«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Понедельник 27 июня 2022

Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя.

В.А. Сухомлинский

Автор: Костенкова Ирина Юрьевна

Место работы: ГОБОУ Мурманская КШИ №3

Должность: учитель английского языка

Основная цель обучения английскому языку в школе — развитие коммуникативных навыков. В процессе изучения иностранного языка обучающийся должен прийти к пониманию того, что английский язык — это средство общения, коммуникации, которое пригодится в жизни в самых различных ситуациях: в профессиональной деятельности, в быту, в путешествиях и в общении с иностранцами.

  Коммуникативная компетентность включает в себя развитие коммуникативных явлений:

—  умение читать и понимать прочитанное,

—  осуществлять диалогическое общение — отклик на то, что ученик понял из прочитанного текста,

—  умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию устно и письменно,

—  так и развитие общеучебных умений: работа с учебником, словарем, справочником;

—  развитие речи. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет успехов в учении, нет настоящего общения, а значит и коллективного труда.

Важным метапредметным результатом, которые можно формировать на уроках иностранного языка, является смысловое чтение, включающее: в себя три основных аспекта:

—  поиск информации и понимание прочитанного;

—  преобразование и интерпретации информации;

—  оценка информации.

Согласно ФГОС ООО учащиеся должны научиться «читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 450-500 слов, содержащие незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с различной глубиной проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания (определять тему, главную идею текста, цель его создания), пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (в том числе выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста), полным пониманием содержания; читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, схемы) и понимать представленную в них информацию» [8].

Термин «задержка психического развития» употребляется по отношению к группе стойко не успевающих в массовой школе детей. Однако эти дети не являются умственно отсталыми. Задержка психического развития проявляется в затрудненности осуществления сложных мыслительных операций: анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в недостаточно развитом уровне абстрактного мышления, а также в неустойчивости внимания и в снижении прочности запоминания.

У детей с задержкой психического развития:

—  замедленно происходит усвоение лексического материала;

—  затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике;

—  возникают проблемы при аудировании (слушании) устной речи;

—  появляются трудности в диалогической форме общения.

     Несформированность умственных операций и способов мыслительных действий у детей с ЗПР приводит к тому, «что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме» [5].

Неподготовленность школьников с задержкой психического развития к обучению чтению вызывает необходимость учета ряда факторов дидактико-методического характера. А это требует:

—  учета в процессе обучения чтению нарушений в речевом, интеллектуальном и сенсомоторном развитии детей и коррекции проявлении этих нарушений;

—  увеличения сроков овладения алфавитом на иностранном языке и правилам чтения;

—  применения разнообразных наглядных опор и игровых приемов.

Дети с ЗПР медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, искажают звуковой состав слов. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой. «В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного» [1].

Работа с текстом происходит поэтапно [6].

1. Предтекстовый этап — стадия «вызова»;

2. Текстовый этап — стадия осмысления;

3. Этап после чтения текста — «рефлексия».

Предтекстовый этап

На этапе перед чтением текста нужно активизировать знания учащихся, пробудить их интерес к изучению текста.

Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются регулярно выполняемые специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слов, которые могут вызывать затруднения при чтении иностранного текста. Конкретные задачи таких упражнений следующие: «установление связи между зрительными и речедвигательными образами слов, дифференциация сходных единиц чтения, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова» [7]. Материалом для упражнений служат слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбираются с учетом опыта детей, а именно, навыка чтения, в том числе и на родном языке.

В предтекстовом этапе работы целесообразно включать игровые приемы, например:

1. «Буква потерялась». На доске записываются слова из текста с пропущенной буквой. Учащиеся должны их прочитать, догадавшись, какая буква потеряна. Эта игра заставляет вглядываться в слова, развивает наблюдательность, внимание.

2. «Кто самый внимательный?» Учащиеся предъявляют слова для чтения, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством, расположением.  Дается определенное время на прочтение. Школьники должны найти одно из слов пары в тексте.

3. Приём «Ключевые слова». Ученики дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте

4. Прогнозирование содержание текста по заголовку. Этот прием работы заключается в предсказании содержания, задавая себя вопрос: «Что я знаю по этой теме?», «рассказывают свои ассоциации, в идеале — обсуждают свои предположения» [2].

