РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Ольга Букичева | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ МЕТОДИСТА Вторник 25 апреля 2023«В 21 веке безграмотным считается
уже не тот, кто не умеет читать и писать,
а тот, кто не умеет учится, доучиваться
и переучиваться.»
Элвин Тоффлер
В наши дни перед школой, как образовательной организацией стоит множество задач, одна из которых – создание педагогических условий для развития компетенций личностного саморазвития.
Автор: Букичева Ольга Александровна
Место работы: МОУ Раменская СОШ №21 с УИОП
Должность: учитель английского языка, заместитель директора
В данной статье будут рассмотрены ключевые аспекты формирования глобальных компетенций на уроках иностранного языка, с целью подготовки будущих выпускников к жизни в постоянно меняющемся мире.
Под глобальными компетенциями (далее – ГК) понимают способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других. Иностранный язык, сам по себе глобальный предмет в рамках изучения которого учителя создают педагогические условия для обсуждения, высказывания различных точек зрения, опираясь на знания по литературе, истории, биологии, географии и других учебных дисциплинах.
Для чего необходимо формировать глобальные компетенции у обучающихся общеобразовательной школы?
- для формирования готовности жить в многокультурном мире, для формирования навыков без конфликтного решения вопросов и поиска компромиссов.
Роль педагога в формировании у учеников глобальной компетентности на уроках иностранного языка заключается в создании условий:
- для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;
- для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия;
- для формирования аналитического и критического мышления школьника;
- для того, осознания школьниками собственной культурной идентичности и понимания культурного многообразие мира;
- для формирования осознанного отношения к потреблению различных ресурсов, включая природные, а также информационные;
- для формирования представления о сотрудничестве в коллективе, парах и группах;
- для формирования представления о рынке труда, востребованных профессий; роли иностранного языка в профессиональном развитии.
Учебные ситуации, направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся, являются основой для формирования ГК на уроках иностранного языка. Содержание программы по предмету «Иностранный язык» основного общего образования затрагивает такие глобальные темы, как национальные традиции, экологические проблемы, жизнь в мегаполисе или в сельской местности, здоровый образ жизни, проблемы молодежи, выбор профессии и др. Перед учителем стоит задача – способствовать выражению личного отношения к той или иной ситуации, а также глобальной теме/ проблеме.
Для достижения максимальных результатов по формированию ГК педагоги используют ресурс внеурочных занятий, внеклассных мероприятий, применяют современные педагогические технологии.
Одной из ведущих и перспективных технологий, используемых учителями иностранного языка на занятиях для формирования ГК – дизайн мышление. По определению Т. Брауна дизайн мышление — это подход к проектированию инновационных решений, ориентированный на человека. Он основан на инструментах, применяемых дизайнерами, и используется с целью интегрирования потребностей людей, бизнеса и технологических возможностей. Данная технология в учебном процессе позволяет моделировать различные проблемные ситуации, обучающимся «примерять» различные роли, выражать не только личное мнение, но и рассматривать ситуацию с разных сторон.
Использование видео ресурсов на уроках иностранного языка позволяет приблизить обучающихся к реальным жизненным ситуациям, ощутить специфику языка, эмоциональную окрашенность. При задаче – развивать ГК учитель организует дискуссии, дебаты после просмотра видео сюжета, например, о последствиях урагана, развитии технического прогресса, биографии выдающихся деятелей науки, искусства, бизнеса. Тем самым демонстрируя школьникам, что в любой ситуации могут быть положительные и отрицательные стороны, а также различные точки зрения.
Технология синквейн в основном применяется для развития критического мышления обучающихся. Одновременно, применения данной технологии поможет школьникам лучше запомнить слова, стимулировать к анализу ситуации/ текста, выделить главную мысль, сформулировать личное мнение, сделать вывод. Может быть применима к формированию функциональной грамотности в целом. Современные реалии требуют от педагога готовности к постоянному развитию, наличия достаточных знаний, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе.