«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Вторник 28 мая 2024

Формирование учебной мотивации – одна из центральных проблем современной школы. Существует много факторов, формирующих мотивацию к обучению: это и современные технологии ведения урока, и использование интерактивных методов обучения и многое другое. Одним из способов формирования положительной учебной мотивации школьников является организация исследовательской деятельности обучающихся.

Автор: Спевакова Екатерина Ивановна
Место работы: МКОУ«СОШ №2 поселка имени Карла Либкнехта» Курчатовского района Курской области
Должность: учитель

В основе исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно находить нужную информацию, ориентироваться в информационном пространстве и применять свои знания.

Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную ёмкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Можно выделить основные задачи исследовательской деятельности в обучении:

  • формирование глубоких, прочных и действенных знаний, а также расширение кругозора в предметных областях;
  • развитие интеллектуальной сферы личности, формирование умений и навыков обучения, способствование формированию научного мировоззрения;
  • воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования, что даёт импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности, развитие творческих задатков.

Исследовательская деятельность предполагает различные формы организации работы с обучающимися: урочная и внеурочная. В урочной деятельности применимы такие её виды, как урок-исследование, урок-практикум, исследовательский проект, лингвистический эксперимент, экскурсия. Внеурочная деятельность в зависимости от мотивации обучающихся может быть представлена как массовая (конференции, экскурсии, предметные недели), групповая (научное общество, групповые занятия и занятия по выбору), индивидуальная (проект, домашний эксперимент, консультации). Сочетание всех этих форм в учебном процессе позволяет каждому ученику проявить свои способности. Кроме этого, исследовательскую деятельность следует отнести к современным инновационным и эффективным методам обучения, которые способствуют развитию творческого мышления, коммуникативной и культурологической компетенций.

Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Внеурочная деятельность приобретает для учащихся новый смысл: не просто развлечения, а новые открытия.

Немецкий язык предлагает большой выбор направлений и тем для исследования: всё зависит от того, в какую область знания ученик намеревается углубиться.  Фразеология, лексикология, стилистика, грамматика-вот небольшой перечень дисциплин, связанных с немецким языком, которые могут быть интересны школьникам. Учащиеся с увлечением ищут необходимый материал, погружаясь в увлекательный и новый для них мир учебного исследования. Исследовательская работа по немецкому языку поможет углубить знания по грамматике, увеличить словарный запас, изучить новые факты из истории, культуры и литературы страны изучаемого языка.

Огромные возможности для этого представляет каждая тема в современных учебниках по немецкому языку, выпущенных под руководством И. Л. Бим (издательство «Просвещение», Москва)

Для исследовательской деятельности я выбираю темы из реальной жизни детей, чаще использую краеведческий материал.  Учащиеся должны уметь адекватно представлять на изучаемом иностранном языке реалии родной культуры, в том числе и регионального характера. Наибольший интерес вызывают у ребят исследовательские проекты о символах родного края, его географическом положении, городах и их достопримечательностях, праздниках и традициях народа. Так, например, при изучении темы в 7 классе „Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes“ учащиеся с большим удовольствием готовят «заочную» экскурсию для немецких гостей по родным местам своей малой родины. Ребята по желанию выбирают для себя задания:

1 группа собирала материал о селе в виде презентации и в форме викторины представила свой проект:

  1. Wann wurde das Dorf gegründet?
  2. Von wem wurde das Dorf gegründet?
  3. Wo liegt das Dorf? 
  4. Wie viel Menschen wohnen im Dorf?
  5. Welche Nationen kann man hier sehen?
  6. Wo können die junge Leute hier die Zeit verbringen?
  7. Welche bekannte Menschen wohnen hier?
  8. Welche Kirche gibt es hier?
  9. Welche Sehenswürdigkeiten gibt es hier?
  10. Wie ist die Natur?

2 группа представила материал по своему населённому пункту и представила в виде текста с заданием.

Занимаясь исследовательской работой по предмету, я ориентирую ребят на участие в научно-практических конференциях по немецкому языку.

Исследовательская деятельность осуществляется по трем основным направлениям:

  1. Индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах

а) отдельные задания (подбор литературы, устные сообщения, изготовление наглядных пособий);
б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, находящегося за рамками школьной программы);

  1. Групповая работа, включающая в себя работу над совместными и исследовательскими проектами, где необходимо использовать информацию из разных предметных областей;

  1. Массовая работа — совместная подготовка и проведение предметных недель, организация тематических мероприятий с целью изучения страноведения, праздников и культурных традиций немецко-говорящих стран.

Свою работу по организации исследовательской деятельности я начинаю с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создаются образ учащихся, и планируется дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность можно построить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создается портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. На основном этапе они учатся излагать результаты своего исследования на иностранном языке, а значит, реализуют себя в языковом аспекте, развивая лексический и речевой потенциал. Это помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность, а значит и устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка.

Библиографический список:

  1. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (Концепция)//Иностр. Языки в школе.-2009.-№1.-С.4-8
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.-М.Вербум,2001.
  3. Чекмезова М.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку /http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/01/13/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti

Комментарии закрыты.