Данные приемы способствуют не только формированию навыков правильного чтения, наращиванию темпа чтения, но и развитию механизма «упреждения», связанного с умением прогнозировать слова.

5. Результативен и такой прием: в процессе проработки связного текста учитель дает образец правильного чтения и затем неоднократно читает материал вместе с детьми вместе с детьми. При этом важно немного замедлять темп чтения.

Текстовый этап

 На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать различные задания, позволяющих провести проверку прочитанного.  Это основной этап, где и происходит непосредственная работа с текстом.

Важно в тексте, с которым работаешь:

1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания.

2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы.

3.Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Приемы работы на текстовом этапе:

1. Смена деятельности. Тренировка в чтении должна занимать значительную часть урока. Во избежание быстрого утомления школьников при однообразной работе, когда к одному и тому же тексту приходится возвращаться многократно, учитель каждый раз модифицирует задания. Дети читают по цепочке, абзацами, по эстафете, выборочно. Прием выборочного чтения дает возможность варьировать задание: школьники прочитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию («Рассмотри рисунок, подбери к нему предложения из текста»), на вопрос учителя, на конкретное задание.

Интерес учащихся к повторному чтению поддерживается не только за счет постоянной вариативности заданий, но и подчеркнутого интереса учителя к новому виду деятельности детей. Эмоциональность, выразительность необходимы педагогу, который обучает детей с ЗПР.

2. Не менее важна для формирования навыка правильного чтения организация наблюдения учащихся за чтением друг друга. Для этого целесообразно использовать такие приемы как:

— медленное чтение учителем, когда учащиеся имеют возможность следить по книге, используя закладку или водя по строке пальцем;

— комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором. Перед детьми стоит задача вовремя включиться в хоровое чтение;

       — сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками. Затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором.

3. Подбор текстов для чтения должен осуществляться с учетом нескольких требований: доступность содержания; простота слов и структуры предложений, входящих в текст; относительная занимательность сюжета.

4. В формировании навыка беглого чтения большую роль играет смысловая догадка. Умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета формируется в результате обучения. Специальная работа над развитием смысловой догадки очень важна, потому что у детей с ЗПР любая интеллектуальная операция несовершенна, тем более такая, как прогнозирование. Для развития смысловой догадки следует предлагать учащимся задания следующего типа:

—  Прочитайте заголовок, скажите, о чем пойдет речь в этом рассказе.

—  Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено?

—  Закончите предложение.

—  Прочитайте первую часть предложения, продолжите мысль.

—  Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Послетекстовый этап

Цель данного этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся, применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.

На этапе после прочтения текста учащиеся формируют личностное отношение к тексту и формируют его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии.

В качестве заданий на контроль понимания прочитанного текста учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную деятельность, причем не только речевую, но и творческую неречевую:

—  перескажи, расскажи, спиши, докажи…;

—  напиши, продолжи, закончи, дополни…;

—  найди эквиваленты, переведи…;

—  True or False? (Правда или ложь?);

—  заполни таблицу;

—  творческие задания: выполни рисунок к тексту, изготовь макет, инсценировки;

—  сочинение, пересказ, summary.

Summary – это краткое, сжатое изложение материала или обобщение основных идей, изложенных в каком-либо источнике информации. Главная цель написания summary – дать общее представление о какой-либо тематике, проблеме, вопросе. Для того чтобы изложение материала было последовательным и логичным, в summary обычно используются простые предложения, перечисления, обобщения и вводные слова.

Учащиеся с ЗПР усваивают материал после многократного выполнения упражнений, хотя и не всегда в полном объеме, при этом затрудняются в выделении существенного, закономерного, овладевают знаниями за более длительное время, чем учащиеся с нормальным интеллектуальным развитием, поэтому при обучении учащихся данной категории чтению для них необходимо подбирать дифференцированные задания [4]. Дифференциация по характеру мыслительной деятельности предусматривает задания различного уровня с точки зрения продуктивности. Для учащихся с ЗПР подбираются задания репродуктивного характера, например: прочитай текст; подчеркни незнакомые слова; отметь трудные для чтения слова.

Если учащиеся справляются с подобными упражнениями, можно предложить задания конструктивного характера:

—  На карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впиши недостающие слова.

