УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Автор: Екатерина СПЕВАКОВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Вторник 28 мая 2024Формирование учебной мотивации – одна из центральных проблем современной школы. Существует много факторов, формирующих мотивацию к обучению: это и современные технологии ведения урока, и использование интерактивных методов обучения и многое другое. Одним из способов формирования положительной учебной мотивации школьников является организация исследовательской деятельности обучающихся.
Автор: Спевакова Екатерина Ивановна
Место работы: МКОУ«СОШ №2 поселка имени Карла Либкнехта» Курчатовского района Курской области
Должность: учитель
В основе исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно находить нужную информацию, ориентироваться в информационном пространстве и применять свои знания.
Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную ёмкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Можно выделить основные задачи исследовательской деятельности в обучении:
- формирование глубоких, прочных и действенных знаний, а также расширение кругозора в предметных областях;
- развитие интеллектуальной сферы личности, формирование умений и навыков обучения, способствование формированию научного мировоззрения;
- воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования, что даёт импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- развитие познавательной активности и самостоятельности, развитие творческих задатков.
Исследовательская деятельность предполагает различные формы организации работы с обучающимися: урочная и внеурочная. В урочной деятельности применимы такие её виды, как урок-исследование, урок-практикум, исследовательский проект, лингвистический эксперимент, экскурсия. Внеурочная деятельность в зависимости от мотивации обучающихся может быть представлена как массовая (конференции, экскурсии, предметные недели), групповая (научное общество, групповые занятия и занятия по выбору), индивидуальная (проект, домашний эксперимент, консультации). Сочетание всех этих форм в учебном процессе позволяет каждому ученику проявить свои способности. Кроме этого, исследовательскую деятельность следует отнести к современным инновационным и эффективным методам обучения, которые способствуют развитию творческого мышления, коммуникативной и культурологической компетенций.
Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Внеурочная деятельность приобретает для учащихся новый смысл: не просто развлечения, а новые открытия.
Немецкий язык предлагает большой выбор направлений и тем для исследования: всё зависит от того, в какую область знания ученик намеревается углубиться. Фразеология, лексикология, стилистика, грамматика-вот небольшой перечень дисциплин, связанных с немецким языком, которые могут быть интересны школьникам. Учащиеся с увлечением ищут необходимый материал, погружаясь в увлекательный и новый для них мир учебного исследования. Исследовательская работа по немецкому языку поможет углубить знания по грамматике, увеличить словарный запас, изучить новые факты из истории, культуры и литературы страны изучаемого языка.
Огромные возможности для этого представляет каждая тема в современных учебниках по немецкому языку, выпущенных под руководством И. Л. Бим (издательство «Просвещение», Москва)
Для исследовательской деятельности я выбираю темы из реальной жизни детей, чаще использую краеведческий материал. Учащиеся должны уметь адекватно представлять на изучаемом иностранном языке реалии родной культуры, в том числе и регионального характера. Наибольший интерес вызывают у ребят исследовательские проекты о символах родного края, его географическом положении, городах и их достопримечательностях, праздниках и традициях народа. Так, например, при изучении темы в 7 классе „Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes“ учащиеся с большим удовольствием готовят «заочную» экскурсию для немецких гостей по родным местам своей малой родины. Ребята по желанию выбирают для себя задания:
1 группа собирала материал о селе в виде презентации и в форме викторины представила свой проект:
- Wann wurde das Dorf gegründet?
- Von wem wurde das Dorf gegründet?
- Wo liegt das Dorf?
- Wie viel Menschen wohnen im Dorf?
- Welche Nationen kann man hier sehen?
- Wo können die junge Leute hier die Zeit verbringen?
- Welche bekannte Menschen wohnen hier?
- Welche Kirche gibt es hier?
- Welche Sehenswürdigkeiten gibt es hier?
- Wie ist die Natur?
2 группа представила материал по своему населённому пункту и представила в виде текста с заданием.
Занимаясь исследовательской работой по предмету, я ориентирую ребят на участие в научно-практических конференциях по немецкому языку.
Исследовательская деятельность осуществляется по трем основным направлениям:
- Индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах
а) отдельные задания (подбор литературы, устные сообщения, изготовление наглядных пособий);
б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, находящегося за рамками школьной программы);
- Групповая работа, включающая в себя работу над совместными и исследовательскими проектами, где необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
- Массовая работа — совместная подготовка и проведение предметных недель, организация тематических мероприятий с целью изучения страноведения, праздников и культурных традиций немецко-говорящих стран.
Свою работу по организации исследовательской деятельности я начинаю с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создаются образ учащихся, и планируется дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность можно построить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создается портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. На основном этапе они учатся излагать результаты своего исследования на иностранном языке, а значит, реализуют себя в языковом аспекте, развивая лексический и речевой потенциал. Это помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность, а значит и устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка.
Библиографический список:
- Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (Концепция)//Иностр. Языки в школе.-2009.-№1.-С.4-8
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.-М.Вербум,2001.
- Чекмезова М.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку /http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/01/13/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti