«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ТЕХНОЛОГИЯ «READING CIRCLES» КАК ПРОДУКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Четверг 29 июня 2023

В данной статье изложена краткая характеристика известной современной технологии обучения читательской грамотности «Reading Circles» («Круг чтения»).

Автор: Карташова Юлия Габдулловна
Место работы: МАОУ «Начальная общеобразовательная школа № 7 имени В. И. Ефремовой» г. Усинска республики Коми
Должность: учитель английского языка

В частности, автор описывает и сравнивает принципы использования указанной технологии в средней и старшей школе с адаптированным подходом к применению методов «Reading Circles» («Круг чтения») на уроках английского языка в начальной школе. Представлены преимущества  и анализ возможностей  использования технологии на разных уровнях обучения английскому языку.

В Федеральном государственном стандарте образования (ФГОС) 2022 третьего поколения обозначены следующие требования к результатам обучения первому иностранному языку:

  • развитые навыки во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации — употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);
  • взаимосвязанность предметных с метапредметными и личностными результатами (опыт практической деятельности в повседневной жизни, умение участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности).

В Примерной рабочей программе по английскому языку для основной школы в разделе «смысловое чтение» представлен ряд умений, которыми должен овладеть выпускник, а именно:

«развитие сформированных в начальной школе умений читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания текста, с пониманием запрашиваемой информации.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме.

Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации»[3].

Уроки чтения, включенные в рабочую программу обучения английскому языку в школе, представляют собой неотъемлемую часть образовательного процесса по формированию умений и навыков владения иностранным языком. Эти умения позволят учащимся решать учебные, развивающие и воспитательные задачи.

Особенности уроков домашнего чтения способствуют развитию мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, знакомя с культурой страны изучаемого языка и учитывая индивидуальные особенности обучающихся. Именно эти уроки дают возможность интенсивно формировать навыки всех видов чтения: просмотрового, с извлечением определенной информации, и чтения с полным пониманием; они способствуют расширению лексического запаса, знакомят с новыми грамматическими структурами, позволяют использовать ранее изученные лексические единицы и грамматические структуры в новой ситуации. Самой главной особенностью уроков домашнего чтения является возможность создания условий для дискуссий и коммуникации [2].

Таким образом, чтение, формирующее  качества коммуникативно развитого и социально адаптированного  школьника,  активно способствует его интеллектуальному и творческому развитию. Оно оказывает существенное влияние на становление  нравственной и культурной позиции  ребенка, знакомит его с представлениями о разных сферах жизни вокруг него.

Современная методика обучения иностранным языкам предлагает огромный выбор проверенных и апробированных методов и технологий обучения чтению и работы с текстом. Одна из эффективных технологий, на мой взгляд, «Reading circles» («Круг чтения»),  разработанная  британским издательством Oxford University Press. (Рис. 1)

Технология «Reading Circles» представляет собой удачное сочетание продуктивного метода обучения с высокой эффективностью  учебно-познавательной деятельности школьников на уроке английского языка. Использование  данной технологии способствует развитию практически всех основных коммуникативных навыков обучения – чтения, письма, аудирования и говорения. Важно отметить, что при этом обогащается словарный запас обучающихся, закрепляются лексико – грамматические навыки. Эта технология помогает взглянуть на содержание читаемых и прочитанных текстов  с разных точек зрения, развить навыки углубленного чтения и самостоятельной работы с текстом. Другими словами, это – организация дискуссии по прочитанному тексту по принципу «читаю – обдумываю – сопоставляю – задаю вопросы — анализирую».

 Учителю необходимо учитывать соответствие подобранного материала (текста) предпочтениям учащихся для обеспечения успеха работы с ним. Если ребятам интересна тема произведения и оно им доступно в понимании, то чтение и его обсуждение будет довольно активным.

Что представляет собой технология “Reading Circles”?

