ЭНЕРДЖАЙЗЕРЫ (ЭНЕРГИЗАТОРЫ) – ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 13 июля 2023Проблема применения нестандартных форм и приемов на уроке иностранного языка в образовательном процессе исследуется довольно широко. В настоящее время ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Автор: Саитгореева Елена Мансуровна
Место работы: МОУ ИРМО «СОШ п. Молодежный», Иркутская область
Должность: Учитель английского и французского языков
Автор: Бутакова Светлана Владимировна
Место работы: МОУ ИРМО «СОШ п. Молодежный», Иркутская область
Должность: учитель немецкого языка
Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нестандартные подходы к организации процесса обучения в современной школе как средство межпредметных связей и интеграции.
Использование методов, технологийи форм интегрированного обучения на уроках иностранного языкапозволяет объединить два и более языка, как изучаемых дисциплин в рамках урочной и внеурочной деятельности обучающихся, в процессе изучения и углубления их знаний по одной и той же теме или разделу учебного предмета. Данный вопрос стал особенно актуален в условиях обучения второму иностранному языку с пятого класса (на выбор учащихся: немецкий или французский языки) на базе основного изучаемого иностранного: английского языка.
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся и позволяют решать многие коммуникативные задачи, одной из которых является обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся на уроке под руководством преподавателя.
Первоочередная задача учителя при обучении иностранным языкам состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность ученика.
Правильный выбор методики преподавания, подхода к аудитории, поиск и применение эффективных интерактивных методов и инструментов преподавания ведут к эффективному обучению иностранных языков.
Энерджайзеры (энергизаторы) – инструмент для успешной коммуникативной деятельности обучающихся на интегрированных уроках
Одним из ярких и эффективных интерактивных методов закрепления материала являются энердждайзеры. Энерджайзерами (анг.energizer) называют небольшие упражнения (обычно от 2 до 10 минут), которые снимают напряжение, создают комфортную, дружелюбную и творческую обстановку, сплачивают участников, помогают разделить их на группы. Часто один энерджайзер преследует несколько из указанных целей. Данные упражнения называют энерджайзерами, потому что они всегда выступают в роли эмоциональной, а часто и физической «встряски». Короткие пятиминутные активные задания, называемые «энерджайзерами» помогут «вдохнуть энергию» в группу.
В зависимости от целей обучения, виды и способы использования энерджайзеров могут меняться. Одни могут требовать большей физической нагрузки, другие больше умственных способностей, концентрации внимания и т.д. Энерджайзер может быть не только хорошим началом задания в смысле повышения энергии в группе или снятия напряжения, но может послужить и короткой настройкой на определенную тему – вводом в последующее задание.
Энерджайзеры также можно использовать как продолжение темы или содержания всего модуля или блока. Важно грамотно учитывать особенности группы и готовность каждого участника к выполнению того или иного упражнения. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
«Пинг-понг»
Учащиеся делятся на две команды и садятся на стулья в две линии, друг напротив друга. Учитель называет слово, которое нужно произнести по буквам. Первый участник первой команды говорит первую букву, продолжает первый участник второй команды и так далее, пока кто-нибудь не ошибется. Тот, кто допустил ошибку, уходит из команды. Побеждает та команда, чей игрок остался последним.
«5 Second Rule»
Правила игры просты: нужно успеть дать три ответа на вопрос до истечения пяти секунд. Ее цель — думать на иностранном языке как можно быстро и давать правильные ответы. Например: Name 3 parts of face, name 3 types of transport, name 3 phrasal verbs with ‘look’.
«Taboo Games»
Цель игры — «заставить» учеников думать на иностранном языке. Можно играть в нее как по парам, так и по группам. Правила игры: объяснить слово на карточке, не используя слова-табу, которые указаны в ней. Например, на карточке слово ‘timetable’, а слова-табу: ‘train’, ‘boat’, ‘bus’, ‘airplane’. Ученик должен объяснить это слово, дать определение, но не может использовать слова-табу.
«Робот»
Для этой разминки нужны три участника: один играет робота, другой играет покупателя, третий играет продавца. Каждый из них выполняет свою функцию.
Например: покупатель хочет купить робота для помощи в доме. Продавец подзывает робота и дает ему инструкции. Робот должен поприветствовать продавца, представиться, произнести имя по буквам, назвать возраст, страну, назвать и показать, что он умеет или не умеет делать. Цель этой разминки — научиться правильно задавать и отвечать на вопросы. Эта разминка подходит для закрепления любых грамматических структур. Вопросы можно подготовить для учащихся заранее, либо предложить им самим составить вопросы. Участники встают в круг, но вопросы задаются не соседу, а тому, кто стоит за ним. Тот, кто запутывается или отвечает не на свой вопрос, выбывает из игры.
