БУКВЫ РАЗНЫЕ ПИСАТЬ… ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Автор: Анастасия ПОКИДОВА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Четверг 25 июля 2024Данное пособие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федеральной образовательной программы начального общего образования к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов. Прописи могут быть использованы как самостоятельное пособие, так и в качестве дополнения к УМК по английскому языку «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 2 класса.
Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна,
учитель английского языка ВКК,
методист ВКК МБУ ДПО УМЦ «Коломна»,
автор учебных и методических пособий
АО «Издательство «Просвещение»,
эксперт ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку,
главный тренер Регионального проекта
«Школа профессионального мастерства»
по английскому языку в Московской области,
автор сценарных планов уроков для
РЭШ и ЦОС «Моя школа»
Методологической основой пособия является системно-деятельностный подход, цель которого в первую очередь – научить детей учиться, осознавая дефицит информации и самостоятельно планируя свою учебную деятельность. Этот подход предполагает превращение ребёнка из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребёнок не получает знания в готовом виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных учебных действий.
Прописи предназначены для:
– учащихся, которые начинают изучать английский язык в школе и индивидуально;
– педагогов, желающих сделать процесс обучения письму на английском языке наиболее результативным и продуктивным. Задания, представленные в прописях, нацелены не только на освоение навыка письма, но и на достижение метапредметных результатов, раскрытие творческого потенциала школьников, развитие внимания и логического мышления. Для экономии времени педагога при подготовке к уроку автором разработаны дополнительные задания, представленные в конце методического пособия.
КАК ПИСАТЬ И ПОЧЕМУ?
Отметим, что техника письма (на родном и иностранном языках) занимает значимое место в обучении английскому языку в начальной школе. Не случайно учителя придают особое значение этому аспекту на начальном этапе обучения английскому языку, ведь ученики 2 класса сталкиваются со множеством трудностей:
– научиться правильно писать буквы новой для них графической структуры;
– различать английские и русские буквы;
– выработать хороший почерк.
Педагоги английского языка в своей работе, руководствуясь требованиями нормативной документации, обучают школьников полупечатному написанию букв. Приведём выдержки из Федеральной образовательной программы начального общего образования по иностранному (английскому) языку, в которой раздел «Содержание обучения» выделяет следующий коммуникативный навык в области письма: «Овладение техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов)».
Это означает, что к концу 2 класса учащиеся должны:
- знать буквы алфавита в правильной последовательности;
- фонетически корректно озвучивать и графически корректно воспроизводить буквы алфавита, используя полупечатное написание букв;
- правильно писать изученные слова.
Педагогам и родителям следует понимать разницу между печатными, полупечатными и прописными (joint-up writing) буквами:
В качестве наглядного примера соответствия печатных и полупечатных букв приводим следующую таблицу:
КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ
К началу изучения английского языка в школе (2 класс) дети уже знают, как пользоваться прописями, ведь они работали с ними, обучаясь письму на уроках русского языка. При разработке данного пособия были учтены лучшие тенденции и методические рекомендации, имеющиеся для прописей на родном языке.
Алгоритм работы по знакомству с каждой буквой в пособии следующий:
– дети видят графическое изображение буквы, картинку-иллюстрацию и слово, которое начинается с указанной буквы;
– школьникам предлагается обвести букву по пунктиру и раскрасить её (это задание позволяет ребятам не только узнавать и запоминать букву, но и проявлять свои творческие способности);
– следующий шаг – «узнавание» и выделение необходимой буквы из предложенного множества. Выполняя это упражнение, ученики получают ещё одно изображение изучаемой буквы;
– далее переходим к непосредственному написанию заглавной и строчной букв в полупечатном варианте (в соответствии с требованием Федеральной рабочей программы). Страница для написания полупечатных букв разлинована клеткой. Дети рассматривают изображение буквы и, опираясь на образец в начале строки и стрелки, показывающие направление движения руки, обводят эту букву несколько раз по серой линии. После этого они пишут букву самостоятельно до конца строки. Важной особенностью является то, что для снижения вероятности ошибок в написании работа идёт в следующей последовательности:
- заглавная буква;
- строчная буква;
- пара «заглавная + строчная»;
- заполнение изучаемой заглавной буквы в пропуск в слове, с которым школьники знакомились ранее (все слово написано заглавными буквами);
- заполнение строчной буквы в пропуск (все слово написано строчными буквами).
ТИПЫ ЗАДАНИЙ
Изучив в соответствии с этим алгоритмом несколько букв, школьники получают возможность вспомнить и закрепить выученное, выполняя по образцу задания различного характера:
- прописать все изученные буквы 1) по серой линии и 2) полностью самостоятельно:
– обвести изученные буквы (задание нацелено на более глубокое усвоение изученного, анализ объёма пройденного материала и планирование дальнейшей работы):
– вставить пропущенную букву и соединить с картинкой, изображающей слово:
– выбрать необходимую букву:
– переписать слово строчными (маленькими)/заглавными (большими) буквами:
– расположить буквы в правильном порядке, написав слово и соединив с изображением:
– задания, проверяющие не только предметные результаты, но и развивающие логическое мышление и внимательность:
В интернет-магазине АО «Издательство «Просвещение» вы можете приобрести учебное пособие Покидовой А. Д. «Английский язык. 2 класс. Прописи», а также скачать методические рекомендации к ним.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В качестве оказания методической помощи и в целях расширения материала для отработки и закрепления алфавита, а также базовых буквосочетаний, предлагаем вам дополнительные задания:
Желаю Вам и Вашим ученикам успехов в изучении английского языка и надеюсь, что данные прописи помогут школьникам по-настоящему полюбить предмет!