ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ «СФЕРУМ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Виктория МИЛЯКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 20 декабря 2022Системы управления обучением, или как их по-другому называют системы дистанционного обучения (Learning Management System) достаточно давно используются преподавателям высших учебных заведений по всему миру. Но в школы электронное обучение пришло относительно недавно, во время эпидемии коронавируса. У учителей не было возможности встречаться с детьми, объяснять грамматический материал и отрабатывать лексические единицы.
Автор: Милякова Виктория Владимировна
Место работы: МБОУ СОШ №17 Г.о.Коломна
Должность: учитель английского языка высшей квалификационной категории
На помощь учителям пришли различные образовательные платформы, такие как Учи.ру и Skyes school, Foxford и Zoom. Zoom — программа для организации видеоконференций, разработанная компанией Zoom Video Comunications. С помощью данной программы у школьников появилась возможность созвониться со своими учителями по видеосвязи. С помощью видеосвязи ученики посещали занятия, не выходя из дома, что было удобно и безопасно.
Но не все так хорошо, как подумали бы. Так как Zoom являлась американской компанией коммуникационных технологий, она наложила ряд ограничений в использовании для России, так как ограниченное количество пользователей, которые могли присоединиться к видеоконференции и лимит одной конференции в 30 минут. 19 сентября 2022 года российская компания «ВКонтакте» представила свой отечественный коммуникационный сервис для школ — учебный профиль «Сферум», который позволил сделать общение в сети безопасным, оградив его от посторонних.
Профиль «Сферум» — это отдельное закрытое и безопасное образовательное пространство, где школьники, учителя, родители могут общаться между собой, участвовать в чатах и конференциях, обмениваться учебными материалами. Пользователям доступны групповые чаты на более чем 1000 человек, аудио- и видео звонки без ограничений, возможность записывать голосовые сообщения и читать их текстовые расшифровки, хранить и пересылать файлом, объемом больше 2 ГБ. [https://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:Сферум_Видеосервис_обучения_и_общения_российских_школьников]
Учебный профиль «Сферум» адаптирован для образовательного процесса. Участники чатов общаются друг с другом в закрытом защищенном пространстве, а номера телефонов скрыты. Чтобы организовать общение, педагогу необходимо создать чат и поделиться ссылкой-приглашением или QR-кодом с учениками и родителями. Глава Минпросвещения подчеркнул, что «Сферум» — это отечественная разработка, которая призвана заменить зарубежные аналоги видеоконференцсвязи. Она содержит сертифицированные учебные материалы для школьников и учителей, а также там внедрена социальная сеть для общения учащихся, учителей и родителей. Все материалы выверены, они полностью соответствуют учебным программам, а сама система абсолютно защищена, и «ее никто не может взломать», заявил Сергей Кравцов [https://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:Сферум_Видеосервис_обучения_и_общения_российских_школьников].
Основные принципы «Сферума»:
- идентификация – возможность указать информацию о себе (школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.)
- присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками;
- отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.);
- общение – возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы);
- группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам;
- репутация – возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети;
- обмен – возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами (фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.).
Как можно увидеть исходя из этих принципов, возможности у «Сферума» очень велики: это и самопрезентация, и обмен информацией, и общение, и координация. Все эти возможности могут помочь педагогу при их правильном использовании и при реализации конкретных педагогических целей.
Актуальной задачей для образовательной системы является сотрудничество с родителями, которое направлено на консультационную, методическую помощь, а также на организацию индивидуального и группового взаимодействия педагогов и родителей по вопросу обучения ребёнка. Поэтому необходимо найти такие формы сотрудничества, содружества, взаимопомощи, чтобы совместные усилия семьи, образования способствовали всестороннему развитию детей, что позволяет своевременно выявлять и решать проблемы в их воспитании, это позитивно отражается на физическом, психическом состоянии ребёнка. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия образовательных организаций с семьёй, на сегодняшний момент являются одним из самых актуальных. В основе взаимодействия лежит сотрудничество с родителями с целью достижения взаимопонимания, которое основано на дружеских отношениях и невозможно без общения и взаимодействия. Для того, чтобы сформировать активную жизненную позицию родителей и улучшить отношения между ними и педагогами, необходима активная совместная работа или взаимодействие, в основе которого лежит не только сотрудничество, но и уважительное отношение друг к другу, а также равенство в отношениях. Под сотрудничеством понимаются не только взаимодействие, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопонимание и взаимовлияние. Общение способствует тому, что педагоги и родители могут лучше узнать друг друга. Многие педагоги отмечают, что такие ещё недавно инновационные формы взаимодействия с родителями, как «круглый стол», «вопрос–ответ» в настоящее время не привлекают достаточную аудиторию и не позволяют обсудить с членами семьи различные проблемы воспитанников в связи с занятостью родителей. Это мешает выявить разные моменты воспитания и образования ребёнка, вовремя скорректировать образовательный процесс.
Чем же полезен «Сферум» для обучения английскому языку?
- В нем есть возможности для групповых видеоконференций до 100 участников, которые доступны с любого устройства (ноутбук или смартфон).
