ПРИМЕНЕНИЕ МЕМОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Наталья ПОЛОВНИКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Вторник 20 июня 2023Как считают Купчинская М. А. и Юдалевич Н. В., авторы статьи «Клиповое мышление как феномен современного общества», реалии современного мира таковы, что люди все меньше воспринимают информацию через чтение и всё больше получают ее с помощью визуальных образов. [4] Подрастающее поколение не является исключением. По мнению Крайновой А. С. [3] доминирование прагматичного образа жизни, ускорение ритма восприятия информации порождают потребность в разрушении её однородности и стремление разбивать информацию на отдельные фрагменты.
Автор: Половникова Наталья Анатольевна
Место работы: МБОУ «Гимназия №1» города Полярные Зори
Должность: учитель иностранных языков высшей квалификационной категории
В результате происходит трансформация информационного поля, в котором пребывает подросток. Как следствие, меняется его мышление, а также восприятие, характеризуемое более быстрым переключением с одного фрагмента информации на другой. Исходя из этого, возникает понимание того, что и в процесс обучения необходимо вносить изменения, отвечающие данным преобразованиям.
Одним из приемов, который позволят добиться большей эффективности усвоения изучаемого материала, на мой взгляд, будет применение мемов на уроках английского языка. Понятие «мем» ввел британский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз в 1976 году. В книге «Эгоистичный ген» он предположил, что человеческая культура развивается по законам биологической эволюции. И если в биологии гены копируют себя и передаются от человека к человеку, то должен быть и аналогичный термин для единицы культурного наследия. Так появилось слово «мем». Под ним Докинз подразумевал популярные в обществе идеи, тенденции, навязчивые мелодии, модные выражения и крылатые фразы.
Название произошло от древнегреческого μιμητής («миметес») — «подражатель, имитатор». В своих мемуарах Докинз пишет: «Слово mimeme имеет подходящий греческий корень, но я ищу односложный термин, который бы напоминал своим звучанием «ген». Надеюсь, мои друзья-классицисты простят меня за сокращение «мем». В качестве альтернативы его можно соотносить со словом memory (англ., «память») или с французским словом même (фр., «тот же, однообразный»)». [1]
Говоря обывательским языком, мем — это, чаще всего, картинка с текстом. Применительно же методики обучения английскому языку, мем можно рассматривать, как способ визуализации значимого контекста. В связи с этим, мемы выступают одним из многих инструментов, которые способны разнообразить процесс обучения, делая его интересным и необычным по нескольким причинам:
Во-первых, вовлеченность обучающихся в процесс обучения будет более высокая, ведь изучать язык по мемам гораздо интереснее, чем просто заучивать слова. Перенос актуального Интернет явления на урок не может не вызвать эмоциональный отклик подрастающего поколения.
Во-вторых, это контекст и языковая среда. Разумеется запомнить слова будет проще, если знать в каком контексте их используют иностранцы. Каждый мем фокусируется на конкретной жизненной ситуации, общий контекст будет понятен по изображению, даже если обучающимся известны не все слова из текста.
Интерес и юмор — это основные преимущества мемов. Они замечательно запоминаются и при этом не требуют усилий для изучения. Мемы всегда вызывают эмоции: смех, грусть, удивление, любопытство, ностальгию. Чтобы смотреть мемы, дополнительная мотивация не нужна, потому что они воспринимаются мозгом как развлечение, а не как учебное пособие.
В статье «Потенциал использования интернет-мемов в качестве обучающего средства», А.О. Загоруйко, М.А. Ефремова предлагают подробную классификацию интернет-мемов в основу которой заложены различные принципы [2].
1. Способ возникновения:
1.1. Преднамеренно созданные, форсированные – специально созданные для того, чтобы повысить степень популярности предмета, персоны, явления, события (интернет-мемы на популярную сегодня тему феминизма: A guy once told me he didn’t agree with me. This is why I need feminism. He shouldn’t be able to do that.);
1.2. Случайные – возникающие спонтанно (например, на основе некого непреднамеренного действия или неожиданного результата), имеют свойство быстро распространяться и набирать популярность (lolcats – забавные фотографии котов, ставшие мемами, в которых животное олицетворяет поведение человека);
1.3. Ссылающиеся на поп-культуру – в качестве источника выступают некие культурные, политические, социальные и прочие события (популярный в 2016 году мем с фотографией Леонардо Ди Каприо и надписью “This is not photoshopped!”).
2. Степень универсальности:
2.1. Универсальные – основанные на общих знаниях и доступные для декодирования представителю любого языкового и культурного сообщества (широко известный в России и за рубежом мем Be like Bill (Будь как Петя));
2.2. Сепаратные – узкоцелевые (ориентированные на определенную аудиторию (принадлежность к определенной профессии или социальному классу, некие общие интересы и т.п.: мемы про программистов:
The two states of every programmer: “I’m a God”, “I have no idea what I’m doing.