  Это чтение и подробное многогранное обсуждение прочитанного произведения или отрывка в группе (группах). Класс делится на группы установочно по шесть человек, однако количество участников определяется учителем в зависимости от состава класса и его особенностей. Установленным группам предлагается для чтения текст (это может быть один и тот же текст для всех групп или разные произведения). Каждый участник группы исполняет свою роль

Обычно обучающимся предлагаются шесть ролей для работы по тексту: руководитель дискуссии — «Discussion Leader»; ответственный за пересказ — «Summarizer»; ответственный за связь произведения с реальной жизнью — «Connector»; специалист по важным словам в тексте — «Word Master»; специалист по важным абзацам — «Passage Person»; ответственный по поиску социокультурных единиц в тексте — «Culture Collector».

Руководитель дискуссии  («Discussion Leader») продумывает вопросы для первичного обсуждения текста и проверки понимания. Эти вопросы будут использоваться группой для обсуждения. По правилам, вопросы должны начинаться со слов:Who? What? Where? When? Why? How?

Ответственный за пересказ («Summarizer») готовит краткое изложение событий, фактов, происходящих в читаемом произведении, а также описывает героев и интересные явления в нем.

Ответственный за связь произведения с реальной жизнью «Connector» сравнивает события из текста с реальным миром (может сравнить их с опытом из своей личной жизни).

Специалист по важным словам «Word Master» отвечает за ключевые слова (ищет важные и трудные для понимания сразу слова и фразы).

Специалист по важным абзацам «Passage Person» ищет и находит в прочитанном тексте интересный, важный или трудный для него  эпизод, для того чтобы прочитать его вслух и вызвать других участников на сопутствующие вопросы по нему.

Ответственный по поиску социокультурных единиц «Culture Collector» читает текст и ищет в нем культурологические аспекты (традиции, обычаи, порядки, реалии), делает заметки и сравнивает культурные принципы из читаемого произведения с культурными принципами своего народа,  района или  страны в целом.

Итак, учащиеся читают текст и выполняют задание, которое определено за каждым в соответствии с его ролью. Прочитав текст, выполнив самостоятельно задание в своей категории (закрепленной роли), школьники объединяются в общую группу, так называемый «круг» и начинают активное обсуждение прочитанного произведения. В ходе такой формы работы они учатся: строить устное высказывание — описывать события в тексте с опорой на схемы и наглядный материал; передавать основное содержание прочитанного текста с опорой и без опоры на него; находить в тексте запрашиваемую информацию; записывать небольшое письменное высказывание с опорой на образец. Таким образом, происходит формирование навыков устной и письменной речи на английском языке. Роль учителя – оказывать консультативную помощь, при необходимости и обращать внимание на произношение, уровень сформированности умения учащихся читать с целью извлечения конкретной информации, а также на уровень знания и использования лексических единиц.

Изучая подробно данную технологию, может возникнуть вопрос, для какого уровня обучения она подходит. Для активного продуктивного обсуждения текста и успешного результата работы, необходимо учитывать уровень сформированности речевых навыков у школьников. А это в свою очередь,  напрямую зависит от уровня обучения английскому языку. Чем старше ученики, тем легче организовать и провести с ними работу такого типа. Поэтому часто это технология используется при изучении английского языка в средней и старшей школе. Каким образом подготовить учащихся начальной школы, только начинающих изучать английский язык и развить у них умение не просто читать английские произведения с извлечением информации, а читать их с пониманием и умением анализировать содержимое текстов?

Самое главное условие, которое позволит учителю начать практику использования технологии «Reading Circles» на уроках английского языка в начальной школе это – сформированное умение у младшего  школьника читать иноязычный текст самостоятельно. На  практике это умение сформировано у учащихся  4 класса.  

Учитель подбирает материал для чтения, соответствующий возрастным особенностям и уровню обучения учащихся. Прежде чем, представить ученикам  произведение для чтения и анализа, целесообразно задать стандартные вопросы для  обсуждения предполагаемого содержания текста. Например, я стараюсь найти и показать связь сюжета рассказа (сказки) с событиями или явлениями из жизни самих школьников или связь с рассказами, которые они уже читали. 

Затем, предлагаю учащимся совместно прочитать первые 2-3 абзаца рассказа (сказки), чтобы убедиться в их понимании первых событий истории.Обычно, в начале истории есть важные события, которые влияют на весь сюжет произведения.

