ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ) НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Юлия КОЛЯДНАЯ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Четверг 8 июня 2023Нельзя сказать, что вопрос развития функциональной грамотности стал актуален только сейчас, когда об этом упомянули в ФГОС третьего поколения.
Проблема грамотности общества появляется уже с X–XI вв. со времен Ярослава Мудрого. В XVI в.
Автор: Колядная Юлия Сергеевна
Место работы: МБОУ СОШ №1, ст.Новопокровской, Краснодарского края
Должность: учитель английского языка
Когда государство развивается быстрыми темпами, данная проблема ставится уже на государственном уровне. Но на данном этапе она понимается как проблема достижения элементарной грамотности (умение читать, писать).
Острой социальной проблемой неграмотность населения становится после Октябрьской революции, и в период с 1919 года по 1930-е годы государство проводит большое количество мероприятий по ликвидации неграмотности.
В 50-х годах XX века проблему грамотности населения начинают рассматривать на международном уровне в связи с созданием в 1945 году Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
В 70-х годах XX века с изменениями в общественной жизни расширяется и понятие «грамотности». Впервые термин «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. В 1978 году ЮНЕСКО перерабатывает текст документа, выработанного в Тегеране, и в новой редакции этого документа «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].
Современный мир постоянно меняется, совершенствуется, становится сложнее, чем был раньше. С этими изменениями требуются и актуальные подходы в педагогике. Учителю, который теперь является только проводником в мир знаний, следует быть современным, понимать интересы детей, для того, чтобы суметь заинтересовать их, научить их грамотно функционировать в различных сферах человеческой деятельности. Задача педагога организовать метапредметность, выходить за рамки конкретного учебного предмета, синтезировать максимальное количество учебных знаний для того, чтобы уметь решать возникающие задачи. Функциональную грамотность делят на читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.
Больше всего в своей работе я использую задания на финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В данной статье я хочу поделиться опытом работы по направлению развития финансовой грамотности обучающихся на уроке иностранного языка.
Элементы финансовой грамотности я включаю в свою деятельность, когда позволяет соответствующий лексический материал. Темы: «Покупки (одежда, еда)», «Подарки» — прекрасно подходят для интегративных заданий.
Задания с элементами финансовой грамотности – это хорошая возможность изучить новые лексические единицы, повторить уже изученные (в том числе числительные), а самое главное такие задания привлекают интерес всех обучающихся, с разным уровнем знаний.
При составлении заданий помимо простых форм (посчитать общую сумму покупок), я использую комплексные формы, с постановкой проблемы.
Например, ребятам ставлю задачу сэкономить, для этого им нужно обработать визуальную информацию (ценники со скидками, программами лояльности (по карте), условности на ценниках (2 по цене одного (2=1), 1+1 – цена за одну штуку при покупке от 2 штук единовременно (типичное 2+1, 5+1) или это же – минус 36% при покупке от 2 штук).
Конечно, весь объем данных, представленных выше, я не даю единовременно, но использую их поэтапно и дозировано. Обязательно все цены я указываю в валюте изучаемой страны, в фунтах стерлингов и, конечно же, прошу ребят перевести получившиеся суммы в рубли, используя актуальные курсы валют. Со старшими обучающимися иногда переводим и в доллары и в евро.
Я стараюсь больше составлять задания авторские, но часто в учебных пособиях, учебниках авторский коллектив предусматривает отличные задания на развитие функциональной грамотности.
Так, например, в учебнике 8 класса авторов В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш. Перегудова и д.р. в Unit 6 представлено много заданий на финансовую грамотность.
В уроке № 3 «If I went to Britain…» есть упражнение №3, которое напрямую связано с развитием финансовой грамотности. В первой части задания ребятам предлагают ознакомиться с рекламными предложениями по покупке одежды, во второй части нужно представить, что у них есть £100 и им нужно купить подарки для друзей, родственников и озвучить результаты выбора, используя сослагательное наклонение. [2]
Если посмотреть на цены, представленные в рекламном буклете, то можно увидеть, что много вещей купить не получится, и здесь ребятам приходиться анализировать свои финансовые возможности, чтобы получилось купить несколько вещей.
Ребятами моего 8 класса это задание очень понравилось, оно вызвало у них небывалый энтузиазм, в работу включились ребята с низким уровнем знаний. Некоторые обучающиеся старались сэкономить, взять недорогие вещи, чтобы угодить и друзьям и родственникам, другие – решили взять дорогие, но качественные, по их мнению, товары, чтобы порадовать только самых близких. Нашлось нестандартное мышление, один из ребят решил купить на все £100 оригинальные аксессуары (самая дешевая позиция в списке – £8), аргументируя это тем, что он сможет сделать приятно большему количеству людей, уточнив, что один из этих аксессуаров он бы купил для меня!