Игровые педагогические технологии, а именно: использование энерджайзеров (активаторов, warm-up), стали частью нашего интеграционного опыта, которые позволили сделать будничное изучение иностранных языков учащимися интересным и увлекательным процессом, позволили им проявить свои творческие и поисковые способности, снять психологические барьеры, страх перед самостоятельной иноязычной речевой деятельностью, активизировать их положительный эмоциональный настрой к дальнейшему самостоятельному изучению немецкого и французского языков в рамках минимального количества учебных часов в школе.
Энерджайзеры стали одним из инструментов, к открытию познавательной деятельности учащихся, а значит к более осмысленному усвоению знаний, мотиватором в изучении иностранных языков.
Практико-ориентированный проект (PEP)- один из способов планирования интегрированных
Результаты, полученные за время проведения интегрированных уроков (тандемом преподавателя немецкого и французского языков) по обучению второму иностранному языку представлены нами в виде «Практико-ориентированного исследовательского проекта (PEP)», который является неотъемлемой частью модульного профессионального DLL-курса (DEUTSCH LEHREN LERNEN-УЧИМСЯ ОБУЧАТЬ НЕМЕЦКОМУ) — разработкой зарубежных ученых Гете-института (Германия).
Cтруктура практико-ориентированного проекта (PEP) включает обозначение:
- импульсов на основе методико-дидактического материала курса DLL4 и DLL1;
- гипотезы и показателей (индикаторов) поставленной цели проекта – «Повысить языковую активность и деятельность учащихся, а также добиться взаимодействия и спонтанного говорения на уроках иностранного (немецкого или французского языка) за счет внедрения активизирующих заданий»;
- результатов и выводов исследования на основе анкетирования учащихся с выделением процентной доли по выбранной шкале.
Нами была поставлена следующая задача, вернее сформулирован основной вопрос «Как изменятся мои занятия, если использовать больше активирующих заданий («Энерджайзеров»)? В исследовании приняли участие учащиеся 6-х и 7-х классов МОУ ИРМО «СОШ п. Молодежный», которые начали изучать немецкий и французский языки как второй иностранный с 5-го класса, к сожалению, с минимальным количеством уроков в неделю. Так как поставленную цель невозможно достичь сразу и получить молниеносный результат, было решено включать постепенно в учебную деятельность различные виды Энерждайзеров, а во взаимодействии двух коллег — понять цели, основные вехи, общий объем заданий, образ результата, увидеть еще «большие» идеи, понять, когда и чем можно еще дополнять учебный материал, не нарушая при этом общую структуру занятия. При выполнении активирующих заданий во время интеграционных уроков разброс уровня подготовки учащихся был ещё более широк, чем обычно. Учащиеся ориентировались на взаимодействие.
Задание «Энерджайзер» – «Taboo Games», во время закрепления лексики и грамматики вышло на первый план, и как мотивационное задание и как проблемный вопрос, подталкивающий к свободной речи, когда учащиеся не боятся допускать ошибки.
Считаем, что современное преподавание должно учитывать те или иные дидактически-методологические принципы, тогда прогресс учащихся, позитивная атмосфера и мотивационное обучение налицо. Лучше потратить время на планирование такого проекта с обратной связью, чем стал проведенный несложный и быстрый опрос, а также учесть главное условие — чтобы на протяжении всего проекта учащимся было понятно, что делать, какими материалами пользоваться, в каком виде представить результат выполнения и как проверить его правильность, как и с кем это нужно сделать.
Результаты анкетирования, показали разницу в заинтересованности учащихся в выполнении заданий. Особого внимания достойны вопросы: как учащийся сам оценивает свой уровень выполнения учебного задания и языковой активности. Информация же, полученная на основе открытых вопросов, имеет большое значение для выбора основных форм работы на уроках.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы поддержать учащихся в их активном участии на уроке в соответствии с их индивидуальными способностями, выбрать те формы учебной деятельности, которые будут нацелены на их обучение. После реализации проекта стало совершенно ясно, что именно правильная дефиниция цели учебной деятельности воздействует на учащихся и только потом – форма организации труда.
Данный опыт был своевременным и продуктивным для нас. PEP можно рассматривать как ориентир для дальнейшей работы преподавателя иностранного языка. При планировании занятий и выборе дидактико-методических принципов можно смело использовать концепцию практико-ориентированного проекта (PEP).
Как часто мы задаемся вопросами: Как создать в классе атмосферу без страха, мотивирующую и способствующую обучению иностранному языку? Как контролировать процессы в классе и сопровождать учащихся на их пути? Как мы можем самостоятельно профессионально развиваться вместе с учащимися?
На эти и другие злободневные вопросы поможет ответить креативная методика создания практико-ориентированного исследовательского проекта как успешный способ моделирования учебных занятий, в том числе при планировании интеграционных уроков с апробацией нестандартных форм и приемов на уроках иностранного языка.