На данном этапе работа с текстом также предполагает 6 ролей: руководитель дискуссии — «Discussion Director»; ответственный за пересказ — «Summary Director»; ответственный за связь произведения с реальной жизнью — «Connecting  Director»; специалист по важным словам в тексте — «Word Wizard»; специалист по отображению интересных моментов в тексте через рисунок — «Art Director»; ответственный по поиску интересных и важных абзацев в тексте — «Passage Master».

Стоит отметить, что указанные роли адаптированы под учащихся 4 класса, так как изначально они предназначаются для читателей более высокого уровня. Начиная работу в первый раз, считаю разумным предложить всем учащимся выполнить одну и ту же работу (роль). Не стоит давать разные роли – задания, пока ребенок не освоит навык работы с одной ролью. Поэтому необходимо обеспечить учащимся выполнение одного и того же задания (роли) несколько раз, при этом работая в группе. Как только школьники освоят правила работы по всем формам заданий, можно начинать  включать в процесс обучения все 6 установленных ролей. Для меня, как для учителя,  остается важным тщательно продумывать и разрабатывать план каждой работы с текстом, прежде чем надеяться, что ученики покажут тот результат, который я ожидаю. Я убеждена, что именно внимательная подготовка с учетом всех методических аспектов напрямую влияет на успех выполненной учащимися работы. В качестве примера рассмотрим урок чтения на английском языке в 4 классе по УМК «Английский язык» для 4 класса авторы Кузовлев В.П. Перегудова Э.Ш. и др., М.: Просвещение, 2018. –Учебник. Часть 2, Раздел 8, Урок 2 — с. 52-53. (Рис. 2)

На данном уроке дети знакомятся с отрывком из английского произведения «Superfudge» [1]. Дети читают текст – этот этап работы предполагает как совместное чтение вслух одной части текста, так и индивидуальное чтение про себя другой части. Важно убедиться, что все ученики понимают содержание читаемого текста. Я, как учитель исполняю  роль консультанта и во время чтения задаю общие вопросы, чтобы успешно завершить данный вид работы. После чтения, распределяем с ребятами роли с инструкциями для работы с текстом и обсуждаем, как будем работать. Как правило, эти задания учащиеся выполняют к следующему уроку чтения, когда будет проходить сам анализ и обсуждение прочитанного произведения непосредственно.

Важно обеспечить так называемую «смену ролей», то есть учащиеся, которые уже научились работать в данном режиме, на каждом новом уроке (занятии) получают новую роль и развивают новые коммуникативные навыки. С этой целью учителю удобно вести рабочий лист – расписание, где вносятся данные по каждому занятию – номер занятия, дата проведения, название рассказа, роли и закрепленные за ними имена учащихся (Рис. 3)

Работа с учащимися, организованная по данной технологии на уроке английского языка дала мне возможность увидеть,  как они учатся:

  • описывать события с опорой на зрительную наглядность;
  • передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на него;
  • читать и находить нужную запрашиваемую информацию;
  • составлять небольшое письменное высказывание с опорой на текст.

Использование технологии «Reading Circles» на уроках английского языка позволяет значительно увеличить время речевой практики для каждого ученика, улучшить процесс освоения материала всеми участниками группы, продуктивно решить поставленные на уроке  учебные задачи. Учитель же в свою очередь становится консультантом самостоятельной учебно-познавательной, творческой деятельности обучающихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции обучающихся, целостного развития их личности.

Список литературы:

  1. Английский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 частях. Ч. 1/  [В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова]. – М.: Просвещение, 2017. – C.12
  2. Болдышева Е.О. Технология «Reading Circle»: «чтение по кругу» Первые шаги в науке и практике [Текст]: сборник статей / Е. В. Бокова [и др.]; под ред. Н. П. Рыбниковой, С. Н. Горычевой; вступ. ст. Н. П. Рыбниковой. – Великий Новгород: МАОУ ПКС ИОМКР», 2016. – с. 30
  3. Примерная рабочая программа основного общего образования. Английский язык (для 5–9 классов образовательных организаций) М.: ИСРО РАО, 2021. – с. 10-11

Комментарии закрыты.