В рабочей тетради указанного УМК в данном уроке упражнения 2 и 3 учат ребят разбираться в своих потребностях. Обучающимся предложено на английском языке согласиться или отказаться от какой-либо вещи, объяснив причину. [3]
Здесь можно познакомить ребят с инструментом SMART (Specific, Measurable, Achievable or Attainable, Relevant, Time Bound), который помогает правильно ставить любые цели, в том числе финансовые. SMART-цели более эффективны, чем обычные, потому, что нереалистичные или общие цели заведомо настраивают нас на неудачу, так как без заданного направления мы начинаем теряться, предъявлять к себе завышенные требования и расходуем энергию непродуктивно. Преимущество SMART-целей же в том, что они позволяют нам контролировать весь процесс нашего движения к результату.[4]
В уроке №4 «I wish I could wear jeans to school!» этого же раздела в задании 4 сказано, что иногда мечты людей связаны с деньгами. Ребятам предлагают сначала прослушать, что бы сделал Элик если бы у него было много денег, а затем в парной работе обсудить, что бы сделал каждый из них, имея много денег. Здесь мы говорим о разумном финансовом поведении. Из прослушанного текста мы узнаём, что Элик не совсем правильно распорядился бы деньгами (нанял бы кого-то для уборки в его комнате, для выполнения скучных домашних дел, устроил бы вечеринку), его поведение в этой ситуации нельзя назвать финансово грамотным. После обсуждения его мнения, обучающиеся обдумывают полученную информацию и представляют свое мнение с позиции финансово грамотного человека.
В уроке №6, в задании 1.2) ребят знакомят с известными брендами и магазинами страны изучаемого языка, такими как Mark and Spenser, Traid, Warehouse, Tammy, Miss Sixty, Top Shop. Мы рассмотрели каждый магазин, сравнили их популярность, используя аутентичные статистические данные. Здесь важной была информация о том, что если ты хочешь купить что-то дешевле, ты можешь отправиться в Traid – это мы узнаем из рассказа детей, а так же открываем раздел учебника «Linguistic and cultural guide», где мы можем уточнить эту информацию. В уроке 3 так же упоминаются магазины, мы узнаем, что James Smith and Sons – это магазин, специализирующийся на продаже зонтов, а в Tea house мы можем приобрести различные виды чая. Великолепный Body shop предлагает туалетные принадлежности и косметику по низкой цене, особенность его в том, что там продают товары, которые не тестировались на животных, таким образом, они заботятся об окружающей среде. Здесь уже включается естественно-научная грамотность, т.к. здесь же упоминается еще и Natural Shoe Store, обувной магазин, торгующий обувью, изготовленной способом, который не разрушает экологическую среду. В рамках данного разговора можно предложить ребятам придумать свой необычный бренд, магазин.
В этом же разделе, в уроке №9 «Is shopping cool?…» представлено сочинение Джейн, которая высказывает мнение о совместном шоппинге с мамой. В рамках данного урока я смогла предложить ребятам обсудить типичную тему, поговорить об онлайн шоппинге.
В учебном пособии «Подготовка к ГИА» (компонент представляемого УМК) в разделе «Term 4»представлено задание на чтение об онлайн шоппинге, можно сначала организовать работу с данным текстом, для того, чтобы у ребят были готовые аргументы на английском языке при работе с этой темой. Здесь же, в разделе 4 «Письмо» предложено написать письмо личного характера по теме шоппинга, ходят ли они на шоппинг в своё свободное время, что они покупают, какую вещь купили последней. [5]
В рамках данной темы у нас получилось обсудить преимущества и недостатки шоппинга онлайн (организовали небольшой коммуникативный бой на английском языке), вспомнить правила безопасного использования онлайн оплаты, потренироваться в чтении визуальной информации (скидки, особые условия, системы лояльности для клиента, отзывы на товар и пр.). Для визуализации я представила ребятам аутентичный сайт маркетплейса. Несмотря на незнакомую лексику, ребята довольно хорошо смогли ориентироваться на данном ресурсе, что говорить, это современные дети, кое-чему и они нас могут научить…
А ведь развитие функциональной грамотности не заканчивается с окончанием школы или университета. На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, постоянно совершенствуемся, допуская ошибки и, анализируя их, узнаем что-то новое, или видим то, что мы давно знали, но с нового ракурса – к этому мы, педагоги, и должны подвести ребят, показать им их бесконечные возможности познания этого мира!
Список использованных источников:
- Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike
- Английский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 14-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 238 с. : ил. — (Академический школьный учебник). — ISBN 978-5-09-022795-7
- Английский язык. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение», 2013. — ISBN 978-5-09-031195-3
- https://lectera.com/magazine/ru/articles/uspekh-ne-za-gorami-metod-postanovki-celei-smart
- Английский язык. Подготовка к итоговой аттестации. Контрольные задания. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. П. Кузовлев, В.Н. Симкин, Н.М.Лапа и др.] — М. : Просвещение, 2016. — 63 с. : — ISBN 978-5-09-038557-8