3. Структурный принцип:
3.1. Двусоставные – вербальный компонент состоит из двух частей: завязки и т.н. панчлайна, т.е. неожиданной развязки шутки, которая и обуславливает необходимый комический эффект (“It took you 15 minutes to get home. Google Maps said it takes 12. Who is she?!”);
3.2. Персонажные – в качестве невербального компонента выступает изображение некого персонажа, которое может быть закрепленной моделью, шаблоном для создания интернет-мема схожей тематики (мемы Philosoraptor);
3.3. Синтаксические – основанные на параллелизме конструкций и синтаксическом повторе при построении высказывания (“The Moor has done his duty, the Moor can go”);
3.4. Компаративные – основанные на сопоставлении нескольких изображений, точек зрения и т.д. Комический эффект достигается, например, за счет несовпадения воображаемого и реальности (мемы Expectation / Reality).
4. Тематическое разделение:
4.1. Развлекательные (“Linguist’s Halloween party: dress up like a dead language”);
4.2. Политические (мем с фотографией ухмыляющегося Дж. Буша-мл. и надписью “That moment when you’re no longer the worst president”);
4.3. Анималистические (мем Grumpy Cat);
4.4. Абстрактные (“My plus-one at your wedding will be either jealousy or loneliness”);
4.5. Табуированные (“I’m not racist – my shadow is black!”).
5. Способ воздействия:
5.1. Комические (практически все);
5.2. Философские, нравоучительные (“If actions are stronger than words, why is the pen mightier than the sword?”);
5.3. Общественно-политические (навязывающие, пропагандирующие определенные идеи: мем с фотографией Дональда Трампа: “I’m going to wish you the best retirement. And I’m going to make Mexico pay for it! Believe me!”);
5.4. Информативно-познавательные (комические изображения людей различных исторических эпох/стилей живописи и т. д.).
Говоря же о применении интернет-мемов в целях освоения английского языка, закономерно, на мой взгляд, классифицировать мемы в зависимости от изучаемого аспекта языка.
1. Лексические мемы помогают учащимся запоминать словарный запас, такой как устойчивые выражения, фразовые глаголы, идиомы.
2. Грамматические мемы, которые демонстрируют использование различных грамматических явлений в разговорных фразах.
3. Фонетические мемы – это мемы, направленные на овладение произносительной стороной речи.
Так как мемы являются способом визуализации изучаемого материала, они могут быть применены на различных этапах урока, как на уроках усвоения нового знания, так и на уроках комплексного применения полученных знаний.
Применение мемов на различных этапах урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
1. Организационный этап. На данном этапе мем может быть использован в качестве «яркого пятна», тем самым выполняя мотивационную функцию (рис. 1).
2. Этап изучения нового материала. Мем можно использовать, например, для иллюстрации грамматического явления (рис. 2).
3. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
При изучении лексики по теме «черты характера» попросите обучающихся подобрать соответствующее качество к фотографии с забавными котиками (рис 3.).
Рис 3.
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Урок комплексного применения знаний можно организовать в виде творческой мастерской, на которой предложить обучающимся попробовать себя в качестве создателей мемов, работая в специальных приложениях, генераторах мемов, таких как Meme Generator Free, Imgur и др. Здесь, работая в группах, ученики создают мемы по изученной теме.
Так же, обучающимся может быть предложено домашнее задание поискового или творческого характера: найти в Интернете мем на изученную тему.
Таким образом, мемы могут стать неотъемлемой частью изучения английского языка особенно среди подростов, ведь Интернет является неотъемлемой частью их жизни. Они очень легко усваиваются и, благодаря своему широкому распространению, часто попадаются на глаза, что позволит усваивать информацию на долгосрочную перспективу.
Библиография
- Докинз Р. Эгоистичный ген. Litres, 2016. 610 с. Dokinz R. Jegoistichnyj gen. Litres, 2016. 610 s.
- Загоруйко А.О и Ефремова, М.А. Потенциал использования интернет мемов в качестве обучающего средства [Электронный ресурс] (Дата обращения: 30.03.2023)
- Крайнова А.С. Клиповое мышление у подростков: его проявления и влияние на образовательный процесс / А.С. Крайнова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] (Дата обращения: 29.03.2023)
- Купчинская М. А. и Юдалевич Н. В Клиповое мышление как феномен современного общества// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] (Дата обращения, 29.03.2023)
- How many types of Meme [Электронный ресурс] – URL: (Дата обращения: 20.03.2023)
- The Meaning and History of Memes/ The New York Times [Электронный ресурс] – (Дата обращения: 20.03.2023)
- What Is a Meme? [Электронный ресурс] – (Дата обращения: 20.03.2023)
- «17 English Language Memes to Spark Your Fluency» [Электронный ресурс] – (Дата обращения: 20.03.2023)