—  На карточке предложена часть текста. Измени время повествования. Прочитай текст со своими изменениями.

—  На   отдельных   полосках   бумаги написаны разрозненные предложения. Составь из них связный текст.

—  На карточке помещена часть текста. Найди лишнее предложение.

—  На карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено.  Догадайся, где.

Дифференциация также может быть организована и по уровню творчества. Примерные задания творческого характера для учащихся с ЗПР таковы:

—  Реши анаграммы.

—  Раздели сочетания букв на слова, расставь знаки препинания и прочитай предложение. Составь подобные предложения для своих товарищей.

—  Подбери рифмы к словам.

—  Подготовь пересказ текста на основе готового плана.

—  Нарисуй иллюстрацию к эпизоду из текста.

—  Изобрази свое отношение к содержанию теста, нарисовав одну из «рожиц» (с улыбкой, нейтральную или грустную).

Приёмы развития навыков смыслового чтения (из практики)

I. Упражнения для развития техники чтения.

1. «Прыжки». Чтение через слово.

2. «Прятки».   Нахождение   в тексте слова с определенным буквосочетанием.

3. «Кто быстрее?».  Учащиеся ищут в тексте предложение, написанное на доске.

4. «Сканируй». На доске записано несколько слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.

5. «Фотоглаз». Запомнить несколько слов, написанных на доске, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит учитель, в перечне или нет?

6. «Эхо». По одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово следом. Это упражнение хорошо использовать на первом этапе обучения. Сильный ученик чувствует себя ответственным, а слабый уверен в себе, он уже услышал это слово, ему легче его узнать. Сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова.

7. «Детективы». За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

8. Чтение за учителем (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).

9. «Паззлы». Найти вторую половину слова (на карточках напечатаны части слов).

10. Чтение в ритм. Дети читают вслух, учитель простукивает ритм. Учащиеся должны за ним поспевать, один удар – одно слово.

II. Упражнения для развития осознанного логического чтения.

1. Назови одним словом (классификация).

2. Какое слово лишнее?

3. Чтение по ролям.

4. Придумай свое окончание к рассказу, сравни с окончанием автора.

5. Составь вопросы к тексту.

6. Составь предложение, расставив слова по порядку.

7. Составь связный текст (предложения даются на карточках).

8. Работа с текстом

1) Прочитай   текст самостоятельно, ответь на вопросы.

2) Расположи вопросы по порядку содержания текста.

3) Выбери заголовок для текста из предложенных.

4) Перескажи текст по картинкам (по вопросам).

5) Ответь на проблемный вопрос (для ответа на вопрос у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте).

6) Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.

Интересные и доступные для восприятия тексты на английском языке можно найти в Книгах для чтения И.Н. Верещагиной (издательство «Просвещение»).

 Чтение рассматривается в школьной методике как цель и как средство обучения иностранному языку [3]. Формирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным. Чтобы добиться желаемого результата, упражнения по формированию навыка чтения рекомендуется давать на каждом уроке, а не от случая к случаю. Работа с учащимися с ЗПР сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Приведенные выше упражнения вносят в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.


Список  литературы

1. Батырева, Л.В. Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы [электронный ресурс] — URL: https://urok.1sept.ru/articles/686370?yrwinfo=1644439741955511-3490360360822273979-sas3-0737-9f4-sas-l7-balancer-8080-BAL-6720

2. Жиренко, О.Е. Смысловое чтение. 1–4 классы: методические рекомендации / О.Е. Жиренко. – 3-е изд., М.: ВАКО, 2021. – 193 с.

3. Зюкова, В.А. Роль чтения в методике преподавания иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 46-47.

4. Коровин К.Г. Книга для учителя школы слабослышащих: обучение рус. яз., чтению, произношению. — М.: Просвещение, 1995. — 160 с.

5. Липунова, Г.Н. Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении [электронный ресурс] — URL: https://urok.1sept.ru/articles/632991

6. Одринская, А.Н. Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка [электронный ресурс]— URL: https://urok.1sept.ru/articles/676025

7. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 176 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации [электронный ресурс] — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/

9.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897. // Сайт Министерства образования и науки РФ [электронный ресурс]. Сор. Минобрнауки России. Режим доступа: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf.

Комментарии закрыты.