- Во время урока можно дистанционно подключить весь класс или отдельных учеников. Каждый из собеседников может включить демонстрацию экрана или виртуально поднять руку.
- В данном сервисе присутствуют чаты для учебы и общения, в которых можно делиться видео, фотографиями, презентациями и другими материалами, необходимыми для занятий.
- Сервис «Сферум» интегрируется с конкретной образовательной организацией и создается отдельное школьное сообщество — закрытая группы, в которую можно приглашать учителей, родителей и учеников.
- Преподаватели могут управлять классами и назначать уроки, а администрация школы — публиковать видео, статьи и документы для всех участников сообщества.
Преимущество социальной сети «Сферум» по сравнению с другими сетевыми ресурсами является более широкий спектр возможностей:
- отправка документов различного типа;
- создание диалога;
- создание бесед с несколькими участниками;
- создание открытых и закрытых групп. Их отличие в том, что доступ к открытым группам имеют все активные пользователи сети, а закрытым, только те пользователи, которые получили приглашение в группу от пользователя обладающего правами администратора. Данный способ является самым надёжным и целесообразным, так как каждый родитель, зайдя на страницу групп, может посмотреть всю необходимую информацию о его ребёнке, получить советы и рекомендации по интересующим его вопросам, обсудить волнующие его темы. В группе все участники могут общаться на «равных», делиться своими впечатлениями, проблемами, высказывать своё мнение. Группы имеют такой сервис «обсуждения». Участники группы в обсуждениях имеют возможность создавать «темы». В темах пользователь может размещать информацию различных типов, другие участники группы могут ее комментировать, вступать в обсуждения.
С помощью сервиса «обсуждения», возможно разрешение проблемы педагогического просвещения родителей школьников. Например, педагог публикует в обсуждениях статью о возрастных особенностях детей и родители (в удобное для них время) имеют возможность к ней обратиться и обсудить возникшие вопросы в комментариях. Это, несомненно, очень сокращает время дискуссий на родительском собрании. Очень важным плюсов в сети «Сферум», по нашему мнению, является то, что данная сеть позволяет пользователем обмениваться информацией абсолютно любого типа (текстовые документы различных форматов, изображения, аудио и видео файлы).
На своих уроках английского языка с помощью данной платформы:
- делили обучающихся на группы для составления диалогов;
- демонстрация учебника и различных материалов;
- функция «доски», на которой обучающиеся записывали свои ответы.
Общаясь с детьми «на их территории», учитель становится ближе к ним. Это улучшает и облегчает коммуникацию и взаимопонимание.
В «Сферум» удобно распространять электронные книги, учебники, пособия и дополнительные материалы, которых нет в библиотеке. Учитель может вести свою страницу и размещать на ней материалы для учащихся различного уровня.
Находясь перед экраном монитора, а не перед аудиторией, застенчивые ребята чувствуют себя более спокойно. Это их раскрепощает, и они охотнее идут на контакт и принимают участие в дискуссиях.
Разбор и анализ темы, затронутой на уроке и не выясненной до конца, может быть перенесен в онлайн-режим. Через интернет педагог сможет давать задания, консультировать, отвечать на возникающие вопросы.
Разработка совместного проекта в онлайн-режиме обеспечит постоянный доступ к обнародованию результатов, спорных моментов и позволит руководителю отслеживать и контролировать его ход. Создание опросов поможет при сборе данных о мнении пользователей по той или иной проблеме.
Можно записывать и выкладывать аудио- и видеофайлы с лекциями или просто интересными фактами. Вбив в поиск ключевые слова, легко найти большое количество обучающих записей по заданной тематике. Бывают случаи, когда ученик не способен посещать занятия, либо в связи с определенными обстоятельствами обучение переведено в дистанционный режим.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование образовательных платформ дает много возможностей для развития не только обучающихся, но и учителей. Образовательные ресурсы сети Интернет открывают широкие возможности доступа к информации и технологиям при проведении учебного процесса, проверки уровня знаний по школьным дисциплинам. Это, в свою очередь, предполагает всеобщую компьютерную грамотность, создание условий для интенсификации информационного обмена между всеми звеньями системы непрерывного образования.
В заключении хотелось бы отметить, что не следует забывать о роли учителя в отношениях «образовательная Интернет платформа – ученик». Именно учитель должен найти индивидуальный подход к обучающемуся, скорректировать его работу на платформе и направить в нужном направлении. При работе с Интернет-ресурсами учителю необходимо провести тщательную работу по отбору, проверки и выбору материалов на платформе.
Задача педагога в интерактивной технологии: направить процесс обмена информацией; выявить многообразие точек зрения; обраться к личному опыту участников; поддержать активность участников; соединить теорию и практику; облегчить взаимопонимание участников; поощрить творчество участников.
Тенденции развития социальных платформ указывают на то, что внедрение виртуального общения в образовательный процесс неизбежно. В связи с этим важно, чтобы знания и навыки учителей в использовании информационно-компьютерных технологий были на должном уровне и непрерывно развивались.
Список использованных источников: