предметы», «Полки с продуктами» с лексикой по теме «Еда», «Земной шар», на котором расположены страны мира.
Удобные схемы систематизации грамматического материала по темам: «Настоящее время», «Настоящее длительное время», «Прошедшее время».
Интересно и красочно оформленный самими учащимися лексический и грамматический материал используется на уроке в качестве опоры для монологической, диалогической и письменной речи, которая является основой успешной работы с текстом на английском языке.
Удобно использовать лэпбук при повторении учебного материала. Учащиеся с легкостью находят нужный материал при переводе текста и используют его.
Одним из минусов лэпбукинга является значительное количество времени, необходимого на оформление и заполнение различных бумажных схем, окошек, выдвижных элементов и т.д. Как вариант решения, данные элементы изготавливать заранее и дети работаю с предложенными им шаблонами.
Лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у обучающихся творческого потенциала. Лэпбук учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя кругозор, формируя коммуникативные навыки и читательскую грамотность обучающихся.
Очевидно, что учащиеся, которые работают с лэпбуками, проявляют больше самостоятельности к изучению лексического материала, лучше знают грамматику, лучше читают и переводят тексты, успешнее выполняют предложенные задания к текстам.
Литература
- Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2015. С. 162–164.
- Пегушина М.А. Лэпбукинг как форма проектной деятельности. URL: https://konspekteka.ru/lepbuking-kak-forma-proektnoj-deyatelnosti/ (дата обращения: 21.04.2021).